Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:34, курсовая работа
Граждане Республики Абхазия вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Имеют возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности при наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни
Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, если с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Родители, усыновители и попечитель не несут ответственность по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.16
На содержание дееспособности более не оказывают влияния возрастные факторы, однако способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. При наличии указанных проявлений необходимо защитить имущественные интересы такого гражданина либо интересы его семьи. Этой цели служит признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами.
Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, признается судом недееспособным. В этом случае гражданин не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые, от его имени все сделки совершает его опекун (ст. 29 ГК РА).
Злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими веществами само по себе достаточно свидетельствует о необходимости вмешательства в его действия со стороны государства.
Регулирование имущественных отношений в ситуации с гражданами, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими веществами, предполагает вмешательство государства только при условии, что этот гражданин своими действиями ставит в тяжелое материальное положение свою семью. Таким образом, ограничение дееспособности имеет целью защиту имущественных интересов семьи. Если одинокий гражданин злоупотребляет спиртными напитками и вследствие этого пропивает собственное имущество, можно ставить вопрос о его лечении, но основания для ограничения его дееспособности нет. Ограничением дееспособности устанавливается контроль со стороны специально назначенного лица — попечителя — за совершением сделок, включая получение зарплаты, иных доходов и распоряжение ими, гражданином, ограниченным судом в дееспособности. В отличие от признания лица недееспособным, при ограничении дееспособности гражданин вправе сам совершать все сделки при условии, что имеется согласие попечителя. Лишь одну категорию сделок он вправе совершать, не испрашивая согласия, — мелкие бытовые сделки.
Перечень оснований для ограничения дееспособности граждан в законе исчерпывающий, однако практика показывает необходимость введения дополнительных оснований, в частности, поставить в тяжелое материальное положение свою семью можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, и неуемным коллекционированием и т. п. В настоящее же время ограничить граждан в дееспособности по подобным основаниям нельзя.
Признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности происходят вследствие наличия болезни либо иных обстоятельств, которые в дальнейшем могут отпасть. Например, психическое состояние лица улучшится настолько, что это лицо вполне будет в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность. В этих случаях суд выносит решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности. На основании решения суда отменяются опека и попечительство.
Наконец, что же такое опека и попечительство? В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Наиболее интересным мнением, является мнение Ершовой Н.М., которая определяет это как комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав.17
Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, как я уже говорила, и с семейным, и с гражданским законодательством.
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными недееспособными. Попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.
Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.
Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.
2.2. Правовые основы института опеки и попечительства.
Институт опеки и попечительства является одним из тех, которым уделяется недостаточно внимания в юридической науке. Как справедливо отмечала Л. Ю.Михеева: «К сожалению, в юридической литературе современное состояние института опеки и попечительства не исследуется. В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось».18
Правовую основу деятельности по опеке и попечительству составляют такие законодательные акты, как Гражданский кодекс РА, Кодекс о браке и семье, а также положение «об органах опеки и попечительства».
Применение положения законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
В нашей стране причиной этому можно назвать то, что у нас огромное значение придают семейно – родственным связям, родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающим психическими расстройствами, алкоголизмом и т.п. В связи с этим, мы редко сталкиваемся с применением данного института.
Однако, предоставив гражданам свободу употребления, и более того злоупотребления спиртными и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно.
По – видимому при определении границ вмешательства в судьбу личности должны сочетаться как интересы окружающих самой личности в удовлетворении ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.
Наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность – эти и другие явления в действительности являются угрозами национальной безопасности, и органы государственной власти, - как исполнительной, так и законодательной, -предпринимают в настоящий период попытки повлиять на ситуацию. На наш взгляд, реформирование института опеки и попечительства способно внести свою лепту в решении указанных проблем.
К сожалению, в юридической науке, соответствующие разделы учебников по гражданскому и семейному праву, а также гражданского и семейного кодексов РА не освещают институт опеки и попечительства достаточно подробно.
Самым значимым для института опеки и попечительства изменением является «перемещение» основных его положении в гражданское законодательство. Изначально эти нормы закреплялись в актах семейного законодательства – Кодекс о браке и семье. Раздел 4. Глава 14 ,15.
Перевод основных положении об опеке и попечительстве в гражданское законодательство (ст.31-41 ГК РА) объясняется рядом причин, в том числе и тем, что с позиции семейного кодекса отношения между взрослыми подопечными и опекунами (попечителями) не является предметом семейно – правового регулирования. Не могут быть отнесены к «ведению» семейного законодательства и иные, общие вопросы опеки и попечительства, такие, как правовой статус опекунов и попечителей, порядок установления и прекращения опеки и попечительства и другие.
Сразу же отметим, что Семейный кодекс, обладая предоставленной ему возможностью определять право и обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних подопечных, связанные с их воспитанием, тем не менее, положение Гражданского кодекса РА об опеке и попечительстве над несовершеннолетними фактически не развил. Удельный вес норм об опеке и попечительстве, содержащийся во главе 14 Кодекса о браке и семье, весьма незначителен. В сущности, Кодекс о браке и семье устанавливает лишь дополнительные требования к личности опекуна или попечителя.
Отдельные положения института опеки и попечительства имеют разную отраслевую природу. Очевидно, что к нормам гражданско – правовой принадлежности относятся, например, правила об участии опекунов в сделках выдаче попечителем согласия на совершение сделок подопечных. В то же время сроки и порядок установления опеки и попечительства, обязанность суда сообщать органу опеки и попечительства о признании гражданина недееспособным, о выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение имущества подопечного, эти и другие положения, в сущности, закрепляют функции органа государственного управления и могут быть охарактеризованы как административно – правовые. 19
Ст. 31 ГК РА позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов и попечителей состоит в совершении юридических действии в пользу подопечных, тех действии, которые могут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство, как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.
Психологи утверждают, что люди обладают «сильнейшей потребностью в присоединенности. Существование тесных, проверенных временем личностных взаимоотношений повышает жизнеспособность индивидуумов и групп».20
Потребность человека в заботе о ближнем сегодня должна культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами и, безусловно, «эксплуатироваться», но, разумеется, в пределах допустимого. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.
Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально - полезной единицы - потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.
Итак, природа и цели института
опеки и попечительства
Сегодня в действительности назначение опеки или попечительства производится лишь в случаях, когда лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя).
Это, безусловно, не означает автоматического назначения гражданина, поскольку при несоответствии его личностных характеристик требованиям закона орган опеки и попечительства обоснованно отказывает в установлении опеки (попечительства). Тем не менее акцент в этих правоотношениях сместился в сторону опекунов (попечителей) и их волеизъявления, что в большей степени обусловлено отсутствием возможности выбора между несколькими кандидатурами.
Отсутствие выбора вызвано во многом тем, что в современных условиях государство не создало предпосылок для требования от своих граждан исполнения такого общественного долга, как осуществление заботы о недееспособных или не полностью дееспособных гражданах. Кроме того, отношения опекунов (попечителей) и их подопечных не могут возникать помимо воли опекуна (попечителя), поскольку носят в большей степени личный характер и их существование и длительность напрямую связаны с психологическим климатом в этой малой социальной группе. Мы бы хотели утверждать, что данные правоотношения в сущности являются лично - доверительными и должны прекращаться в любой момент при возникновении конфликта сторон и угрозы нарушения тем самым прав и интересов подопечного.
Информация о работе Правовой статус субъектов института опеки и попечительства