Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:28, курсовая работа
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.
Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие основных принципов местного самоуправления………………...…5
2.Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления……...9
3.Содержание основных принципов местного самоуправления……………..15
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………
Конституцией РФ (ст. ст. 46,
52) установлены возможность
Федеральным законом "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" определено, что устав
муниципального образования (акт, обладающий
высшей юридической силой в системе
нормативных правовых актов муниципального
образования) вступает в силу после
его государственной
В законодательстве предусмотрены также механизмы принуждения органов местного самоуправления и их должностных лиц к соблюдению требования законности.
Указанным Федеральным законом
предусмотрена обязанность
Действующим законодательством ответственность коллегиальных органов местного самоуправления перед населением не предусматривается. Население не вправе распустить представительный орган местного самоуправления, однако вправе отозвать отдельных депутатов, иных выборных лиц.
Статус выборных лиц местного самоуправления - выборных должностных лиц, депутатов, иных выборных лиц (как и представителей других уровней публичной власти) - носит двойственный характер. Обслуживаемым субъектом для выборных лиц является народ, их избравший. Но выборные лица являются не только "слугами народа", но и его представителями, выразителями его интересов, ведь именно для этого их и избирают. Таким образом, выборные лица сочетают в себе полномочия как обслуживающего, так и обслуживаемого субъектов.
Соответственно, выборные лица должны нести ответственность и как лица, занимающиеся обслуживанием населения, и как руководители населения муниципального образования.
Как лица, занимающиеся обслуживанием населения муниципального образования, выборные лица могут нести ответственность за решение вопросов местного значения в формах, максимально отвечающих интересам населения, за исполнение своих предвыборных обязательств, за результаты работы с обращениями населения.
Как руководители муниципального образования выборные лица могут нести ответственность за соответствие своей деятельности требованиям законодательства и устава муниципального образования, за результаты взаимодействия с руководством иных муниципальных образований, с органами государственной власти.
Будучи основой
конституционный принцип, признающий
и гарантирующий
коллективное право местного населения (местных сообществ жителей) на властную самоорганизацию;
социальный институт, включающий в себя организационно-правовые формы самоуправленческой деятельности жителей (муниципальные образования, органы местного самоуправления, выборы, референдумы, иные формы прямого волеизъявления граждан);
правотворческая и правореализационная
деятельность по осуществлению местного
самоуправления в качестве конституционного
принципа и права населения в
установленных законом
реальное состояние местной жизни, складывающееся под воздействием права и факторов его искажающих.
Местное самоуправление как
принцип и коллективное право
местных сообществ жителей, вырастающее
из индивидуальных, групповых прав,
и наоборот, порождающее их, прежде
всего, является средством уточнения,
конкретизации правового
Местное самоуправление раскрывает
и обеспечивает исходные конституционные
ценности в тесном взаимодействии с
конституционными положениями о
верховенстве на всей территории страны
Конституции РФ, федеральных законов,
самоопределении народов, единстве
и равенстве гражданства, единстве
экономического пространства, равенстве
форм собственности, социальной направленности
государства, идеологическом и политическом
многообразии и т.п. В частности,
в рамках местного самоуправления как
политико-правового
Таким образом, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления - наиболее приближенный к людям уровень власти, призванный обеспечить основы существования человека. Поэтому успех любых реформ и национальных проектов в конечном итоге зависит от того, что делается для их реализации на местах.
Нормативные акты
Учебная литература
1. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. - «Юстицинформ», 2005.
2. Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - Система ГАРАНТ, 2005.
3. Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004.
4. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
5. Кутафин
О.Б., Фадеев В.И. Муниципальное
право Российской Федерации. М.
6. Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д. 1998
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.:Норма, 2006.
8. Выдрин
И.В. Муниципальное право
9. Голубок
С.А. Конституционное право
10. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: учебник – М.:Юристъ, 2004г.
11. Кокотов А.Н ., Саломаткин А.Н . Муниципальное право России. -М.:Юристъ, 2005г.
12. Никитина.
А.М. Муниципальное право
13. Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. С. 44 - 48.
14.Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль права: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. С. 88.
15. Козлова Е.И., Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин, 2-е изд., - М.: Юристъ, 2002. – 540 с.
16. Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е., Муниципальное право России учебник для вузов / М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.
17.Кудинов
О.А. Б.Н. Чичерин - выдающийся
российский конституционалист /
18.Смоленский М.Б., Конституционное право РФ: учебник / М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 344 с.
19.Авсеенко В.И.
20. Краснов М.А.. Введение в муниципальное право / Изд-во ИГиП РАН, 2002.
21. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Инфра-М, 2002.
22.Корешков
В., Постовой Н. Понятие, система
и принципы местного
23. Овчинников И.И.. Местное самоуправление в системе народовластия. - М.; Изд-во ИГиП РАН, 1999.
24. Фадеев В.И.. Муниципальное право России - М.; Юрист, 2001.
25. Борисова Н.Е., Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Изд-во МЦУПЛ, 1999.
1 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004. С. 32.
2 ·Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - Система ГАРАНТ, 2005. С. 114.
3 ·Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. - «Юстицинформ», 2005. С. 201.
4 ·Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - Система ГАРАНТ, 2005. С. 132.
5 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004. С. 181.
6 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004. С. 122.
7 ·Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. - «Юстицинформ», 2005. С, 46.