Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 07:28, курсовая работа
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.
Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.
Введение 2
Глава 1. Президент Российской Федерации 5
1.1 Правовой статус Президента Российской Федерации 5
1.2 Виды полномочий Президента Российской Федерации 12
Глава 2. Исполнительная власть в Российской Федерации 19
2.1 Состав и полномочия Правительства Российской Федерации 19
2.2 Структура и система федеральных органов исполнительной власти 24
Глава 3. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти 30
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Министерство образования и науки РФ
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Открытый юридический институт»
курсовая работа
по дисциплине: Конституционное право Российской Федерации
на тему: Президент и исполнительная власть
Выполнила студентка
Шифр № 112285, 1 курс
Специальность юриспруденция
Гаврилова Светлана Юрьевна
подпись:
|
Руководитель ____________________ должность
_______________________ ФИО, подпись |
Владивосток
2013
Оглавление
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.
Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.
На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Президент Российской Федерации как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти. Главе государства предоставлено право назначать и освобождать от должности высших руководителей практически всех органов исполнительной власти.
Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что я рассматриваю институт Президентства и его полномочия в сфере исполнительной власти.
Объект курсовой работы – Конституционно-правовой институт Президента РФ.
Предмет – общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнения в сфере исполнительной власти Президентом РФ.
Цель работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Задачами настоящей курсовой работы являются:
– охарактеризовать статус Президента РФ, порядок проведения его выборов и полномочия Президента в различных сферах;
– рассмотреть состав и полномочия Правительства РФ;
– определение системы и структуры органов исполнительной власти в РФ;
– определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.
Курсовая работа состоит из оглавления, введения, трёх глав: Президент РФ, исполнительная власть в РФ, взаимодействие Президента с органами исполнительной власти в РФ; заключения и списка использованной литературы. Она написана с использованием учебной юридической литературы, на основе положений Конституции Российской Федерации 1993г. и действующего российского законодательства.
Термин
«президент» происходит от
Институт Президента давно известен мировой государственно-правовой практике – он насчитывает более 200 лет. Впервые его научно обосновали в США: в 1788г. должность Президента была закреплена на конституционном уровне. В начале XIX века примеру Соединенных Штатов последовали, прежде всего, страны Латинской Америки, которые учредили пост Президента. В Европе впервые это было сделано в 1848 году в двух государствах - во Франции и в Швейцарии. Наибольшее распространение институт Президента получил в XX веке. После Первой мировой войны этот пост учреждается в таких европейских странах, как Австрия, Польша, Чехословакия.
Несмотря
на значительный опыт, накопленный
различными странами мира в
сфере организации и
Президент РФ в целях разрешения кризиса власти в стране прервал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. И до начала работы нового российского парламента принял на себя соответствующие полномочия. 21 сентября 1993 г. был издан Указ Президента РФ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»3, которым были прекращены полномочия избранных народом депутатов.
Таким образом, президентский Указ перечеркнул действующую Конституцию РСФСР, Закон о Президенте РСФСР, в ст. 6 которого говорилось, что полномочия Президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, нарушены основополагающие принципы демократии. В результате посредством издания данного Указа был совершен государственный переворот.
После прекращения существования Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ Президент РФ издает Указ от 7 октября 1993 г. №1598 «О правовом регулировании в период проведения поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»4. В п. 2 Указа устанавливалось, что правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ вопросам, совпадавшим с вопросами, «предусмотренными Постановлением №1831-1, осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме указов» Президентом РФ.
Таким образом, данным нормативным Указом Президента РФ произошло закрепление нормативности указов Президента РФ в российском праве. Правовое регулирование Президентом РФ указанных вопросов носило временный характер и осуществлялось до 25 декабря 1993 г., то есть до принятия Конституции РФ всенародным голосованием.
В настоящее время указ Президента РФ представляет собой внешнюю форму выражения правовых норм. Правовой основой для издания указов Президента РФ является Конституция РФ и федеральные законы. В ст. 90 Конституции РФ указывается на подзаконный характер президентских актов управления - они не должны противоречить Конституции РФ и законам.
Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства (ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. И согласно, действующей Конституции РФ Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей.
Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 конкретизирует в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются важнейших основ жизнедеятельности государства и общества - незыблемости конституционного строя, независимости и целостности государства.
Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства (ст. 80 Конституции РФ). Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.
Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве.
Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции РФ.
Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.
Президент является гарантом Конституции (ст. 80 Конституции РФ). Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.
Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране (ст. 80 Конституции РФ).
В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ).
Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. «Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе»5.
Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, то есть население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов.
Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, то есть общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. «Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа»6.
Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов. Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, возможно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков.