Принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.
Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие основных принципов местного самоуправления………………...…5
2.Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления……...9
3.Содержание основных принципов местного самоуправления……………..15
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.конституц..docx

— 53.36 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

 

Курсовая  работа

По учебной  дисциплине:

«Конституционное  право России»

 

На тему:

«Принципы местного самоуправления»

 

Выполнила студентка_328_______группы

_________________________Кардаш К.О.

Проверил_____________Постриганов  Е.А.

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2011

                                                  Содержание

Введение 3

1.Понятие основных принципов  местного самоуправления………………...…5

2.Нормативно-правовые основы  принципов местного самоуправления……...9

3.Содержание основных  принципов местного самоуправления……………..15

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………..…….31

 

Введение

 

      Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.

Местное самоуправление, как  одна из основ конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления  власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране. Местное  самоуправление занимает уникальное место  в политической системе России и  является ключевым институтом отечественного гражданского общества, обеспечивая  прямое и непосредственное участие  граждан в общественно-политической жизни, в управлении своей территорией.

Сегодня в России как никогда  сохраняет актуальность вопрос о  построении эффективной системы  публичной власти, пользующейся доверием и поддержкой населения. Осознав  это, исполнительная власть пошла по пути кардинальных реформ. 6 октября 2003 г. Президент РФ подписал новую редакцию ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

   Реформа местного самоуправления является важнейшим из преобразований, проводимых ныне в России. Она затрагивает все стороны жизни общества и государства.

Важнейшие ее цели:

   приближение власти к народу;

    повышение эффективности  работы органов местного самоуправления  через четкое разделение полномочий  органов государственной и местной  власти;

    обеспечение необходимого  финансирования для выполнения  переданных полномочий.

 Местное самоуправление  в России находится в процессе  становления, его законодательная  база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы  крайне ограничены, но местному  самоуправлению уделяют все большее  внимание, как одному из атрибутов  российской государственности, необходимому  элементу демократической организации  общественной жизни.

Цель моей темы состоит  в рассмотрении основных принципов  местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели нужно рассмотреть:

1.Понятие основных принципов  местного самоуправления;

2.Нормативно-правовые основы  принципов местного самоуправления;

3.Содержание основных  принципов местного самоуправления.

Источниками информации являются учебные пособия по Конституционному праву России: Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. и т.д., а также

комментарий к ФЗ №131, Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты.

   В курсовой работе последовательно рассматривается понятие основных принципов местного самоуправления, нормативно-правовые основы и содержание принципов местного самоуправления.

 

 

 

 

1. Понятие основных принципов  местного самоуправления

 

Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", а также актами, принятыми  в соответствии с ними1.

Основные принципы местного самоуправления

1. Самостоятельность решения  населением вопросов местного  значения. Местное самоуправление  призвано обеспечить самостоятельность  решения населения вопросов местного  значения – в этом суть местного  самоуправления.

Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности  местного самоуправления, выделяют следующие  черты:

самостоятельное решение  вопросов местного значения;

предположение финансово-экономической  самостоятельности органов местного самоуправления;

запрещение вмешательства  государства в деятельности органов  местного самоуправления;

гарантия самостоятельности  нормами муниципального права в  пределах их полномочий;

обеспечение самостоятельности  муниципальных органов в пределах их полномочий конституционным правом на судебной защите.

 

2. Организационное обособление  местного самоуправления, его органов,  в системе управления государством  в осуществлении задач и функций.

В соответствии со ст. 3 Конституции  РФ и Федеральным законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправлении в Российской Федерации», народ реализует свою власть непосредственно и через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. С  учетом этого законодательство РФ устанавливает, что:

- органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти РФ;

- разграничения предметов  ведения между муниципальными  образованиями не допускают подчиненность  одного муниципального образования  другому;

- не допускается образование  органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного  самоуправления и осуществление  местного самоуправления органами  государственной власти и государственными  должностными лицами;

- должностные лица местного  самоуправления не относятся  к категории государственных  служащих, их деятельность является  муниципальной службой.

3. Взаимодействия органов  местного самоуправления с органами  государственной власти в выполнении  общих задач и функций. Взаимодействие  органов местного самоуправления  и органов государственной власти  требуется при решении вопросов  правового, организационного, финансово-экономического  характера.

Взаимодействие, как одна из функций процесса управления предполагает обмен значимой информацией, планирование и осуществление совместной деятельности, поэтому формы взаимодействия местного самоуправления и его органов  с органами государственной власти могут быть достаточно разнообразны.

 

4. Сочетания местных, региональных  и общегосударственных интересов.

Основанное на началах  демократии и децентрализации, обладая  самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное  самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных, региональных и  общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала муниципальных образований. Важность обеспечения этого принципа связана с тем, что законодательное  разграничение полномочий в области  местного самоуправления между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  РФ и муниципальными образованиями  не устраняет определенной коллизии интересов между ними.

5. Многообразие организационных  форм реализации местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно и через  выборные и иные органы местного самоуправления. При этом населению предоставлена  возможность самостоятельно выбирать любые формы и сочетания форм представительной и непосредственной демократии, определять организационно-правовые формы реализации местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает достаточно широкий  выбор организационных форм осуществления  местного самоуправления.

Формы прямого волеизъявления граждан: местный референдум, муниципальные  выборы, собрание. Непосредственное участие  граждан в местном самоуправлении возможно путем реализации права  на народную правотворческую инициативу и права на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным  лицам местного самоуправления.

 

6. Соответствие материально-финансовых  ресурсов местного самоуправления  его полномочиям.

Гарантируя экономическую  и финансовую самостоятельность  местного самоуправления, Конституция  РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять  местный бюджет, устанавливать местные  налоги и сборы.

Федеральное законодательства гарантирует местному самоуправлению:

- обеспечение сбалансированности  минимальных местных бюджетов  на основе нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности;

- передачу материальных  и финансовых средств, необходимых  для осуществления переданных  ему отдельных государственных  полномочий;

- компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти.

7. Соблюдение прав и  свобод человека и гражданина.

Муниципальная деятельность охватывает вопросы жизнедеятельности  населения муниципальных образований.

Одна из форм соблюдения прав и свобод гражданина – обращение  в органы местного самоуправления на нарушение прав и законных интересов  граждан с предложениями, заявлениями, жалобами.

8. Ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц органов местного самоуправления  перед населением.

Ответственность наступает  в результате утраты доверия. Она  определяется уставом муниципальных  образований.

2. Нормативно-правовые основы  принципов местного самоуправления

 

Конституция РФ провозглашает  признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в  ней статус одной из основ конституционного строя страны (гл. 1, 8). Естественно, что  конституционная формула "местное  самоуправление" должна толковаться  не как подтверждение того, что  есть, а как цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция2.

Развивая конституционную  модель местного самоуправления, Закон  от 6 октября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода - прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).

В обоих определениях местное  самоуправление наделяется качеством  самостоятельной и под свою ответственность  активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению  вопросов местного самоуправления). Оба  Закона вслед за Конституцией говорят  о признании и гарантировании местного самоуправления. Кратко раскроем все эти качества. Исходное определение  местного самоуправления уточняется в  его содержательной, пространственной, субъектной составляющих. Для этого  законодатель раскрывает смысл таких  категорий, как "вопросы местного значения", "муниципальное образование", "органы местного самоуправления", "должностное лицо местного самоуправления" и др.

Самостоятельная и под  свою ответственность активность. Самостоятельная  активность - осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе.

Информация о работе Принципы местного самоуправления