Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:27, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение проблем суверенитета современного государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- изучить проблемы суверенитета в современном государстве;
- проанализировать формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Суверенитет государства и народа …………........................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства…………………………5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………..................10
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….………….…12
Глава 2. Проблемы суверенитета Российской Федерации и формы защиты государственного суверенитета ………………………………………………..16
Заключение ……………………………………………………………………....28
Список использованных источников …………………………………………..30
Республики Татарстан
и Башкортостан пошли дальше, подчеркнув
неотъемлемость своего суверенитета и
признав за собой международную
правосубъектность в своих
Очень точно сформулировал проблему суверенитетов на тот момент один из теоретиков российского федерализма Б.С. Крылов: «Превратно толкуя понятия суверенитета, путая понятия государственного суверенитета, суверенитета народа и нации, некоторые лица стали утверждать, что республики не обязаны сочетать свои полномочия и интересы с полномочиями и интересами других субъектов Российской Федерации, а также полномочиями и интересами Российской Федерации в целом. При этом пренебрегали тем, что Российская Федерация – суверенное государство, созданное многонациональным единством всех населяющих ее народов»9.
В течение длительного времени вопрос суверенитета субъектов РФ проходил сквозной нитью через практику Конституционного Суда РФ. Начало рассмотрению вопроса о суверенитете республик было положено Постановлением конституционного Суда РФ от 13.03.1992 г. №П-РЗ-I «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан» от 30 августа 1990 г., Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан».
Конституционный Суд отметил,
что при всем понимании стремления
многонационального народа Республики
Татарстан развивать и
В 2000 г. Конституционный Суд в очередной раз обратился к вопросу о суверенитете и в этот раз четко определил правовой статус субъектов РФ Постановлением от 7 июня 2000 г. №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
При рассмотрении вопроса
о суверенитете Республики Алтай
Конституционный Суд исходил
из конституционного положения статей
3 и 4 Конституции РФ о суверенитете
Российской Федерации, закрепившей, что
единственным источником власти в РФ
и носителем суверенитета является
ее многонациональный народ. Конституционный
Суд установил: «Суверенитет, предполагающий,
по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции
Российской Федерации, верховенство, независимость
и самостоятельность
Содержащееся в Конституции
Российской Федерации решение вопроса
о суверенитете предопределяет характер
федеративного устройства, исторически
обусловленного тем, что субъекты Российской
Федерации не обладают суверенитетом,
который изначально принадлежит
Российской Федерации в целом. По
смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть
1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт «б») Конституции
РФ в их взаимосвязи, республики как
субъекты Российской Федерации не имеют
статуса суверенного
Конституционный Суд резюмировал, что «использование в статье 5 (ч. 2) Конституции РФ применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает – в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года – признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.
Таким образом, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. установил, что республики не обладают суверенитетом. Суверенитет может принадлежать только государству – Российской Федерации. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, до этого подвергавшийся сомнению, был подтвержден. Поскольку республики не обладают суверенитетом, то не может быть выявлено и признаков неравноправия субъектов Федерации. Все субъекты Российской Федерации равноправны, все они не обладают суверенитетом, все они являются составной частью единого государства – Российской Федерации10.
Конституционный Суд особо отметил, что признание отсутствия суверенитета у республик не затрагивает положения о принадлежности субъекту всей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения.
Однако вопрос о суверенитете
республик как субъектов
Положения конституций указанных субъектов Федерации, как уже упоминалось выше, содержали нормы о независимости и суверенности последних. В Определении Конституционный Суд указал на то, что вопрос о «суверенности» субъектов уже рассматривался Конституционным Судом, однозначно заявив о подтверждении прежней правовой позиции. Кроме того, Конституционный Суд вновь подтвердил, что признание субъектов Федерации не суверенными не означает, что они лишаются всей полноты власти, данной им Конституцией РФ, и ни в коем случае не умаляет их конституционных полномочий.
Определением было установлено,
что положения конституций
Необходимо отметить, что согласно Конституции РФ и ст. 79 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде РФ» «Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
«Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу. Решения судов и
иных органов, основанные на актах, признанных
неконституционными, не подлежат исполнению
и должны быть пересмотрены в установленных
федеральным законом случаях»11
И здесь возникает другой вопрос – фактического признания субъектами Российской Федерации юридической силы решений Конституционного Суда РФ. Именно этой проблемой было вызвано ходатайство в Конституционный Суд РФ полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. Поводом к обращению в Конституционный Суд послужил тот факт, что ряд положений конституций республик в составе РФ, признанных Конституционным Судом РФ утратившими силу и не подлежащими применению как не соответствующие Конституции РФ, был воспроизведен в их новых редакциях 2000 г.
Тем самым была нарушена ст. 87 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г., предписывающая устранять из действующей нормативно-правовой системы положения, воспроизводящие признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.
Заявитель просил разъяснить,
существует ли необходимость какого-либо,
дополнительно к решению
Рассмотрев ходатайство, Конституционный Суд РФ, определил, что нормы нормативных актов некоторых субъектов РФ, оспаривавшиеся в запросе группы депутатов Государственной Думы и признанные не соответствующими Конституции РФ, были признаны утратившими силу и не подлежащими применению судами, другими органами, должностными лицами. На основании требований ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» законодательный и исполнительный органы государственной власти субъекта РФ, его высшее должностное лицо обязаны обеспечить реализацию решений Конституционного Суда. В том числе: исключить реализацию положения, признанного неконституционным и вследствие этого утратившего юридическую силу, и аналогичных ему положений других нормативных актов, их использование в практике государственного строительства субъекта РФ и его отношений с Российской Федерацией, отменить положения других нормативных актов, основанные на нормах, которые как несоответствующие Конституции РФ признаны утратившими силу и не подлежащими применению, либо воспроизводящие их.
Далее Конституционный Суд
отметил, что суды общей юрисдикции
вправе признавать недействительными
положения нормативных актов
субъектов РФ, то есть подтверждать
утрату ими юридической силы, однако
такое судебное подтверждение не
является обязательным механизмом исполнения
решения Конституционного Суда РФ.
А также, еще раз подчеркнул обязательность
решений Конституционного Суда РФ для
всех органов государственной
Однако руководство ряда
субъектов Федерации по-
Некоторые республики, среди которых можно
отметить Башкортостан, Татарстан, не
завершили приведение своего законодательства
в соответствие с законодательством РФ
и по сей день.
Таким образом, основной проблемой суверенитета в федеративном государстве является проблема соотношения суверенитета федерации и её субъектов. В условиях Российской практики особо выделена проблема суверенитета республик в составе РФ. Наибольшее внимание в радиусе данной проблемы уделяется двум вопросам: может ли суверенитет Российской Федерации быть разделен между федерацией и ее субъектами, и могут ли быть признаны республики в составе Федерации суверенными?
Отвечая на эти вопросы, на
основе сказанного выше, можно сделать
вывод о неделимости
Таким образом, суверенитет
– собирательный признак
Государственный суверенитет
производен от народного и представляет
собой независимость
Проблемы суверенитета актуальны
уже со времен образования государства
вообще. Однако наиболее остро проблемы
суверенитета ощущаются в государствах
с федеративным устройством, в том
числе и в Российской Федерации,
где основным «камнем преткновения»
является вопрос суверенитета республик
в составе Российской Федерации,
которые в одностороннем
В течение длительного времени вопрос суверенитета субъектов РФ проходил сквозной нитью через практику Конституционного Суда РФ, в результате чего было установлено, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации, таким образом, отказывая субъектам (республикам) в суверенитете. В силу такого решения акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.