Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа
Объектом работы является социальная поддержка многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Предмет: содержание и особенности социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Целью моей работы является анализ социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Исследуя тему данной курсовой работы мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть социальные проблемы семьи.
2. Изучить систему государственной социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
3. Провести анализ системы социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Введение
1. Социальная поддержка многодетных семей в РФ
1.1 Нормативно-правовая основа социальной защиты многодетных семей
1.2 Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации
2. Система социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей
2.1 Меры социальной поддержки малообеспеченной семьи
2.2 Государственная социальная политика в отношении малообеспеченных семей
3. Правовые основы социальной поддержки детей-сирот
3.1 Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами
3.2 Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот Заключение
Список литературы
Однако данный закон распространяется как на несовершеннолетних, так и на совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Исключительно в отношении детей вышеуказанные (и иные) вопросы систематизирует Семейный Кодекс РФ. Исходя из положений ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Помимо выявления, вышеуказанные органы ведут учет и устройство таких детей, а также ведут контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.23
Дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение, под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 СК РФ).
3.2 Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот
В течение последних лет продолжается реализация широкого комплекса мер, направленных на защиту и поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная политика в отношении детей была направлена на: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание новых механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей.
В русле этих направлений государственной политики определялись и внедрялись в жизнь особые стратегии, ориентированные на разные категории детей, в том числе и детей-сирот.
В Федеральном Законе от 21 декабря 1996 г. №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.24
Закон устанавливает целый ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это:
– дополнительные гарантии права на образование (ст. 6);
– дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7);
– дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8);
– дополнительные гарантии права на труд (ст. 9);
К основным дополнительным гарантиям в области образования для детей-сирот относятся следующие:
1. Во-первых, для данной категории
детей предусмотрено
2. Во-вторых, дети-сироты имеют право
на бесплатное получение
3. В-третьих, данные лица, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. При этом под полным государственным обеспечением понимается:
– предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания;
– предоставление им бесплатного комплекта одежды и обуви;
– предоставление бесплатного общежития;
– предоставление бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.25
4. В-четвертых, обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
5. В-пятых, дети – сироты, которые обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, получают:
– стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении:
– ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;
– сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
При этом размер и порядок увеличения данных выплат устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находится данное образовательное учреждение.
6. В-шестых, выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.26
7. В-седьмых, все выпускники федеральных
государственных
Данные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;
По желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения, одежды, обуви и т.д. или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.28
8. Кроме того, дети-сироты, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Помимо данного перечня гарантий, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существует еще ряд гарантий, установленных государством.
Заключение
Изучив литературу по данной теме, я считаем, что семья является одним из важнейших институтов общества. Она постоянно находится в движении, меняется под воздействием социально - экономических условий, под влиянием внутренних процессов, но не все способны быстро перестроиться, подстроиться под новые социально - экономические условия и остаются за «бортом» жизни. Социально - экономический кризис в России более всего отразился на «первичной ячейке общества».
Негативное влияние на положение многодетных семей оказывают как внешние факторы, такие как, безработица, низкая заработная плата, большие затраты на оплату жилищно-коммунальных, транспортных и иных видов услуг, оплата детских садов и дополнительного образования детей (музыкальные, художественные школы, спортивные секции и т.д.). Так и внутренние факторы, влияют на развитие самой многодетной семьи, ее образ жизни, социальное положение. Многодетные семьи, которые не могут самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией, возникшей в их жизни, нуждаются в социальной помощи и поддержке.
Социальная поддержка зависит от специфики проблем конкретной семьи, а также возможностей социального учреждения. Поэтому целью курсовой работы является изучение содержания социальной помощи и правовой защиты многодетных семей в условиях управления социальной защиты в отделе семьи, материнства и детства, на основе нормативно-правовых документов.
Сегодня нормальная, гармоничная многодетная семья – это один из ресурсов изменения демографической ситуации в России. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных функций.
Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в современной России, свидетельствует о необходимости пересмотра существующих взглядов на взаимодействие семьи и государства: насколько значим институт семьи для обеспечения государственных интересов и в какой мере государство может воздействовать на сферу сугубо частных семейных отношений. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определило новое направление в характеристике системы взаимодействия частных и публичных интересов в обществе.
Перед современной наукой семейного права стоит целый ряд проблем, подход к разрешению которых определяется установлением оптимального соотношения частных и публичных интересов. Анализ современных семейных отношений сквозь призму действующего законодательства и правоприменительной практики дает основания говорить о необходимости изменения предмета и метода семейно-правового регулирования: расширяется круг отношений, связанных с реализацией гражданами своих семейных прав, которые в свою очередь не всегда могут быть регламентированы имеющимся «набором» семейно-правовых средств.
Потребность общества в жизнеустройстве детей-сирот, связана не только с тем, что определенная часть родителей не выполняет свои функции по отношению к родным детям, но и с тем, что общество не в полной мере исполняет свои обязанности по отношению к детям данных категорий. Без поддержки государства и общества дети-сироты, не способны решить проблему жизнеустройства (создания нормальных условий для физического, психического и духовного развития) самостоятельно. В связи с этим создание системы государственных гарантий обеспечения права детей-сирот является одним из основных путей решения проблемы сиротства в обществе.
В ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» даются понятия «детей-сирот» и «детей, оставшихся без попечения родителей», причем закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.
Государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, была создана стабильная система государственных гарантий в области поддержки прав детей-сирот.
Систему государственных гарантий по поддержке прав детей-сирот составляют дополнительные гарантии права на образование, права на медицинское обслуживание, права на имущество и жилое помещение и права на труд.
Гарантии права на
– содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот;
– предусмотрено бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы;
– закреплено право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;
– подтверждена обязанность соответствующих учреждений образования обеспечить выпускников – детей-сирот одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием.
Список литературы
Информация о работе Правовые основы социальной поддержки детей-сирот