Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:42, дипломная работа
С момента признания и закрепления в гражданском законодательстве России принципа свободы договора пришло также осознание того факта, что важны не только установление круга правомочий сторон при реализации договорной свободы, но и ориентация сторон на общечеловеческие ценности - нравственность, честность, незлоупотребление правом. В связи с этим актуально рассмотрение самого понятия «свобода», какая свобода разрешена, а какая - запрещена с позиции как законодательного, так и общечеловеческого и гуманного подхода.
Введение…………………………………………………………………………...3
I.Принцип свободы договора – основной принцип гражданского права……
1.1.Понятие и сущность договора
1.2.Философский смысл свободы в контексте договорных отношений
1.3. Сущность и значение принципа свободы договора
II. Содержание принципа свободы договора
2.1. Свобода заключения
2.2.Свобода выбора формы и вида договора
2.3. Свобода условий договора
III. Проблемы свободы договора
3.1 Поименованные и непоименованные договоры
3.2. Толкование договора судом
3.3. Оценочные понятия как критерий свободы договора
Заключение
Список литературы
В настоящее время, благодаря появлению принципа свободы договора, растет удельный вес случайных условий, включаемых в договор по усмотрению сторон. Такие условия изменяют либо дополняют обычные условия (в литературе случайные условия иногда именуются «специальными»87).
Аналогичная классификация условий договора содержится в законодательстве стран континентальной Европы, где все условия договоров делятся на существенные, обычные и случайные.
Так, существенными условиями являются такие, без которых невозможно существование договора, например в договоре имущественного найма обязательно должна быть поименована вещь, сдаваемая внаем.
Существенным положением договора признаются его условия, соответствующие закону, регулирующему данный вид договора, а также договоренности между сторонами либо в силу торгового обычая.
Обычными условиями
являются такие, которые не могут
быть квалифицированы как существенн
Случайные условия
обычно отражают какие-то специфические
особенности данного
Статья 1134 ФГК устанавливает правило, согласно которому соглашения, законно заключенные, имеют силу закона для сторон, его заключивших. Аналогичные положения, сформулированные с меньшей степенью категоричности, существуют и в других правовых системах. Для того чтобы договор можно было считать законно заключенным и чтобы такой договор породил правовые последствия, ради достижения которых стороны вступили в правоотношения, он должен отвечать ряду условий, установленных в законодательстве. Условия действительности договоров в законодательстве и судебной практике изучаемых стран определены по-разному, однако существуют общие для всех стран положения, которые сводятся к следующим правилам:
1) лица, участвующие в договоре, должны быть дееспособны и правоспособны;
2) по содержанию
договор не должен
3) волеизъявление,
направленное на заключение
4) договор должен быть заключен в требуемой законом форме;
5) договор в
странах континентального
Отсутствие одного из перечисленных условий влечет за собой недействительность договора в целом, а в некоторых случаях - только в части.
Условия
договора должны быть
Решение вопроса о действительности договора осложняется тем, что в законодательстве изучаемых стран помимо определенных по содержанию норм действующего права применяются довольно расплывчатые критерии, к которым делается отсылка в соответствующих статьях закона. Так, ст. 6 ФГК устанавливает, что нельзя нарушать частными соглашениями публичный порядок. Аналогичное правило содержится в ст. 1133 ФГК, согласно которой обязательство является нeдoзвoлeнным, если оно противоречит публичному порядку. В законе отсутствует легальное определение правовой категории «публичный порядок», а в юридической литературе отмечается, что указанное понятие слишком неопределенно для того, чтобы применяться в качестве юридического критерия. Это обстоятельство было учтено при подготовке ГГУ и законодательства Швейцарии. Ни германское, ни швейцарское право не содержат отсылок к публичному порядку как критерию, определяющему действительность договора. Необходимо отметить, что понятие «публичный порядок» встречается в ст. 19 ШГК для определения случаев, когда не допускаются соглашения, нарушающие законы, устанавливающие публичный или общественный порядок. Это означает, что в праве Швейцарии критерием действительности договора является предписание закона, а не абстрактная категория «публичного порядка»90.
В праве Англии и США для решения вопроса о действительности договора также применяется критерий публичного порядка. На его основании признаются недействительными договоры, если они нарушают свободу договаривающихся сторон, ограничивают свободу вступления в брак, промысла и торговли, а также свободу конкуренции.
Помимо критерия публичного порядка в праве изучаемых стран для установления действительности договора применяется также столь же трудноопределимый критерий «добрых нравов», которым не должен противоречить договор по своему содержанию.
Хотя указанный критерий применяется уже длительное время (ведет свое начало от римского «bona fides») до настоящего времени не решен вопрос, какие нравы являются «добрыми».
Таким образом, принцип свободы договора является своеобразным эталоном, с помощью которого должны выверяться все действия нормотворца. А при обнаружении несоответствия нового акта рассматриваемому принципу должен действовать последний. Но при этом нельзя забывать, что постоянно развивающаяся и усложняющаяся система общественных отношений может потребовать введения определённых ограничений или пределов действия принципа. Естественно, что здесь необходимо соблюдать, как минимум, два важнейших условия: общедозволительный тип гражданско-правового регулирования требует объяснения причин введения ограничений и пределов действия; данные действия должны быть облечены в надлежащую правовую форму. Как правило, это федеральный закон, реже - Указ Президента РФ или постановление Правительства РФ (ст.421 ГК).
Соблюдение этих условий придаст любым ограничениям истинно правовой характер, не допустит произвола и превращения принципа свободы договора в фикцию, декларативное положение.
Всё это требует от
правотворческих органов
3.1.Непоименованные и смешанные договоры.
Система гражданских
договоров постоянно
Однако не всякое договорное отношение,
характеризующееся новыми свойствами,
требует формирования нового договорного
института.
Необходимость в его создании возникает лишь в том случае, когда новый признак приобретает правовое значение, т.е. требует законодательного отражения. "Там, где некоторые различия в экономическом содержании договоров не влекут за собой различных юридических последствий, не отражаются в юридическом содержании, нет необходимости в создании новых группировок обязательств. Дело в том, что не любое изменение в экономическом содержании влечет за собою появление нового вида правоотношения. Для этого необходимы существенные количественные изменения, приводящие к новому скачку - к изменению формы"93.
Право должно обеспечивать юридическим механизмом те договорные отношения, которые того требуют. В этом - одна из составляющих эффективности правового регулирования. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы законодатель своевременно создавал новые типы (виды, подвиды) договоров, отражающие юридически значимое разнообразие экономического оборота.
Вместе с
тем набор поименованных
Отмеченная
особенность законодательства наиболее
ощутима применительно к
В связи с этим концептуальное значение приобретает вопрос о том, как относиться к таким договорам: признавать их законными или незаконными? В различное время и в разных странах законодательство и судебная практика по-разному подходили к его решению96. В настоящее время в теории гражданского права прочно утвердился принцип, согласно которому стороны вправе заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Единственное условие, требующееся для признания такого договора действительным, заключается в том, что его содержание не должно противоречить общим принципам и положениям гражданского права97. Соответствующая норма закреплена в п. 2 ст. 421 ГК.
Гражданское право
должно способствовать развитию имущественных
отношений, а не сковывать законную
инициативу их участников.
При появлении непоименованного договора,
естественно, возникает вопрос о том, какими
нормами он должен регулироваться.
Непоименованный договор, на понятном для обывателя языке, означает не что иное, как соглашение, содержание которого закону не известно, т.е. все его условия являются новыми. А внедрение нового, как известно, всегда порождает относительную неизвестность результата, в данном случае неизвестность судебного толкования условий подобных соглашений.
Смешанный договор по гибкости и стабильности результата занимает среднее место между поименованным и непоименованным договором. Непоименованный договор предельно гибок, но его практическое оформление и стабильность с учетом соответствующей судебно-арбитражной практики носят нередко почти непредсказуемый характер. Однако практика часто требует сочетать оба этих противоположных фактора: гибкость конструкции договора и устойчивость, прогнозируемость правоприменения98.
В п. 3 ст. 421 ГК РФ законодателем дается исчерпывающее определение понятия «смешанный договор», главная суть которого состоит в том, что он включает различные элементы уже известных праву договоров. Кроме того, согласно указанной норме: - к каждому элементу договора применяются соответствующие правила; - соглашением сторон может быть изменено применение соответствующих норм; -существо смешанного договора также может изменять применение соответствующих норм.
Несмотря на ясность и простоту содержания указанной нормы, на практике она реализуется довольно неодинаково. Такое положение дел связано в первую очередь с тем, что различные виды договоров, соединяясь в один – смешанный, не всегда соотносятся как равнозначные элементы. В этих случаях образуется неделимое «кентавроподобное» соглашение, к элементам которого невозможно применять независимо друг от друга нормы о соответствующих видах договоров согласно правилу, указанному в п. 3 ст. 421 ГК РФ.
Названная проблема является ключевой при рассмотрении судебных споров связанных со смешанным договором. В таких ситуациях главное установить действительную волю сторон, не допустить злоупотребления какой-либо из них и найти компромисс такой воли и закона99. Яркая иллюстрация компетентного подхода к делу со стороны суда и учета им всех факторов возникших правоотношений на основе смешанного договора содержится в п. 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. № 59100.
В этом Информационном
письме отмечается следующее: поскольку
заключенный сторонами
Так, истец (покупатель)
обратился в суд с иском
к ответчику (продавцу) о признании
смешанного договора в целом незаключенным
по причине отсутствия его государственной
регистрации ввиду
Таким образом, из решения следует, что несоблюдение формальностей, которые относятся к одному виду договора, может повлечь недействительность элементов договора, которые относятся к другому виду.
Можно предположить, что это решение в определенной степени противоречит положениям ст. 421 ГК РФ, согласно которой к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о конкретных договорах. Логичным было бы признать незаключенным смешанный договор лишь в части купли-продажи предприятия. Тем не менее, в данном случае это решение видится вполне справедливым, поскольку отсутствие первого договора лишает смысла существование второго.