Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать идеи семейного детского дома.
3. Определить нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа.
4. Провести анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО
ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………6
1.1 Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………...……………6
1.2 Идея семейного детского дома ………………………………………....11
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…………………………………………......15
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа……………………………………………………………………………15
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…….17
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………..24
Глава 3. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ……………………………………………………………...25
3.1 Западный опыт детских домов семейного типа ……………………...25
3.2 Воспитание и развитие детей на примере семейного детского
дома "Китеж" …………………………………………………………….…31
Заключение ……………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

семейка курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт государственного управления и права

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по семейному праву

 

 

ТЕМА: «Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка III курса ИГУиП ГУУ

гражданско-правовой специализации

А.А.Кашпитарь

 

Научный руководитель:

К.ю.н.,доцент И.В. Матвеев 

 

 

 

:

 

 

 

 

                                                 Москва-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………3

Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО

ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………6

1.1 Форма устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения 

родителей………………………………………………………...……………6

1.2 Идея семейного детского  дома ………………………………………....11

Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ  ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО  ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…………………………………………......15

2.1. Участники отношений приёмной  семьи и детского дома семейного  типа……………………………………………………………………………15

2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…….17

2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………..24

Глава 3. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ  ДОМОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ……………………………………………………………...25

3.1 Западный опыт детских  домов семейного типа ……………………...25

3.2 Воспитание и развитие  детей на примере семейного  детского 

дома "Китеж" …………………………………………………………….…31

Заключение ……………………………………………………….……....36

Список использованной литературы………………………………...38

 

       Введение

 

       «Семья начинается с детей» - считал русский писатель и философ Герцен Александр Иванович, но, к сожалению, в нашей стране не все семейные пары могут позволить себе иметь ребёнка, более того, не все желают этого и не все способствуют устройству детей, оставшихся без родительского попечения.

В настоящее время  в нашей стране серьезную озабоченность  государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот  и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Число таких детей является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе и, соответственно, варьирует в различные исторические эпохи.

        К сожалению,  настоящее время на учете в федеральном банке данных о детях состоят сведения почти 130 тыс. детей, которые находятся без родительского попечения и которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.1

Система государственных  детских домов не справляется  с социализацией таких детей. Педагоги не имеют возможности уделять  достаточно внимание каждому ребенку, поскольку дети собраны в большие группы. В результате социальной запущенности многие дети отстают в развитии и не мотивированы на обучение. Поэтому уровень образования в детдомовских школах, ориентированных на детей с низкими способностями и мотивацией, ограничивает возможности получения знаний детьми, обладающими природной одаренностью. После окончания такой школы даже способному ребенку почти невозможно поступить в высшее учебное заведение.

Постоянное нахождение детей в специфической закрытой среде тормозит у них выработку элементарных бытовых и социальных навыков. Дети не умеют следить за своей одеждой, готовить простейшую еду, убирать свое жилье, пользоваться бытовыми приборами (потому что этим в детском доме занимается обслуживающий персонал); пользоваться транспортом, магазинами, соблюдать правила общежития в большом социуме.

      Кроме того, воспитатели детского дома несут ответственность за ребенка только до окончания школы, после этого шестнадцатилетний человек остается один на один со своими проблемами, ему не к кому обратиться за советом и помощью.

В виду того, что сиротство  как фактор разрушает эмоциональные  связи ребенка с окружающей его  социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в  более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития необходим глубокий анализ социальных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы.

       На сегодняшний день общепринятыми являются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

 

Категория «социального сиротства» включает детей, которые  имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся  о нем. Во всех этих случаях заботу о ребенке берет на себя государство.

С 1989 г. в России стали  создаваться детские дома семейного  типа.        Социально благополучные семьи берут на воспитание от трех до пяти детей, получают государственную зарплату в качестве воспитателей и полностью ответственны за их воспитание и обучение. Это начинание столкнулось с множеством трудностей: зарплата и пособие на детей маленькие, психологическая помощь детям и приемным родителям не развита, отдельные семейные детские дома не образуют единой системы и тоже не могут помочь друг другу.

 

     В интересах  достижения данной цели предполагается  решение следующих задач:

     1. Изучить формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    2. Проанализировать идеи семейного детского дома.

    3. Определить нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа.

    4. Провести анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом.

Объект исследования - дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования - воспитание детей-сирот в условиях детского дома семейного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО ДЕТСКОГО ДОМА

1.1 Форма устройства  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей

     Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернат учреждения, не снижается. В 2009 г. в семьи передано 60% детей, а в интернаты - 40%, и 235 тыс. детей проживают в государственных учреждениях .2

     Статистика свидетельствует: по числу детей - социальных сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска.

      Современные исследования показывают, что даже так называемые благополучные семьи нередко оказываются такими лишь по видимости, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения.  

     Характеризуя психологические проблемы детей из семей, относительно благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослым или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают узко прагматические формы - по поводу обихода, режима, контроля за успехами в учебе, а поощрение детей сводится лишь к его материальным формам.

   При этом усиливается тенденция переносить многие исконно родительские функции на воспитателей яслей и детских садов, а позднее на школу и другие учреждения.

    Нередко в этих случаях можно констатировать так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, обеднении и формализации контактов с ними, что в свою очередь в крайних проявлениях фактически может привести к полному вытеснению их из семей, и, как следствие, к беспризорности огромного количества детей и подростков.3

     К сожалению, дети - социальные сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, либо воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.

    Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет.

    Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.

    Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. «Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу». Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Еще одна форма устройства детей-сирот - это круглосуточные школы-интернаты.

В них принимаются:

· дети-сироты;

· дети, отобранные у родителей  по решению суда;

· дети, родители которых  лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено.

Распространение получили в России детские дома семейного  типа. Семейный детский дом - семья, взявшая на попечение не менее 5 и  не более 10 детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей. Если поступающий в такой детский дом ребенок достиг 10-летнего возраста, то его обязательно спросят, хочет ил он жить в этой семье. Такие семьи создаются на несколько лет по договору. Существует несколько типов семейного детского дома:

-  семья, взявшая одного или несколько детей;

-  несколько детей, проживающий с воспитателем;

-  семья, в которой живут и свои и приемные дети и др.

Основные задачи семейного  детского дома такие же как и у  других детских домов: подготовка к  самостоятельной жизни, обучение. Воспитание и т.д. За деятельностью такого детского дома наблюдают органы опеки и попечительства, на территории которого находится данный детский дом.

     Детские деревни (SOS - Киндердорф) - заведение для воспитания детей - сирот в условиях, приближенных к семейным.

    «Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным. В семье шесть - восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.

    Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей. Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск».

    Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS австрийский педагог - гуманист Герман Гмайнер.

   Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS появилась в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая - в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт - Петербургом.

   В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом:

«Семейные формы устройства детей:

· усыновление (удочерение);

· опека (попечительство)

Государственно-общественные формы устройства детей:

· семейный детский дом (приемная семья);

· детские деревни SOS;

· временная приемная семья;

· фостеровская (замещающая семья);

· патронатная семья

Государственные формы  устройства детей:

· дом ребенка;

· детский дом;

· школа-интернат;

· приют;

· центры временного содержания детей;4

Таким образом, к детским  домам можно отнести собственно детский дом, детский дом семейного  типа. Отчасти функции детского дома как постоянного места, где ребенок  живет и воспитывается, выполняют  круглосуточные школы-интернаты.

Информация о работе Приёмная семья и Детский дом семейного типа как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения