Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа
Задачи работы:
1. Изучить формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать идеи семейного детского дома.
3. Определить нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа.
4. Провести анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом.
Введение ……………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО
ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………6
1.1 Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………...……………6
1.2 Идея семейного детского дома ………………………………………....11
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…………………………………………......15
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа……………………………………………………………………………15
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…….17
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………..24
Глава 3. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ……………………………………………………………...25
3.1 Западный опыт детских домов семейного типа ……………………...25
3.2 Воспитание и развитие детей на примере семейного детского
дома "Китеж" …………………………………………………………….…31
Заключение ……………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………………………...38
Следует отметить, что обучение и воспитание сирот в специальных учреждениях, например, в детских домах, всегда сопряжено с огромными сложностями. Основная из этих сложностей - это отсутствие родителей. Заменить их полноценными приемными - большая удача для ребенка.
1.2 Идея семейного детского дома
Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этого проекта.
В СССР было создано 468 семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло 4 тысячи детей. В России таких семей 368, и в них было 2700 детей. Все годы своего существования Детский фонд борется за семейные детские дома, отстаивая их законодательное право на существование, воюет с чиновниками на всех уровнях, помогает детям и их названным родителям как только может.5
Самое главное в семейном детском доме - приемные дети. Они в семейных детских домах растут в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование, многие - высшее, и строят новые семьи, не порывая родственных отношений с родителями-воспитателями, приёмными братьями и сёстрами.
Работа родителей-воспитателей семейных детских домов - это поистине гражданский подвиг. Каждая семья уникальна и замечательна по-своему. Она дает ребёнку тепло семейного очага, чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, обществу, стране .6
Детский дом семейного типа - форма воспитательного учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251..
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста - только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек Постановление правительства РФ от 19.03.2001 № 195 (ред. от 18.08.2008) «О детском доме семейного типа».
Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
· находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
· имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
· лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
· признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
· отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
· являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.
Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:
· средства учредителя (учредителей);
· имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
· добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
· другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.
Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.
Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:
а) средства учредителя (учредителей);
б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:
1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и др. центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.
2. Семейный детский
дом, являющийся частью
3. К детским домам
семейного типа относится и
семья, принявшая на
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа
В приёмной семье участниками являются непосредственно дети (ребёнок),а также приемные родители, которые могут быть как супругами, так и отдельными гражданами обоего пола, способными воспитывать детей и создавать им условия для всестороннего развития.
Однако лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями.
Приемными родителями (родителем) как сказано выше могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
-лиц, признанных судом
недееспособными или
- лиц, лишенных по
суду родительских прав или
ограниченных судом в
- лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; (п. 3 ст.39 ГК РФ)
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
- лиц, имеющих заболевания,
при наличии которых нельзя
взять ребенка (детей) в
Заключение органа опеки и попечительства о возможности обратившихся лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в пятидневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.7
С принятием акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя, закон связывает возникновение прав и обязанностей у приемного родителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка.8
Также, заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. 9
В отличие от приёмной семье детский дом семейного типа – это учреждение подобное семье, где участниками являются, прежде всего, дети, а так же родители-воспитатели, в том числе могут участвовать: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физическому воспитанию, администрация детского дома.
Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
- находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
- имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
- лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
-признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
- отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
-являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.10
2.2 Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа.
Наделение приемных родителей и воспитателей правами и обязанностями опекунов (попечителей) по отношению к принятым на воспитание детям означает распространение на них полномочий и ответственности.
Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье и детскому дому семейного типа необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением приемными родителями и воспитателями возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей ( Ст.155 СКРФ).
При приеме в семью
ребенка на попечение родители, создающие
приемную семью, имеют право (по направлению
органов опеки и
Они вправе знакомиться с личным делом ребенка и с состоянием его здоровья с тем, чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер и не привел в дальнейшем к разрушению приемной семьи, к отказу от ребенка. Администрация детских учреждений в этих случаях несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке в установленном законом порядке.
Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой, лишь в определенной части компенсируемой государством.
Так согласно Семейного кодекса приемные родители имеют право на ежемесячную оплату труда, который является одним из условий договора о передаче ребенка в приемную семью, размер которой в соответствии устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. При этом содержание в приемной семье ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка - инвалида компенсируется дополнительной оплатой труда приемных родителей.
Приемные родители обязаны:
1. Воспитывать приемного
ребенка на основе
2. Создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
3. Осуществлять защиту прав и интересов ребенка.
4. Обеспечивать уход
за ребенком и лечение,
5. Обеспечивать посещение
приемным ребенком
6. Извещать орган опеки
и попечительства о
Также, приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми. Дополнительные льготы в зависимости от количества взятых на воспитание детей могут быть установлены законами субъектов РФ (ст.152 СК РФ).