Правовой статус субъектов института опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Граждане Республики Абхазия вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Имеют возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности при наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 111.08 Кб (Скачать файл)

    Что касается прекращение опеки и попечительства, то  существует несколько оснований для прекращения опеки и попечительства. Опека над несовершеннолетними прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в попечительство.36 С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство, установленное над ребенком. По общему правилу, как уже было неоднократно сказано в работе, совершеннолетним признается ребенок, достигший 18-ти лет. Существуют и некоторые исключения из общего правила.

   Так, лицо может быть признано полностью дееспособным, если оно вступает в брак до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК РА) или было объявлено полностью дееспособным (эмансипировано) в соответствии со ст. 27 ГК РА.

    Прекращается опека над несовершеннолетними и в случаях их возвращения под опеку родителей, установления над ними усыновления (удочерения) или помещения их в соответствующее воспитательное учреждение.

    Автоматически прекращается действие опеки или попечительства и в случаях, если подопечный умер или был признан судом умершим.

    Опека над совершеннолетним гражданином может быть прекращена и в результате его выздоровления. В таком случае гражданин признается судом дееспособным. Заявление о признании лица полностью дееспособным может быть подано членами его семьи, опекуном, прокурором, органом опеки и попечительства, а также соответствующим лечебным учреждением. К заявлению должно быть приложено заключение судебно-психиатрической экспертизы с обоснованием выздоровления или значительного улучшения состояния подопечного.

     На основании данных экспертизы и других дополнительных свидетельств суд выносит решение о признании выздоровевшего гражданина дееспособным. После вступления этого решения в законную силу органы опеки и попечительства отменяют установленную над гражданином опеку.

     Подобным образом прекращается попечительство над гражданином, ограниченным в своей дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Существенное отличие состоит в том, что заявление о прекращении попечительства может исходить и от самого гражданина.

    Патронаж может быть прекращен по заявлению гражданина, над которым он был установлен, или в случае помещения последнего в соответствующее медицинское учреждение.

     Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Как правило, это происходит из-за ухудшения состояния его здоровья или материального положения, а также при невозможности установления психологического контакта с подопечным.   Однако, подчеркну, опека или попечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания, приведшие к их установлению. Просто обязанности опекуна (попечителя) перекладываются на другое лицо или администрацию соответствующего учреждения.

      До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно исполняет свои обязанности. Однако законодатель предусмотрел возможность прекращения опеки и попечительства в случаях ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей.

  Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам.

    Опекуны и попечители обязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

     Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей может быть связано как с отсутствием у него необходимого опыта, так и со злоупотреблением ими своим положением или использованием его в корыстных целях. В любом случае их действия могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства. Жалоба может исходить от любого заинтересованного лица, в т.ч. и от самого подопечного.

     Орган опеки и попечительства рассматривает все поступившие жалобы и выносит по ним решения. Если будет установлено, что лицо умышлено выполняло свои обязанности ненадлежащим образом, орган опеки и попечительства может отстранить его от исполнения обязанностей опекуна (попечителя).

       В отличие от смерти или признания умершим подопечного, смерть или признание умершим опекуна (попечителя) не приводит к прекращению опеки или попечительства. Просто соответствующие права и обязанности переходит на других лиц.

 

Заключение.

 

     В результате проведенных исследований можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе и Семейном Кодексе Республики Абхазия.     

   Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими-принципами: 

1)свободное принятие гражданином  обязанностей по опеке или    попечительству и свободный отказ  от исполнения опекуном или попечителем своихобязанностей;  
2)контроль за деятельностью по опеке и попечительству;  
3)обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.  
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.  
       В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

      Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.     

       Наряду с этими гражданско-правовыми нормами в СК имеются правила об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки(попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношении по опеке, попечительству, а также в порядке их  установления и прекращения.

    В большинстве случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы.

  Можно  с уверенностью сказать, что проблемы  и сложности, связанные с воспитанием  детей, оставшихся без попечения  родителей, существовали на всех  исторических этапах становления  этого института и были присущи  практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью  самого института усыновления, опеки  и попечительства, приемной семьи, так и с внутренней политикой  каждого конкретного государства  на определенном этапе его  развития, а также существующем  уровне развития законодательной  техники, накопленном и обобщенном  опыте решения практических задач  в области  воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей.

   Сегодня  в действительности назначение  опеки или попечительства производится  лишь в случаях, когда лицо, желающее  выполнять эти функции подает  в орган опеки и попечительства  соответствующее заявление. Таким  образом, определяющим фактором  в возникновении соответствующих  правовых последствий становиться  свободное волеизъявление опекуна (попечителя). Это безусловно не  означает автоматического назначения  гражданина, поскольку при несоответствии  его личностных характеристик  требованиям опеки и попечительства.

    Опека  и попечительство как вид  социальной  заботы представляет с собой  универсальную форму индивидуального  временного устройства, которая :

  1. регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
  2. предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки над детьми -их воспитании);
  3. состоит в выполнении опекуном  (попечителем) юридических или (и фактических) действии в интересах подопечного;
  4. Осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно;
  5. Решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

    Задачи  органов опеки и попечительства  является в выявлении лиц, нуждающихся  в установлении над ними опеки  и попечительства. Данные органы  утверждая кандидатов  в опекуны  и попечители должны учитывать  как морально – нравственные, физические качества претендентов, так и материальные их положения, так как в дальнейшем они  занимаются не только воспитанием  несовершеннолетних подопечных , но  и распоряжаются их имуществом, что обеспечивает соблюдение  законных прав несовершеннолетних  подопечных. Органы обязаны вести  наблюдение за деятельностью  опекунов и  попечителей, что не  позволяет ущемлять законные  права и интересы их подопечных.

     Можно также отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые  сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) – это еще и способ их устройство на воспитание в семью.

     Представляется, что в том случае, когда опекун состоит в браке, необходимо устанавливать так называемую полную опеку (попечительство), т.е. опекунами назначать обоих супругов. А если один из них возражает против этого, в установлении опеки (попечительства) должно быть отказано. При удовлетворении заявления об установлении опеки (попечительства) ребенок передается на воспитание в семью опекуна (попечителя).

      В настоящее время назрела необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, преобразования их совокупности в систему. С учетом разноотраслевого характера содержащихся в институте опеки и попечительства норм целесообразно принятие  закона "Об опеке и попечительстве" (возможно - Опекунского кодекса).

     Необходимо опеку (попечительство) устанавливать судом, поскольку такой порядок позволяет в полной мере обеспечить соблюдение интересов ребенка и норм права. Административная процедура чрезмерно упрощена, что влечет множество ошибок. Кроме того, для усыновления предусмотрен судебный порядок, а для установления двух других форм устройства детей - административный. Думается, что нет необходимости в установлении разного порядка определения форм устройства.

  

 

 

 

 

 

 

  Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Азаревич  Д.О.- «О различии между опекой и попечительством по римскому праву», 1872г., с. 520

 

2 Дождев Д.В. –«Римское право». М., 1997г.

  

 

3  Загоровский А.И. –«Курс семейного права». М.,2003г.,с.199

 

 

4 Русская правда 1072г., ст. 99.

5 Ершова Н.М.- « Вопросы семьи в гражданском праве»,2004г.,с.46.

 

6 Комментарии к ст.31, ГК РФ.

7 Гражданский кодекс РФ, Глава 3 , ст. 33.

 

8 Германское Гражданское Уложение,1900г.,-Семейное право. Раздел 3.Опека.

 

9 Закон «о семье» 2009г. Эстонской Республики. Раздел : опека и попечительство, ст. 150.

10 Гражданский кодекс РА, 2008г.,Гл. 3, п.1, ч. 2., ст. 17.

 

11 Гражданский кодекс РА, 2008г., Гл. 3, п. 1, ст. 21.

 

12 Сергеева Толстой- «Гражданское право», стр. 86.

 

13 Гражданский кодекс РА, 2008г., Гл. 3, п. 1, ст. 28.

14  Сергеев,  Толстой- Гражданское право, стр. 95.

 

15 Сергеев, Толстой- Гражданское право. Стр. 97.

 

 

16 Гражданский кодекс, 2008г., Гл. 3, ст. 27.

 

17 Ершова Н. М. –«Опека, попечительство, усыновление.» М., 1984г.,с.10.

 

 

18 Михеева Л.Ю.- Статья : «Общие положения об опеке и попечительстве» Консультант Плюс, 2002г. 

 

19 Михеева Л.Ю. –«Институт опеки и попечительства и его перспективы»,2002г.

 

20  Д. Майерс- «Социальная психология»,1999г.,с.162.

21 Фетисова  В.О. -«Виды и формы опеки и  попечительства. Право и политика» .2009г.

 

22 Рабец А.М.-«Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», 2008г.,с.118.

 

 

23 Рабец А.М.-«Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», 2008г.,с.1222.

 

24 Чашин А.Н. – Комментарий к закону РФ об органах опеки и попечителства, 2009г.

 

25 Гражданский кодекс РА, 2006г., Гл. 3, п.2 ст.41.

 

 

26 Гражданский кодекс РА, 2006г.,Гл. 3. п. 1 ст. 35.

27 Гражданский кодекс РА, 2006г., Гл. 3. п. 2 ст. 35

 

28 Кодекс о браке и семье РА. Гл. 14 ст. 38.

  

29  Кодекс о браке и семье РА. Глава 14, ст. 143.

 

30 Гражданский кодекс РА,2006г., Глава  3, ст.36.

31 Кодекс о браке и семье РА. Глава 14, ст. 148.

 

32 Гражданский кодекс РА, 2006г. Глава 3, ст. 37.

 

33 Гражданский кодекс РА, 2006г. Глава 3, п. 1 ст. 38.

 

34 Кодекс о браке и семье РА. Глава 14,  ст.135.

Информация о работе Правовой статус субъектов института опеки и попечительства