Правовые основы социальной поддержки детей-сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы является социальная поддержка многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Предмет: содержание и особенности социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Целью моей работы является анализ социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
Исследуя тему данной курсовой работы мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть социальные проблемы семьи.
2. Изучить систему государственной социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.
3. Провести анализ системы социальной поддержки многодетных семей, малообеспеченных семей и детей-сирот.

Содержание

Введение
1. Социальная поддержка многодетных семей в РФ
1.1 Нормативно-правовая основа социальной защиты многодетных семей
1.2 Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации
2. Система социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей
2.1 Меры социальной поддержки малообеспеченной семьи
2.2 Государственная социальная политика в отношении малообеспеченных семей
3. Правовые основы социальной поддержки детей-сирот
3.1 Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами
3.2 Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социальная поддержка многодетных малообеспечен семей детей с.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Однако данный закон распространяется как на несовершеннолетних, так и на совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Исключительно в отношении детей вышеуказанные (и иные) вопросы систематизирует Семейный Кодекс РФ. Исходя из положений ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Помимо выявления, вышеуказанные органы ведут учет и устройство таких детей, а также ведут контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.23

Дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение, под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 СК РФ).

 

3.2 Виды государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот

В течение последних лет продолжается реализация широкого комплекса мер, направленных на защиту и поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная политика в отношении детей была направлена на: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание новых механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей.

В русле этих направлений государственной политики определялись и внедрялись в жизнь особые стратегии, ориентированные на разные категории детей, в том числе и детей-сирот.

В Федеральном Законе от 21 декабря 1996 г. №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.24

Закон устанавливает целый ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это:

– дополнительные гарантии права на образование (ст. 6);

– дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7);

– дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8);

– дополнительные гарантии права на труд (ст. 9);

К основным дополнительным гарантиям в области образования для детей-сирот относятся следующие:

1. Во-первых, для данной категории  детей предусмотрено бесплатное  обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы. «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»

2. Во-вторых, дети-сироты имеют право  на бесплатное получение первого  и второго начального профессионального  образования.

3. В-третьих, данные лица, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. При этом под полным государственным обеспечением понимается:

– предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания;

– предоставление им бесплатного комплекта одежды и обуви;

– предоставление бесплатного общежития;

– предоставление бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.25

4. В-четвертых, обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

5. В-пятых, дети – сироты, которые обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, получают:

– стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении:

– ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;

– сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

При этом размер и порядок увеличения данных выплат устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находится данное образовательное учреждение.

6. В-шестых, выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.26

7. В-седьмых, все выпускники федеральных  государственных образовательных  учреждений из числа детей-сирот, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким  инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.27

Данные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

По желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения, одежды, обуви и т.д. или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.28

8. Кроме того, дети-сироты, обеспечиваются  бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Помимо данного перечня гарантий, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существует еще ряд гарантий, установленных государством.

 

 

Заключение

Изучив литературу по данной теме, я считаем, что семья является одним из важнейших институтов общества. Она постоянно находится в движении, меняется под воздействием социально - экономических условий, под влиянием внутренних процессов, но не все способны быстро перестроиться, подстроиться под новые социально - экономические условия и остаются за «бортом» жизни. Социально - экономический кризис в России более всего отразился на «первичной ячейке общества».

Негативное влияние на положение многодетных семей оказывают как внешние факторы, такие как, безработица, низкая заработная плата, большие затраты на оплату жилищно-коммунальных, транспортных и иных видов услуг, оплата детских садов и дополнительного образования детей (музыкальные, художественные школы, спортивные секции и т.д.). Так и внутренние факторы, влияют на развитие самой многодетной семьи, ее образ жизни, социальное положение. Многодетные семьи, которые не могут самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией, возникшей в их жизни, нуждаются в социальной помощи и поддержке.

Социальная поддержка зависит от специфики проблем конкретной семьи, а также возможностей социального учреждения. Поэтому целью курсовой работы является изучение содержания социальной помощи и правовой защиты многодетных семей в условиях управления социальной защиты в отделе семьи, материнства и детства, на основе нормативно-правовых документов.

Сегодня нормальная, гармоничная многодетная семья – это один из ресурсов изменения демографической ситуации в России. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных функций.

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в современной России, свидетельствует о необходимости пересмотра существующих взглядов на взаимодействие семьи и государства: насколько значим институт семьи для обеспечения государственных интересов и в какой мере государство может воздействовать на сферу сугубо частных семейных отношений. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определило новое направление в характеристике системы взаимодействия частных и публичных интересов в обществе.

Перед современной наукой семейного права стоит целый ряд проблем, подход к разрешению которых определяется установлением оптимального соотношения частных и публичных интересов. Анализ современных семейных отношений сквозь призму действующего законодательства и правоприменительной практики дает основания говорить о необходимости изменения предмета и метода семейно-правового регулирования: расширяется круг отношений, связанных с реализацией гражданами своих семейных прав, которые в свою очередь не всегда могут быть регламентированы имеющимся «набором» семейно-правовых средств.

Потребность общества в жизнеустройстве детей-сирот, связана не только с тем, что определенная часть родителей не выполняет свои функции по отношению к родным детям, но и с тем, что общество не в полной мере исполняет свои обязанности по отношению к детям данных категорий. Без поддержки государства и общества дети-сироты, не способны решить проблему жизнеустройства (создания нормальных условий для физического, психического и духовного развития) самостоятельно. В связи с этим создание системы государственных гарантий обеспечения права детей-сирот является одним из основных путей решения проблемы сиротства в обществе.

В ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» даются понятия «детей-сирот» и «детей, оставшихся без попечения родителей», причем закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

 Государственная политика в  области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, была создана стабильная система государственных гарантий в области поддержки прав детей-сирот.

Систему государственных гарантий по поддержке прав детей-сирот составляют дополнительные гарантии права на образование, права на медицинское обслуживание, права на имущество и жилое помещение и права на труд.

 Гарантии права на образование  закреплены в ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В частности определены:

– содержание и условия государственного обеспечения детей-сирот;

– предусмотрено бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в средние учебные заведения и ВУЗы;

– закреплено право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;

– подтверждена обязанность соответствующих учреждений образования обеспечить выпускников – детей-сирот одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием.

 

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
  3. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
  4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
  5. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 17-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  9. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
  10. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»
  11. Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 (ред. от 05.10.2002) «Об Основных направлениях государственной семейной политики»
  12. Антокольская А.М. Семейное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2012. – 458 с.
  13. Егорова М.О. Нормативно-правовая база технологий семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 192 с.
  14. Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве в Российской Федерации. М., 2012. С. 1.
  15. Ложкин Д. Семья в России: проблемы, перспективы. // Социальное обеспечение. - 2010.-№2. с. 15-21.
  16. Ловцова, Н.И. Здоровая, благополучная семья - опора государства? Гендерный анализ семейной социальной политики / Н.И. Ловцова // Журнал исследований социальной политики, 2009. - № 3/4. - С. 323-341.
  17. Манукян Э. Региональные особенности социальной поддержки семьи и детей. // Социальное обеспечение. - 2011. - №3. с.2-8.
  18. Овчарова, Л.Н. Новая политика поддержки семей с детьми: кардинальный прорыв или первый шаг? / Л.Н. Овчарова // Мир России, 2013. - № 2. - С. 41-68
  19. Панкратьева Н.В. Экономическое положение многодетных семей и проблемы их социальной защиты. // Семья в России. - 2010.-№1. с. 90-102.
  20. Пациорковский, В.В. Большая семья в демографической ситуации России / В В. Пациорковский, В.В. Пациорковская // Социологические исследования, 2009. - № 3. - С. 121-128.
  21. Парамонов, В.С. Социальная политика / В.С. Парамонов. – М. : РУДН, 2012. – 114 с.
  22. Право социального обеспечения Под. Ред. д.ю.н., проф. К.Н. Гусова М, 2013.
  23. Ржаницына Л.С. Проблемы формирования системы государственной адресной помощи малообеспеченным семьям. // Семья в России.-2010.-№2.
  24. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Контур, 2012.
  25. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М., 2007. – С. 128.
  26. Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. – Москва:ИНФРА-М, 2012 г., с.251.
  27. Эллерт В.В. Союз наш крепнет и растет // Журнал «Социальная работа»,  № 3, 2012 г., с.32 – 35.

Информация о работе Правовые основы социальной поддержки детей-сирот