Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 11:13, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на деловую репутацию юридических лиц, а также непосредственная защита этого права и ее особенности.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение сущности нематериальных благ;
2.Дать понятие деловой репутации юридических лиц;
3.Исследовать внесудебный и судебный порядок защиты деловой репутации, компенсации вреда.
4. Выявить проблемы существующего законодательства по поводу защиты деловой репутации юридических лиц.
Введение 3
Глава 1. Понятие деловой репутации юридических лиц 5
1.1 Понятия и признаки нематериальных благ 5
1.2 Деловой репутация как гражданско-правовая и экономическая категория 6
Глава 2. Охрана и защита деловой репутации юридических лиц 9
2.1 Способы защиты прав в суде 9
2.2 Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию и компенсация 15
Глава 3. Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве 18
Глава 4. Материалы судебной практики 24
Заключение 29
Список литературы 31
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Кафедра «Правовое регулирование экономической деятельности»
КУРСОВЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданское право»
на тему «Право юридических лиц на деловую репутацию и его гражданско-правовая защита»
Студент: Попова Е.И.
Группа: Эм-480801
Руководитель: Жевняк О.В.
Екатеринбург, 2011
Оглавление
Проблема защиты чести, достоинства и деловой репутации является очень важной на сегодняшний день, так как наше общество поставило перед собой задачу построения правового государства, в котором личность человека и гражданина выдвигается на первый план, а законные интересы, права и свободы личности охраняются государством. Честь и достоинство граждан, если они надлежащим образом защищены, - это опора демократии и правовой государственности, прочный культурный и этический фундамент общества.
На настоящем этапе развития российского общества актуальность защиты права на честь, достоинство и деловую репутацию значительно возросла. Это объясняется тем, что далеко не все граждане, средства массовой информации понимают, что гласность не дает им права на публикацию любых сведений без проверки их достоверности. Конечно, средства массовой информации в большинстве случаев не ставят себе в качестве цели опорочить гражданина или юридическое лицо, но их задача - преподнести читателю как можно большее количество сенсаций (что увеличит спрос на их издания или рейтинг передачи, телевизионного канала), не утруждая себя проверкой информации. Однако необходимо помнить, что свобода слова имеет предел, за который нельзя переходить -это честь, достоинство и деловая репутация граждан или деловая репутация юридических лиц, которые охраняются государством.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, использования и защиты деловой репутации юридических лиц.
Предметом исследования выступает правовое регулирование указанных общественных отношений, выраженное в форме соответствующих законодательных актов.
Целью данной работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на деловую репутацию юридических лиц, а также непосредственная защита этого права и ее особенности.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение сущности нематериальных благ;
2.Дать понятие деловой репутации юридических лиц;
3.Исследовать внесудебный и судебный порядок защиты деловой репутации, компенсации вреда.
4. Выявить проблемы существующего законодательства по поводу защиты деловой репутации юридических лиц.
Гражданский кодекс рассматривает нематериальные блага как разновидность объектов, по поводу которых могут возникать гражданские правоотношения.
Сущность нематериальных благ раскрывает Гражданский кодекс. В статье 150 ГК РФ содержится примерный перечень юридически защищаемых нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения и в силу закона: «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.»1
Как видим, нематериальным багам относится и деловая репутация граждан и юридических лиц.
Все эти объекты права объединяет совокупность общих черт: отсутствие материального содержания, невозможность имущественной оценки, а также неразрывная связь с личностью и неотчуждаемость от нее. В связи с этим гражданско-правовое регулирование отношений по поводу указанной категории объектов сводится в основном к обеспечению их защиты2. Следует также отметить, что нематериальные блага существуют без ограничения срока их действия.
Нематериальными благами, а также личными неимущественными правами обладают как граждане, так и юридические лица. Так, деловой репутацией может обладать как физическое, так и юридическое лицо. Здесь мы будем рассматривать в большей степени право на деловую репутацию юридических лиц.
Иногда деловая репутация все же обладает признаком отчуждаемости, но только в сфере предпринимательства. Отчуждение деловой репутации происходит вместе с отчуждением предприятия как имущественного комплекса. Переход деловой репутации в этом случае возможен, поскольку в состав предприятия входит коммерческое обозначение. Отчуждение деловой репутации осуществляется также вместе с отчуждением товарного знака. Таким образом, отчуждение деловой репутации осуществляется вместе со средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Слово репутация произошло от латинского слова «reputatio» (обдумывание, размышление), и обозначает создавшееся общее мнение о качестве, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо.3
Репутация завоевывается делом, отсюда, по всей видимости, было введено такое понятие, как деловая репутация.
Деловая репутация представляет собой оценку профессиональных качеств конкретного лица. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, в том числе занимающийся предпринимательской деятельностью, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и др.4
Деловая репутация является одновременно гражданско-правовой и экономической категорией, важной предпосылкой успешной деятельности хозяйствующих субъектов.
«С точки зрения гражданского права деловая репутация рассматривается как один из объектов гражданских прав, а именно как нематериальное благо, которое порождает у его обладателя комплекс личных неимущественных и имущественных прав. Как экономическая категория, деловая репутация представляет собой один из видов нематериальных активов (как правило, это связанный актив), который отражается в бухгалтерском учете, может иметь конкретную стоимостную оценку» 5.
Деловая репутация фирмы в экономическом смысле - часть нематериальных активов компании. В практике развитых зарубежных стран этот термин трактуется как разница между стоимостью компании (или ценой реализации, с которой согласны и покупатель и продавец) и стоимостью (или суммой рыночных цен) ее активов в отдельности. Оценка такого показателя отражается в отчетности (балансе) компании. Другой способ оценки деловой репутации состоит в сравнении чистой прибыли компании со среднеотраслевой прибылью.
Пленум Верховного Суда РФ в «Постановлении от 24.02.2005 N 3» 6 прямо указал, что деловая репутация юридических лиц является одним из условий их успешной деятельности.
Во многих случаях нарушение деловой репутации юридического лица одновременно дискредитирует членов его трудового коллектива и наоборот, т.е. речь идет о нарушении права на репутацию. Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще и являет сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица, например, в сфере предпринимательства.
Таким образом, определение деловой репутации звучит следующим образом: это сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица, сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании, набор качеств и оценок, с которыми лицо ассоциируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности7.
Честь и достоинство гражданина, а также деловая репутация физических и юридических лиц неразрывно связаны с правом, ибо их ущемление или утрата влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в своих правоотношениях с другими субъектами. Поэтому честь, достоинство, деловая репутация являются важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей законодательной защите.
Право, в том числе и гражданское, призвано направлять, регулировать и определять границы поведения людей. Оно допускает осуществление внешнего контроля и может быть обеспечено специфическими правовыми средствами при расхождении поведения того или иного лица с требованиями правовой нормы.
Существенной особенностью абсолютных прав (как и права на честь, достоинство и репутацию) является то, что их носителям противостоит в качестве обязанных лиц не одно лицо, а все третьи лица, обязанные воздерживаться от действий, направленных на нарушение этих прав. В ином случае может наступить гражданско-правовая ответственность как санкция за совершенное правонарушение, которая связана с обременениями для правонарушителя и является для него определенным наказанием.
На сегодняшний день судебная защита чести, достоинства и деловой репутации возможна в судах общей юрисдикции в порядке гражданского и уголовного судопроизводства, а также в арбитражных судах (если дело касается защиты деловой репутации в сфере предпринимательской и экономической деятельности). Кроме того, действующее законодательство не исключает возможности рассмотрения вопросов, касающихся данных нематериальных благ, в третейском суде, спорящие стороны могут прибегнуть к его услугам.
Действующий ГК РФ устанавливает особый гражданско-правовой способ защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц. Статья 152 ГК РФ8 наделяет каждого гражданина правом требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Частью 7 этой же статьи предусмотрено право юридических лиц на защиту их деловой репутации по правилам, применяемым для защиты соответствующей репутации гражданина.
По общему правилу гражданско-правовая ответственность за посягательства на указанные нематериальные личные блага наступает при одновременном наличии трех условий:
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать «опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу»9. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
«Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица»10.
Рассматривая дела данной категории, суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционного права на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и права на свободу слова - с другой. В каждом конкретном случае возникает необходимость тщательно исследовать текст и определить, соответствуют ли действительности содержащиеся в нем сведения; наносят ли они вред чести, достоинству и деловой репутации; допустимо ли распространение таких сведений в свободной дискуссии и возможно ли их опровержение по суду. При этом оценка текста, ставшего предметом спорных отношений, обычно дается по собственному лексическому опыту судей или к участию в деле привлекаются эксперты. Следует отметить, что применение лингвистической экспертизы в судах при рассмотрении дел данной категории приобретает все больший характер.
Информация о работе Право юридических лиц на деловую репутацию и его гражданско-правовая защита