Проблемы суверенитета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение проблем суверенитета современного государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- изучить проблемы суверенитета в современном государстве;
- проанализировать формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Суверенитет государства и народа …………........................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства…………………………5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………..................10
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….………….…12
Глава 2. Проблемы суверенитета Российской Федерации и формы защиты государственного суверенитета ………………………………………………..16
Заключение ……………………………………………………………………....28
Список использованных источников …………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

ОТОБ.docx

— 54.73 Кб (Скачать файл)

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его  как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. 

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который  позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

1.2 Суверенитет  народа

Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.

Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы)4. В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти5. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет  непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может  быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными  органами по Конституции РФ являются:

1) Президент Российской  Федерации;

2) Парламент РФ - Федеральное  Собрание РФ;

3) законодательные органы  субъектов РФ;

4) руководители исполнительной  власти субъектов РФ;

5) народные заседатели  и присяжные заседатели в судах;

6) представительные органы  местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления  суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение  Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный  орган - Конституционное Собрание, способный  решать судьбу Конституции страны.

Таким образом, суверенитет  народа - право народа решать важнейшие  вопросы установления принципов  власти и государства. Во всех кризисных  ситуациях власть должна обращаться к народу.

 

1.3 Государственный  суверенитет России

К основам конституционного строя относятся принципы внутренней организации самого государственно-правового  механизма. К ним в первую очередь  следует отнести государственный  суверенитет и разделение властей.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.

Важнейший принцип внутреннего  построения демократической государственной  власти - разделение властей. В российском государстве этот принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Смысл разделения властей  состоит в относительной самостоятельности  и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола  и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм  и эффективность в выполнении различных и весьма специфических  функций власти; 3) наиболее широко представить  во власти интересы различных слоев  и групп населения.

В системе разделения властей  одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 Конституции РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”6.

Обратим внимание на два  обстоятельства. Во-первых, система  властей в государствах, конституции  которых провозглашают такое  разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей имеет свои особенности. В государствах, где президентская  власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена значительными  полномочиями, система разделения властей  включает самостоятельную четвертую  власть. Самостоятельна и независима иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Во-вторых, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по иному признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.

В Российской Федерации государственная  власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой  закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции  РФ, а также властью субъектов  федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих  согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей  компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и  судебной.

Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью: а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную  палату парламента - Государственную  Думу; б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права  в указанных в законе случаях  распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная  власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может  преодолеть вето президента (ст. 107), а  в определенных законом случаях  даже отрешить его от должности (ст. 93).

Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих  судов, возглавляемых Верховным  Судом РФ, системой экономических  судов во главе с Высшим арбитражным  судом РФ, Конституционным судом  РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо  эти органы формируются по согласованному решению главы государства и  одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный  суд обладает правом отменить неправомерные  акты Президента и парламента, а  Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (ст. ст. 125, 93).

Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции  РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных  органов местного самоуправления. При  этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность  и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы  правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов  и др.)7.

Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации и формы защиты государственного суверенитета.

 

Россия – федеративное государство, состоящее из частей и  для него чрезвычайно важно достичь  гармонии в отношениях этих частей и целого. В мире нет «легких» федераций, все федеративные государства  сталкиваются с какими-то трудностями  и проблемами. Труднейшей проблемой  федеративного устройства является распределение компетенции между  федеральной властью и властью  в субъектах федерации. Трудности  связаны с тем, что субъекты порой  претендуют на чрезмерную самостоятельность  или даже на статус государственных  образований с суверенитетом  и поэтому федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства.

В условиях Российской практики проблемы суверенитета осложняются  тем, что современная Россия – самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. Современный российский федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, а также в условиях обострения межнациональных отношений.

В ряду проблем, связанных  с развитием России как федеративного  государства выделяется проблема суверенитета республик РФ. В современной российской юридической науке, наиболее дискутабельным является вопрос: может ли суверенитет  Российской Федерации быть разделен между федерацией и ее субъектами, и могут ли быть признаны республики в составе Федерации суверенными?

В связи с перестроечными процессами в российском обществе вначале 1990-х гг. началось перераспределение  политических, экономических, властных полномочий. Одной из причин попыток  «суверенизации» субъектов РФ явилось  признание суверенитета, как за союзными, так и за автономными республиками в Законе СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации». В 1990 г. на I Съезде народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете России, за которой последовали аналогичные республиканские документы. Последовавшие разрушение системы Советов, заключение Федеративного договора 31 марта 1992 г., «предложение» Президента Б.Н. Ельцина субъектам «брать суверенитета» столько, сколько «смогут проглотить», благоприятствовали развитию сепаратистских тенденций, что отразилось в законодательстве республик (прежде всего) и других субъектов Федерации. «Джин суверенизации уже был выпущен из бутылки», и соответственно субъекты начали «более настойчиво добиваться своей доли льгот у Центра»8.

Первой республикой, провозгласившей  о своем суверенитете уже через  неделю после принятия Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» в 1990 году была Северо-Осетинская АССР (Республика Северная Осетия – Алания). Вскоре, практически все республики в составе РФ (за исключением некоторых), приняли декларации о государственном  суверенитете, устанавливающие суверенный статус, юридическая сила которых  закреплялась договором на федеральном  уровне.

Так, например, Республика Бурятия  в своей Конституции (принята 22.02.1994) определила себя как «суверенное  государство в составе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) и постановила, что «обладает всей полнотой государственной власти на своей территории» (ч. 1 ст. 64). В Конституции Дагестана (принята 26.07.1994) содержатся положения о суверенитете, совершенно идентичные предыдущим положениям Конституции Бурятии. Такие же, не отличающиеся оригинальностью и разнообразием, положения о суверенитете также были включены в Конституцию Республики Коми (принята 26.10.1995), в Конституцию Республики Адыгея (принята 10.03.1995), в Конституцию Республики Саха (Якутия) (принята 04.04.1992), в Конституцию Республики Тыва (принята 08.10.1996).

Информация о работе Проблемы суверенитета в России