Принцип свободы договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:42, дипломная работа

Краткое описание

С момента признания и закрепления в гражданском законодательстве России принципа свободы договора пришло также осознание того факта, что важны не только установление круга правомочий сторон при реализации договорной свободы, но и ориентация сторон на общечеловеческие ценности - нравственность, честность, незлоупотребление правом. В связи с этим актуально рассмотрение самого понятия «свобода», какая свобода разрешена, а какая - запрещена с позиции как законодательного, так и общечеловеческого и гуманного подхода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I.Принцип свободы договора – основной принцип гражданского права……
1.1.Понятие и сущность договора
1.2.Философский смысл свободы в контексте договорных отношений
1.3. Сущность и значение принципа свободы договора
II. Содержание принципа свободы договора
2.1. Свобода заключения
2.2.Свобода выбора формы и вида договора
2.3. Свобода условий договора
III. Проблемы свободы договора
3.1 Поименованные и непоименованные договоры
3.2. Толкование договора судом
3.3. Оценочные понятия как критерий свободы договора
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0811452_B3BEF_princip_svobody_dogovora_v_rossiiskom_i_zarubezhnom_zakonoda.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

Конструкция договора применяется  в различных отраслях права: международном, публичном, административном и др. И все же наиболее широко используется она в гражданском праве.

Договор - уникальное средство обеспечения порядка и стабильности в экономическом обороте (возможность заключения договора создает уверенность у субъектов гражданского правоотношения в том, что их интересы могут быть осуществлены, реализованы и защищены, а возникшие изменения могут быть учтены при его исполнении). Это форма соблюдения интересов субъектов гражданских правоотношений и основная форма осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающая реализацию продуктов и обмен материальными благами в предпринимательской деятельности. В то же время, изучение договорной практики позволяет оперативно выявить тенденции и своевременно реагировать на возникшие потребности в тех или иных товарах и услугах с целью их успешного удовлетворения.

Функции гражданско-правового  договора характеризуются в литературе с известными различиями, однако большинство  авторов отмечают следующие основные задачи (функции) договора.

О.А.Красавчиков выделяет такие функции договора, как инициативная, заключается в том, что участники проявляют инициативу и реализуют диспозитивность, программно-координационная, посредством договора устанавливается определенная программа поведения сторон путем координации интересов, целей деятельности, ее видов и форм, информационная, заключающаяся в точной фиксации воли сторон достигших соглашения по поводу условий договора, гарантийная, как возможность применения системы обеспечительных средств в целях стимулирования надлежащего исполнения договора, и защитная, как точное и неуклонное соблюдение сторонами всех условий договора, имеющую такие формы реализации, как принудительное исполнение, использование мер ответственности и т.д.7

М.И.Брагинский отмечал, что регулирующая роль договора сближает его с законом и нормативным актом. Издание законодательных актов, определяющих общие правила поведения, само по себе не порождает взаимоотношений между субъектами, которым они адресованы. Заключение же договора между конкретными лицами, как и любая сделка, являясь правомерным действием, ведет к установлению юридической связи между его участниками, влечет возникновение конкретного отношения между ними8.

Всякий раз, когда сторонами заключается договор, они должны согласовывать его условия, которые определяют права и обязанности контрагентов. Однако, наряду с этим, в силу заключенного ими договора они оказываются связанными также правами и обязанностями, которые предусмотрены в законе. В частности, имеются в виду такие права и обязанности, которые предусмотрены нормами, включенными в общую часть ГК, в общую часть обязательственного права, в главы, посвященные соответствующему договору.

Следует отметить, что договор в его качестве сделки порождает определенные права  и обязанности сторон, однако подлинное содержание юридической связи сторон этим не исчерпывается. Безусловным элементом служит весь массив императивных гражданско - правовых норм. К этому следует добавить, что при отсутствии других указаний в конкретном договоре стороны признаются согласившимися подчинить свои отношения нормам диспозитивным, а также квазинормативным регуляторам в виде деловых обыкновений, сложившейся между сторонами практики9.

Таким образом, основное назначение договора сводится к регулированию  в рамках закона поведения людей путем указания на пределы их возможного и должного поведения, а равно последствия нарушения соответствующих требований.

1.2. Философский смысл свободы в контексте договорных отношений.

 

Исследователи феномена договора обращали внимание, прежде всего, на его роль в системе отношений, складывающихся в человеческом обществе в процессе удовлетворения жизненных потребностей людей.

Определение договора, анализ его как социального явления  интересовали ученых с незапамятных времен. Людей часто влекла к себе почти мистическая сила согласованного волеизъявления, способного изменять судьбы империй и обеспечивать удовлетворение простейших жизненных потребностей отдельного человека. В государственно организованных обществах договор приобрел свойства правового явления, и с позиций теории и философии права рассматривается в контексте разнообразных теорий, обеспечивающих сущность права10.

Исследование договора требует обращения к таким  категориям, как свобода и необходимость, тенденция порядка и свободы, степени свободы в рамках порядка.

Проблема свободы договора является основной в договорном праве, так как определение пределов, отведенных государством для свободного договорного, локального правотворчества  субъектов права, обоснованность такого определения, служит темой для споров и обсуждений как для цивилистов, так и для философов на всем протяжении существования данного феномена.

Свободу можно определить как способность человека действовать  в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости, а также как совокупность природных, социальных, политических и прочих условий, составляющих возможность реализации этой способности. Выявление существенной взаимосвязи права и свободы занимает важное место в истории общественной мысли, в теории права и государства, в истории философии права. Детерминированность свободы индивида обществом, т. е. необходимость определенного баланса "свободных намерений" различных индивидов общественными институтами и государством в целом была осознана людьми в глубокой древности11.

В одной французской  легенде рассказывается о суде над  человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его  никто не может лишить свободы  размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Свобода, как видим, может  и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко вступает в конфликт с элементарными нормами жизни.

Свобода личности в различных  ее проявлениях выступает сегодня  важнейшей ценностью цивилизованного  человечества.

Философы выделяют этапы  развития идеи свободы. Первый этап осознания свободы проявляется в её определении как осознанной необходимости, когда человек начинает размышлять над своей жизнью или жизнью окружающих и понимает, что из-за ограниченности материальных или духовных возможностей её изменить нельзя. Тогда он добровольно подчиняется необходимости жить так, как жил до этого. Второй этап развития идеи свободы – это возможность и способность выбирать. Чем больше материальных или духовных средств человек имеет в своем распоряжении, тем больше у него возможность выбирать. Высший этап развития идеи свободы, по мнению современных философов, заключается в следующем: когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.

Противопоставление  философских понятий «свобода»  и «необходимость», отрицание или  подмена одного из них другим свыше  двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей.

Философское решение  проблемы соотношения свободы и  необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей.

Выдающимся голландский  философ Б. Спиноза писал  "Абсурдным  и противным разуму покажется  мне, что необходимое и свободное  суть (взаимоисключающие) противоположности"12.  Будучи последовательным детерминистом, Спиноза считал, что все вещи в своем существовании и действии определены необходимостью природы и поэтому понятие абсолютной свободы является не более чем субъективной иллюзией.

Осознанная необходимость есть осознание человеком причин и следствий своих поступков, и, следовательно, именно здесь открывается для него возможность управлять своими целями, поступками, чувствами н аффектами: "Поскольку душа познает вещи как необходимые, она имеет тем большую власть над аффектами, иными словами, тем менее страдает от них". При этом Спиноза рассматривает понятие произвола, также послужившее предметом последующего пристального внимания в теории и философии права. Невежество, незнание того, что необходимо, отмечал Спиноза, делает человека несвободным и отдает его во власть произвола: во власть страстей и аффектов, которые владеют человеком, побуждают его к совершению поступков с пагубными последствиями, т. е. таких, которые противоречат законосообразной необходимости вещей и процессов. "... Я полагаю свободу не в произволе, - писал голландский мыслитель, а в свободной необходимости" ". Таким образом, чем больше действия человека соответствуют необходимости, тем более он свободен. А поскольку необходимость может быть постигнута только разумом, то могущество разума подлинный и единственный источник свободы индивида. "Свободным, говорит Спиноза, я назвал того, кто руководствуется одним только разумом".

В философии Гегеля свобода  обнаружила две взаимосвязанные грани: внутреннюю, субъективную, свободу воли и внешнюю, объективную свободу, непосредственно связанную с объективной реальностью правовых отношений и выступающую в качестве одного из ее атрибутов. "Субъективная воля в такой же мере морально свободна, в какой определения объективной воли внутренне полагаются как ей принадлежащие и составляют предмет ее желания". Иными словами, субъективная воля лишь постольку свободна, поскольку она следует принципам объективной свободы13.

Многие философы неразрывно связывали свободу с правом, право с равенством. Жан-Жак Руссо, в частности писал: «Именно потому, что сила вещей всегда стремиться уничтожить равенство, сила законов всегда и должна сохранить его»14.

Как известно, методом  правового регулирования гражданского права является метод юридического равенства сторон. Подходя к философскому осмыслению первостепенной значимости свободы договора как принципа гражданского права, неразрывно связанного с его методом, Забоев К.И. писал, что свободы договора не может быть без равенства субъектов права на эту свободу, то есть равных прав на заключение договоров, определение их видов, условий и контрагентов по договору. Но и подлинное равенство этих субъектов возможно только в свободе, подразумевающей равную возможность совершения каких-либо действий в рамках, дозволенного законом15.

Договор рассматривается  преимущественно в качестве словесного (в широком смысле) согласования воль двух или большего числа участников.

Представляется, что термин "договор" является не более чем обозначением объективно необходимой гармонии интересов, потребностей существования и развития природы и общества. В договоре реализуется действие всеобщего закона динамического равновесия, в человеческой практике проявляющегося через категорию согласования. Как справедливо отмечает К.И. Забоев, "договор предстает перед нами как некая универсальная категория общественной жизни и экономических отношений, являющаяся свободным регулятором, причем договорное регулирование является естественным или, можно сказать, природным саморегулятором общества и экономики"16.

Прояснению  сущности договора с философских  позиций послужили исследования Гегеля. В конечном счете природа  договора определялась, исходя из представления  о его объективном характере, принципиально связанном с некоторой внешней формальной бесконечностью. "Подобно тому, как принцип механики вторгся в область химии и науки о природе, а принцип химии в свою очередь - в последнюю, так в философии нравственности происходило с различными принципами в разные времена, но в новое время во внутреннем устройстве естественного права эта внешняя справедливость, - рефлектированная в существующем конечном и поэтому являющая собой формальную бесконечность, которая составляет принцип гражданского права, - достигла особенного верховного господства над государственным и международным правом. Форма такого подчиненного отношения, каким является договор, вторглась в абсолютное величие нравственной целостности"17.

Анализируя  сущность договора, Гегель обращает внимание на соотношение реального и идеального в договоре. Он указывает на то, что в конкретном договоре "должна существовать идеальность, или всеобщность, которую содержит в себе момент наличности". Наивысшая идеальность в договоре есть проявление действия закона динамического равновесия. "Следовательно, превращая переход из реального в идеальный, но так, чтобы этот идеальный переход был действительно необходимым, договор, чтобы быть таковым, сам должен обладать абсолютной реальностью; итак, должна существовать идеальность, или всеобщность, которую содержит в себе момент наличности. Но сама реальность лежит вне сферы этой формальной потенции.

То, что идеальность  как таковая и одновременно как  реальность вообще не может быть ничем  иным, кроме духа, который, представляя  себя как существующее, в коем договаривающиеся уничтожаются в качестве отдельных лиц, есть сублимирующее их, всеобщее, абсолютно объективное существо в связующий средний термин договора, - это оказывается весьма формальным.

Через наличие  в договоре абсолютного бытия  в качестве "одного" свобода и возможность в отношении к членам перехода снимаются; бытие в качестве "одного" не есть нечто внутреннее, сокровенное, в котором индивидуум подводит под себя тождество, но перед лицом абсолютно всеобщего индивидуум является подведенным. Таким образом, его произвол и своенравие исключаются, поскольку в договоре он апеллирует к этой абсолютной всеобщности. Но если вся ее сила и уходит в договор, это происходит все же лишь формально. Определенности, которые скрепляются с ее помощью и подводятся под нее, являются и остаются определенностями; они полагаются всегда лишь эмпирически в качестве той или этой или какой бы то ни было, но они устойчивы; они рассматриваются как единичность индивидов или вещей, по поводу которых заключается договор"18.

Договор есть важнейший  инструмент согласования воль и интересов, используемый в человеческом обществе, феномен антропологической философии. В государственно организованном обществе - один из важнейших правовых институтов.

Таким образом, договор  служит идеальной формой активности участников гражданского оборота. Конструкция договора как порождение юридической техники весьма устойчива, применяется уже на протяжении нескольких тысяч лет, несмотря на изменение ее социально-экономического содержания, что объясняется гибкостью правовой формы, в которую могут облекаться различные по своему характеру общественные отношения.

1.3. Сущность и значение принципа свободы договора

Информация о работе Принцип свободы договора