Президент и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.
Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Президент Российской Федерации 5
1.1 Правовой статус Президента Российской Федерации 5
1.2 Виды полномочий Президента Российской Федерации 12
Глава 2. Исполнительная власть в Российской Федерации 19
2.1 Состав и полномочия Правительства Российской Федерации 19
2.2 Структура и система федеральных органов исполнительной власти 24
Глава 3. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти 30
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

Президент РФ предстает одновременно и в качестве главы государства, конституционно дистанцированного от всех ветвей власти, но при этом обладающего одновременно значительной частью полномочий каждой из них и не менее эффективными механизмами воздействия на них, и в качестве фактического руководителя федеральных органов исполнительной власти.

Многие ученые-юристы негативно оценивают такое смешение функций главы государства и фактического руководителя Правительства. Но не стоит забывать и то, что Россия всю жизнь тяготела к самодержавию и что концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет, прежде всего, ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в «чистых формах».

Российская модель института президентства, нашедшая отражение в Конституции РФ 1993 года, конечно, довольно самобытна и не вполне вписывается в традиционные схемы организации президентской власти. И думается, что ее своеобразие объясняется, в том числе, особенностями исторического развития России, ее культуры и даже геополитического положения.

Именно на исполнительные органы государственной власти падает основная нагрузка по реализации наиболее важных и сложных задач, стоящих перед государством. Отсюда и такое пристальное, постоянное внимание главы государства к вопросам их организации и деятельности, обширные президентские полномочия по отношению к ним.

Конституция РФ 1993 года не закрепляет за Президентом статуса главы исполнительной власти, он – глава государства, что, как уже отмечалось выше. Исполнительную власть, согласно статье 110, осуществляет Правительство РФ, которым руководит Председатель Правительства. Но анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в сфере исполнительной власти глава государства обладает весьма широким кругом полномочий, а Правительство попросту находится в зависимом от него положении. На это обращают внимание очень многие ученые-юристы. Кроме того, стоит обратить внимание, что применительно к самому Правительству в Конституции используется глагол «осуществляет», но не «возглавляет» исполнительную власть.

Очень многие статьи Конституции указывают на то, что именно Президент является главой исполнительной власти. Так, согласно пункту «а» статьи 83 и части 1 статьи 111, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой (ч. 2 ст. 111 Конституции РФ). Нижняя палата парламента должна рассмотреть представленную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения (ч. 3 ст. 111 Конституции РФ). Если же Государственная Дума троекратно отклонит предложенные Президентом кандидатуры, то он распускает ее, назначает новые выборы и уже самостоятельно решает вопрос о назначении Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).

По сей день не теряет актуальности проблема обеспечения независимости Правительства, которое должно самостоятельно решать социально-экономические вопросы. Анализ президентских указов (особенно периода 90-х годов прошлого века) показывает, что многие из них непосредственно затрагивают сферу экономики, а это, как верно отмечается в правовой литературе, является очевидным ущемлением полномочий Правительства. Для исключения такого рода «дублирования», думается, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», которые более четко регламентировали бы полномочия Правительства в социальной и экономической сферах. Безусловно, Правительство должно работать во взаимодействии с Президентом, его Администрацией, но в то же время оно должно быть свободно от их постоянного и всеобъемлющего «кураторства».

Список использованной литературы

 

 

 

 

  1. Административное право. Учебник /М.Б. Смоленский – Ростов-на-Дону: «Феникс». 2005. – 346с.;
  2. Административное право. Учебник /Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов – М.: «Юстицинформ». 2007. – 416с.;
  3. Из истории создания института Президента СССР. Государство и право /Е.Л. Кузнецов – М.: «Наука». 1996. № 5.– С. 95–104;
  4. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Учебник /И.Л. Бачило – М.: «Юрист». 2008. – 432с.;
  5. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. Учебник/Н.Ю. Хаманева – М.: «Право». 2009. – 200с.;
  6. Исполнительная власть: организация и взаимодействие. Учебник /Ю.А. Тихомирова – М.: «Юстицинформ». 2008. – 120с.;
  7. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов /М.В. Баглай – М.: «Норма». 2009. – 800с.;
  8. Конституционное право России. Учебник /В.Е. Чиркин  – М.: «Норма». 2009. – 496с.;
  9. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций  /А.В. Якушев – М.: «ПРИОР». 2010. – 224с.;
  10. Основы теории конституционного права. Конституционное право в РФ. Курс лекций /М.П. Авдеенкова – М.: «Весь Мир». 2007. – 384с.;
  11. Полномочия Президента России в сфере организации деятельности органов исполнительной власти. Книга /Н.Н. Волобуева –Ростов-на-Дону: «Ростиздат». 2008. – 78с.;
  12. Президент и Правительство (в механизме государственной власти). Журнал российского права /Л.А. Окуньков – 2008. № 2.– С. 10-15;
  13. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. Учебник /И.И. Шувалов – М.: «Норма». 2004. – 144с.;
  14. Становление и развитие института президентства в России. Учебник /Г.В. Дегтев – М.: «Юристъ». 2008. – 237с.;
  15. Юридический словарь /А.Ю.Никитина – М.: «Юрист». 2006. – 113с.;
  16. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008, № 7-ФКЗ) //СЗ РФ. 2009. №4.- С. 445;
  17. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года №1098–1 «О Президенте РСФСР» (утратил силу) //ВСНД РСФСР. 1991. №17.- С. 512;
  18. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 10.01.2003 № 19) //СЗ РФ. 2003. №3.- С. 206;
  19. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» (утратил силу) //САПП РФ. 1993. №41.- С. 3919;
  20. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 03.12.2012 №4-ФКЗ) //СЗ РФ. 2012. №5.- С. 6938;
  21. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 года № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» //СЗ РФ. 1998. №27.- С. 3176;
  22. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

(в ред. Указов  Президента РФ от 22.06.2009 г.  №710) //СЗ РФ. 2009. №26.- С. 3167.

 

1 Praesidens – «сидящий впереди» (в переводе с латинского языка).

2 [17, с. 512]

3 [18, с. 206]

4 [19, с. 3919]

5 [1, с. 174]

6 [2, с. 152]

7 [20, c. 6938]

8 [21, с. 3176]

9 [22, с. 3167]


Информация о работе Президент и исполнительная власть