Правовые основы социальной поддержки детей-сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы является социальная поддержка многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Предмет: содержание и особенности социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Целью моей работы является анализ социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Исследуя тему данной курсовой работы мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть социальные проблемы семьи.
2. Изучить систему государственной социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
3. Провести анализ системы социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.

Содержание

Введение
1. Социальная поддержка многодетных семей в РФ
1.1 Нормативно-правовая основа социальной защиты многодетных семей
1.2 Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации
2. Система социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей
2.1 Меры социальной поддержки малообеспеченной семьи
2.2 Государственная социальная политика в отношении малообеспеченных семей
3. Правовые основы социальной поддержки детей-сирот
3.1 Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами
3.2 Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социальная поддержка многодетных малообеспечен семей детей с.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.

Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.11

Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей – одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:

• доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,1 % от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 5,4 % от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2010 г.);

• численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

• распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

• преобладание многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.

В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2013 года (по материалам выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.

При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.

Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:

• почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью;

• почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;

• треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;

• в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать. 12

Особая проблема многодетных семей – жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%.

Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.13

При этом, ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более – 0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкие семьи.

Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.

В условиях депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10–15 % в общей семейной структуре российского общества.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.

При этом в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов многодетных семей:

• отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;

• недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);

• недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки многодетных семей на региональном уровне;

• недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах государственной поддержки;

• недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.14

Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной.

Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.15

Важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержки многодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.

Совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки.

1.Установление и обеспечение федерального стандарта минимального объема социальной поддержки многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.

2.Разработка и принятие в каждом субъекте Российской Федерации нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, объединяющего правовые нормы, определяющие размеры, условия и порядок предоставления всех форм поддержки многодетных семей на региональном уровне.

3.Создание банка данных о многодетных семьях в каждом субъекте Российской Федерации. Совершенствование порядка регистрации многодетных семей.

4.Установление единой для всех субъектов Российской Федерации формы документа, подтверждающего статус члена многодетной семьи.

5.Разработка единой методики мониторинга качества жизни многодетных семей в субъектах Российской Федерации, учитывающей региональные особенности, и осуществление такого мониторинга.

Государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем и оплате коммунальных услуг.

Государственная помощь многодетным семьям в приобретении, строительстве или получении в социальный найм жилья.

Введение правовых и финансовых механизмов предоставления банками целевых кредитов или уполномоченными организациями целевых субсидий на улучшение жилищных условий семьям при рождении четвертого и каждого последующего ребенка, с прогрессивной шкалой погашения процентов по банковским кредитам или размера подлежащих возврату предоставленных сумм за счет государства в зависимости от числа детей в возрасте до 18 лет.

Нормативно-правовое закрепление правовых и финансовых механизмов, обеспечивающих в случае рождения четвертого или последующего ребенка семьям (молодым семьям - в случае рождения третьего ребенка) с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, разовое погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку. Компенсация государством процентной ставки по основному кредиту в размере половины средней по субъекту Российской Федерации ставки по ипотечному кредиту.

Установление для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы первоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку: для семей с 3-4 детьми - 40 %, для семей с 5 и более детьми - 20 % от суммы (процента) первоначального взноса, установленной для других категорий граждан.

Введение правовых и финансовых механизмов предоставления семьям с 4 и более детьми, имеющим ежемесячный среднедушевой доход менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в течение полугода со дня рождения четвертого и каждого последующего ребенка жилых помещений (предоставление жилых помещений большей площади) из государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, с сохранением права на получение безвозмездной субсидии или займа, выделяемых за счет государственного или муниципального бюджета на строительство или приобретение жилья.

Реализация мер по стимулированию индивидуального жилищного строительства многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 4 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Предоставление организованным группам застройщиков - многодетным семьям земельных участков (не менее 0,15 га в пригороде; не менее 0,50 га - в сельской местности) в собственность под индивидуальное жилищное строительство бесплатно либо по льготной (через субвенции) цене (в зависимости от величины среднедушевого дохода семьи, в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения).

Выделение из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации финансовой помощи на организацию инженерного обустройства (газ, вода, электроэнергия) застраиваемых согласно п. 2.3.1 участков.

Введение правовых и финансовых механизмов компенсации многодетным семьям части затрат на приобретение или строительство жилья, выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в сельской местности) в случае рождения (усыновления) ребенка. Компенсация от 20 % до 100 % стоимости стройматериалов (в зависимости от среднедушевого дохода семьи в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения, в пределах норм, установленных в субъекте Российской Федерации) многодетным семьям при осуществлении ими индивидуального жилищного строительства.

По согласованию с собственниками (нанимателями) жилого помещения, содействие в проведении ремонта жилья (не реже чем 1 раз в 6 лет), занимаемого многодетными семьями с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов.

 

 

 

2. Система  социальной  поддержки многодетных и малообеспеченных  семей

2.1 Меры социальной поддержки малообеспеченной семьи

В целях обеспечения единства принципов и подходов к оказанию адресной социальной помощи, уточнения и расширения правового поля федерального закона «О государственной социальной помощи», законодательной трансформации социальных льгот и пособий в единое пособие по нуждаемости, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство.

На концептуальном уровне решаются такие задачи, как оптимизация и систематизация различных выплат, пособий, компенсаций и льгот (по существу, и составляющих адресную социальную помощь), утверждение единого социального пособия по нуждаемости, установление общих для всех субъектов Федерации принципов предоставления социальной помощи, определение источников ее финансирования, разграничение полномочий между органами исполнительной власти и ее субъектов в данной сфере, переход на адресные принципы предоставления помощи.

Информация о работе Правовые основы социальной поддержки детей-сирот