Президент и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.
Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Президент Российской Федерации 5
1.1 Правовой статус Президента Российской Федерации 5
1.2 Виды полномочий Президента Российской Федерации 12
Глава 2. Исполнительная власть в Российской Федерации 19
2.1 Состав и полномочия Правительства Российской Федерации 19
2.2 Структура и система федеральных органов исполнительной власти 24
Глава 3. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти 30
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

В Конституции РФ заложена система  гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ теперь уже шестилетним сроком, порядком всенародных прямых выборов (ст. 81 Конституции), их альтернативным характером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Статус  Президента Российской Федерации многогранен, сложен и достаточно динамичен. В  отличие от предыдущей Конституции  России, в которой содержалось  прямое упоминание о Президенте как  о «главе исполнительной власти в  Российской Федерации», действующая Конституция избежала прямого закрепления за Президентом этого статуса. Однако, сказанное не означает ослабления взаимодействия между институтом Президента и исполнительной властью страны. Напротив, целый ряд новых норм, введенных в Конституцию Российской Федерации, значительно расширил возможности Президента по контролю над деятельностью органов исполнительной власти, а ряд наиболее ответственных из них напрямую подчинен главе государства (например, «силовые» министерства).

Таким образом, введение поста Президента в Российской Федерации стало следствием, в целом, весьма прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента.

Следовательно, можно констатировать, что развитие института Президента неразрывно связано  с развитием государственности  и укреплением всей системы государственной  власти в Российской Федерации.

1.2 Виды полномочий Президента Российской Федерации

 

 

 

 

Конституционный статус закрепляется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти  два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (то есть не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.

Пост  Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (то есть до 12 июня 1996г.). Однако с декабря 1993г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определялись уже новой Конституцией.

По  Конституции РФ  Президент является главой государства. В прежней Конституции  его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти.

Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с тремя другими властями, но в основном - с исполнительной властью.

Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках этот пост иногда существует (США), а иногда его нет. В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах как раз выполняет вице-президент.

Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ):

1. Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;

2. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства;

4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.

Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти (ст. 84 Конституции РФ):

1. Президент  РФ как глава государства с  целью непрерывной работы государственной  власти назначает выборы Государственной  Думы.

2. Исходя  из роли арбитра между тремя  ветвями власти, Президент Российской  Федерации вправе прибегать к  согласительным процедурам и  другим методам преодоления кризисов  и разрешения споров. Эта функция  важна для взаимодействия органов  государственной власти как на  федеральном уровне, так и на  уровне отношений органов государственной  власти Федерации и субъектов  Российской Федерации и между  различными субъектами Российской  Федерации.

3. Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.

4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.

5. Президент РФ наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.

6. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.

7. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента РФ в области внешней политики (ст. 86 Конституции РФ):

1. Президент  представляет Россию в международных  отношениях, проводит переговоры, подписывает  ратификационные грамоты.

2. Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

3. Президент  подписывает международные договоры. Международные договоры Российской  Федерации - составная часть российской  правовой системы.

Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (ст. 87 Конституции РФ):

1. Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.

2. Президент  утверждает план гражданской  обороны Российской Федерации, а  также планы дислокации Вооруженных  Сил и других войск, размещение  военных объектов.

3. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.

4. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

5. Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

6. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства (ст. 89 Конституции РФ):

1. Решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

2. Принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

3. Дает разрешение на выход из гражданства;

4. Разрешает гражданину РФ иметь двойное гражданство;

5. Решает  вопросы предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Иные Полномочия Президента Российской Федерации:

1. Президент  РФ издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные (ст. 90 Конституции РФ).

2. Президент  РФ наделен правом введения  чрезвычайного положения. Чрезвычайное  положение вводится Указом Президента  России в случаях попытки насильственного  изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых  беспорядков, стихийных бедствий  и др. С прекращением чрезвычайного  положения утрачивают силу все  акты, принятые в связи с введением  чрезвычайного положения. Право  Президента вводить на территории  Российской Федерации или отдельных  местностях чрезвычайное положение  сопряжено с его обязанностью  немедленно сообщать об этом  Совету Федерации и Государственной  Думе. Указ Президента о чрезвычайном  положении подлежит утверждению  Совета Федерации (ст. 88 Конституции РФ).

3. Президент  осуществляет высшую форму государственного  поощрения - награждение государственными  наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими (ст. 89 Конституции РФ).

4. Президенту  предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной  власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц (ст. 89 Конституции РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исполнительная власть в Российской Федерации

2.1 Состав и полномочия Правительства Российской Федерации

Информация о работе Президент и исполнительная власть