Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:27, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение проблем суверенитета современного государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- изучить проблемы суверенитета в современном государстве;
- проанализировать формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Суверенитет государства и народа …………........................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства…………………………5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………..................10
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….………….…12
Глава 2. Проблемы суверенитета Российской Федерации и формы защиты государственного суверенитета ………………………………………………..16
Заключение ……………………………………………………………………....28
Список использованных источников …………………………………………..30
Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Нельзя сказать, что субъекты полностью блокировали процесс приведения в соответствие регионального законодательства федеральному, но во многих субъектах он так и не доведен до логического завершения.
Модель решения данной проблемы, представленная в настоящей работе, предполагает в качестве общей меры укрепление авторитета и власти центрального правительства, которое выступает в качестве гаранта конституционного порядка и предотвращает дезинтеграционные процессы.
Кроме того, необходима конкретизация определения порядка и условий наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами Конституции РФ и федерального законодательства, а также гарантированность их реализации.
В ФЗ от 6.10.1999 «Об общих
принципах организации
Поэтому представляется актуальным решение
вопроса о введении в российскую правовую
систему, помимо уже существующих видов
правовой ответственности, института
ответственности высших должностных лиц
субъектов РФ перед государством.
В этой связи, следовало бы внести в Конституцию РФ поправки. В частности, Президенту РФ предоставить право на временное приостановление полномочий, а также на отстранение от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Конечно, следует сразу оговориться, что поводами для прекращения полномочий либо отстранения от должности могут быть исключительно правовые, а не политические основания, исчерпывающий перечень которых должен содержаться и четко излагаться в Конституции РФ. Более того, необходимо введение в Конституцию РФ таких понятий, как «государственное правонарушение», «государственно – правовая ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации».
Модель, изложенная в данной работе, на первый взгляд, предлагает идти более сложным путем, внося изменения в Конституцию. С одной стороны, это действительно так. Однако следует отметить, что внесение изменений именно в Конституцию РФ не позволит кому бы то ни было манипулировать этими отношениями, при каждом удобном случае внося поправки в федеральные законы. Подобные нововведения в Конституцию объективно усложнят процесс внесения изменений и дополнений в этот правовой институт.
И в заключение хотелось бы привести слова известного ученого В.Д. Зорькина, по мнению которого, в прошедшем десятилетии самой острой проблемой наряду с дефолтом, с ростом бедности и социальных пороков в виде преступности, коррупции, пьянства, наркомании и проституции – «была реальная опасность развала страны». В этой связи, он сказал, что… «если мы будем отрицать государственный суверенитет как меру должного, как юридический принцип современного миропорядка, тогда судьбу России будут решать не в ней самой, а извне».12
Заключение
Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.
Государству как относительно
самостоятельному явлению присущи
собственные закономерности развития.
Однако главные импульсы к движению
вперед оно получает от взаимодействия
с динамично развивающимся
Однако из основных закономерностей
эволюции государства заключается
в том, что по мере совершенствования
цивилизации и развитие демократии
оно превращается из примитивного,
«варварского» образования
Основной проблемой суверенитета в федеративном государстве является проблема соотношения суверенитета федерации и её субъектов. В условиях Российской практики особо выделена проблема суверенитета республик в составе РФ. Наибольшее внимание в радиусе данной проблемы уделяется двум вопросам: может ли суверенитет Российской Федерации быть разделен между федерацией и ее субъектами, и могут ли быть признаны республики в составе Федерации суверенными?
Отвечая на эти вопросы, можно
сделать вывод о неделимости
суверенитета, и о том, что в
федеративном государстве субъекты
суверенитетом не обладают и в
этом не нуждаются, ибо добровольно
вошли в единое суверенное государство,
чтобы успешно решать задачи, связанные
с достижением интересов
Таким образом, суверенитет
– собирательный признак
Государственный суверенитет
производен от народного и представляет
собой независимость
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
9 |
Список использованных источников
Нормативно – правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг. 2001. – 39с.
2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 14 июня 1990 г., №2, ст. 22.
3. ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде РФ» №1 – ФКЗ (с изм. и доп. от 5.02.07 №2 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.07. 1994, №13, ст. 1447.
4. ФЗ от 6.10.1999 «Об общих
принципах организации
Судебная практика:
5. Постановлением
6. Постановление
7. Определение Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. №92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан» // Российская газета, 25.07.2000, №142.
Научная литература:
8. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) – М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 152с.
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
10. Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность РФ: вопросы теории // «Журнал российского права», №10, 2002 г.
11. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие. Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. – М.: Юрист, 2006. – 214 с.
12. Крылов Б.С. «Российская модель федерации в новой Конституции» // «Обозреватель», 1994, №12.
13. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. – М.: НОРМА. 2008. 384с.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – («Классический университетский учебник») (ГРИФ). – М.: Проспект ТК, Велби. 2008. 648с.
15. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. 2005. 776с.
16. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008 г. – 647 с.
17. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник – («Основы наук») (ГРИФ). – М.: Высш. обр. 2008. 379с.
18. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов – («Высшее образование») (ГРИФ). – М.: РИОР. 2008. 463с.
19. Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федерального государства // «Законы России: опыт, анализ, практика», №3, 2006 г.
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
2 Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федерального государства // «Законы России: опыт, анализ, практика», №3, 2006 г.
3 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг. 2001.
4 Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник – («Основы наук») (ГРИФ). – М.: Высш. обр. 2008.
5 Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов – («Высшее образование») (ГРИФ). – М.: РИОР. 2008.
6 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг. 2001
7 Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федерального государства // «Законы России: опыт, анализ, практика», №3, 2006 г.
8 Макуев Р.Х. Несостоятельность идеи «ограниченного» суверенитета.// Среднерусский вестник общественных наук, 2000.- №6. С.32.
9 Крылов Б.С. «Российская модель федерации в новой Конституции» // Обозреватель. 1994., № 12. С. 36.
10 Постановление Конституционного Суда РФ от 7.06.2000г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
11 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1 – ФКЗ (с изм. и доп. от 5.02.07 № 2 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 25.07. 1994, № 13, ст. 1447.
12 Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие. Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2006. С. 14.