Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.
Рассмотреть морально-нравственные основы деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.

Содержание

Введение 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы 6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы 6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности 11
2. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 15
2.1 Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция 15
2.2 Российская специфика регулирования государственной службы 19
2.3 Проблема ответственности должностных лиц 23
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих 34
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы 34
3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе 36
3.3 Возможный механизм этического регулирования в отечественной ситуации 41
Заключение 45
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

этика гос.docx

— 92.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от правовой ответственности, государственно-правовая, или (что синонимично) конституционно-правовая, распространяется не на всю сферу государственного управления и государственной службы, а в силу его политического характера только на исполнительную власть и её ключевые фигуры. Эта форма ответственности фигурирует в конституциях зарубежных стран как ответственность министров. В рамках компетенции министра различается его правовая и политическая ответственность. Правовая ответственность связана с различными отраслями права (трудовое, гражданское, уголовное), а политическая - с принципом разделения властей. Реализация политической ответственности может означать и лишение доверия к данной ключевой фигуре в государственном управлении или на государственной службе.

Современные реалии государственного управления и государственной службы как в России, так и в зарубежных странах свидетельствуют о том, что в работе их организаций в качестве доминирующих можно выделить только одну-две формы ответственности. Однако в периоды кризисов или функциональных сбоев другие формы ответственности заполняют образующиеся пустоты. Очевидно, что приоритет отдельных форм ответственности относителен, на смену им приходят альтернативные. Субъект ответственности в принципе должен удовлетворять целому спектру требований - профессиональным показателям, навыку исполнения решений, политическим нормам. В современной практике государственного управления государственный служащий выполняет функции не столько «подчинённого», сколько специалиста-профессионала, в известной мере - новатора в сфере своей профессиональной компетентности.

Специфика реализации принципа и нормы ответственности в институте государственной службы состоят в том, что отдельные её формы могут вступать в конфликт друг с другом. Повиновение, исполнение решений сверху, характерное для иерархических систем, часто препятствует профессиональной компетенции в индивидуальных оценках. Проблема столкновения политических амбиций и профессиональной компетенции - одна из животрепещущих в практике государственной службы в постсоветской России. Однако наряду с конфликтом имеет место и взаимовлияние форм ответственности, например, господство иерархии может способствовать утверждению власти норм и легальности. В 90-е гг. иерархическую и правовую формы ответственности, ориентированные на нормы и процедуры, постепенно вытеснили более динамичные формы ответственности – профессиональная и политическая.

В современных исследованиях  феномена ответственности в государственном управлении и государственной службе выделим новые подходы, связанные с концептом «внутренний тип ответственности». Внутренний тип ответственности означает создание эффективных механизмов управления и контроля внутри самого института государственной службы, его многочисленными подсистемами и организациями. На уровне практической реализации эта установка предполагает осуществление адекватного административного и финансового контроля над подразделениями, ответственными за решение конкретных задач; минимизацию административных и финансовых связей между подразделениями с тем, чтобы чётко определить, кто и за что отвечает при единоначалии в подразделениях.

В последнем десятилетии XX в. в России существовали определённые трудности при формировании системы ответственности государственных служащих.

Причиной можно считать  слишком сильную взаимозависимость  принимаемых решений (т. е. не всегда было ясно, кто отвечает за качество отдельных услуг, за расходование финансовых средств); различные принципы организации финансовых и административных систем, что препятствует прозрачности и контролю; неоднозначность управленческой и финансовой практики применительно к реализации через институт государственной службы намеченных политических целей.

Административные реформы  начала 2000-х гг. были направлены на преодоление именно этих противоречий в государственном управлении и государственной службе [4].

При рассмотрении принципа ответственности в государственной  службе важно иметь в виду, что внешний тип ответственности проецируется на комплекс связей организации с её внешней средой. В этом отношении целесообразно выделить некоторые аспекты ответственности института государственной службы - ответственность перед гражданами как налогоплательщиками, финансирующими институт государственной службы; ответственность перед вышестоящими уровнями исполнительной власти. Определяющее значение здесь имеет то, насколько общенациональные, государственные интересы отражаются в конкретной, повседневной практике государственной службы; ответственность перед электоратом (гражданами, политическими партиями, общественными движениями, активно участвующими в политической жизни страны и избирательных кампаниях).

Классический пример системы  ответственности – ответственность министров, которые отвечают перед законодательным (представительным) органом за работу возглавляемой ими отрасли, а государственные гражданские служащие, работающие в министерстве, агентстве, службе, отвечают перед министром. В современных органах государственного управления и государственной службы такая форма выступает как известный анахронизм. Сегодня большинство традиционных бюрократических подразделений реструктуризированы. Первоочередной задачей многих подразделений в государственной службе являются усилия по развитию отраслевой политики, контроля за исполнением, а конкретное решение многих задач отнесено к сфере компетенции агентств. Эта шаги административной реформы позволяют восстановить принцип ответственности министра.

К классическим формам политической ответственности относится также парламентский контроль. Популярна и такая форма контроля, как институт омбудсмена, или парламентского уполномоченного, непосредственно подчинённого парламенту. Ключевым для укрепления системы ответственности государственного служащего всё чаще признается функционирование самостоятельной организационной структуры административного суда. Такая система позволяет привлекать к ответственности учреждения и лица, осуществляющие власть, за решения, противоречащие праву или общественным интересам.

Таким образом, развитие института  ответственности государственной службы предполагает и развитие новых форм контроля за практикой государственного управления и функционированием бюрократической системы. Эта задача выделена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2009 года: «Перемены к лучшему происходят лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своём посёлке или городе» [5]. Развитие российской государственности в третьем тысячелетии предполагает освобождение от неэффективных бюрократических практик. Как отмечается в Послании, совершенствование демократических процедур несёт не только политическую, но и экономическую, хозяйственную выгоду. Диалог государственных служащих и общества предполагает взаимную заинтересованность в реальных демократических практиках, к числу которых относится развитие института ответственности государственной службы.

В то же время в современной  литературе, посвящённой вопросам этики  и морали государственных гражданских служащих, широко распространена так называемая интервенционная теория. Она разработана для решения проблем, связанных с изменениями основ административной этики. В рамках интервенционной этики государственного служащего предлагается учитывать факторы, позволяющие трансформировать и модернизировать этические нормы государственной службы, не разрушая самих основ - этических принципов государственных служащих, основанных на чувстве достоинства и самоуважения [6]. Это своего рода классика в данной среде научных исследований. Ещё в середине 1960 гг. этика достоинства предлагалась как средство улучшения морального поведения в

государственных организациях и учреждениях, особенно таких, чья деятельность напрямую связана с обслуживанием населения.

Этика достоинства базируется и на более ранних концепциях, в которых моральная ответственность государственного гражданского служащего рассматривалась в форме внутреннего ощущения собственной работы как конструктивной общественной практики, направленной на процветание и стабильность государства.

При этом этика достоинства  не является специальным кодексом этических правил и инструкций, регламентирующих нравственные ценности государственных гражданских служащих, что превращает их в своего рода касту с собственными законами и интересами. Создание специальных кодексов поведения государственных гражданских служащих не должно превратить их в закрытую общественную группу, что в конечном счёте умаляет демократию, умаляет правовое государство.

Сегодня в политической жизни  многих стран, в том числе Российской Федерации, ощущается насущная потребность в улучшении нравственного климата государственной службы. Более того, создавая новые формы организации жизнедеятельности общества, необходимо сознательно воздействовать на уровень морального состояния государственных служащих. Интервенционная теория и создавалась как ответ на потребность в практических решениях этих проблем. В основе этой теории лежит этика достоинства и самоуважения, т. е. тот внутренний моральный стержень каждого человека, который определяет меру морального здоровья общества и власти, а также задает нравственный стандарт для государственных гражданских служащих.

В последние десятилетия  в практике государственного управления и государственной службы в странах, реализующих принципы и ценности демократии, сознательно проповедовались либеральные идеи о приоритете индивидуальных ценностей над общественными. Специальные интересы отдельных индивидуумов или групп приобретали большее значение, нежели собственно общественные. В результате проблемы этики и морали государственных служащих пересматривались. Однако предложенная ориентация на внешнюю регламентацию этического поведения государственного служащего, не затрагивающую внутренние человеческие качества и принципы, не прижилась повсеместно. Улучшение морального климата в управлении, во власти, в государственной службе в рамках этой парадигмы сводилось исключительно к институциализации этики через активный законодательный процесс.

Этика достоинства и самоуважения на протяжении долгого времени не признавалась научными и политическими кругами, так как её установки отличались от тезиса о росте значимости специальных интересов по отношению к общественным. Однако многие исследователи в начале 2000-х гг. приходят к выводу, что этика достоинства и самоуважения важна для развития государственной службы [7]. Они исходят из того, что разработкой законов и инструкций невозможно окончательно решить этическую проблему. Конкретные моральные сомнения и затруднения связаны именно с внутренними качествами человека, которые не зависят от его внешней лояльности – личной или организационной.

Невозможно создать благоприятный  моральный климат путём инструктажа или принудительного ознакомления с кодексом поведения государственных служащих. Необходимо, чтобы этот кодекс или инструкции органично сочетались с личными качествами людей, которые проходят кадровый отбор на государственной службе. Сторонники интервенционной этики призывают к сознательному формированию метаэтики, в рамках которой обеспечивается общая направленность этического и морального развития государственных служащих, беря в основу ряд исходных личных качеств [8]. Нравственность рассматривает принципы правильного и неправильного поведения. Такие черты характера, как честность, сострадание являются моральными критериями, по которым индивидуум оценивает уровень правильности или неправильности своего поведения. Этика более сконцентрирована на стандартах допустимого поведения для общественной или профессиональной группы, для членов определённой организации.

Иными словами, в действительности этика является некой теорией, которую выбирает группа людей, объединённых по определенному признаку. С точки зрения интервенционной теории этика представляет собой некую систему координат, в рамках которой профессионал, полагаясь на собственные разум и чувства, может принять правильное решение, но оно будет отражать действия и чувства всего коллектива.

Интервенционная теория предполагает, что, в конечном счёте, индивидуум будет свободен в своих решениях и действиях, которые не ограничиваются инструкциями. Однако для эффективного внедрения подобной теории в практику работы государственных организаций необходимо создание благоприятного морального климата, который всегда является главным стимулом, определяющим поведение индивидуумов. Нравственный климат в организации является той основой, которая содействует или, напротив, препятствует правильным решениям индивидуумом этических проблем.

На его создание влияют различные факторы. Во-первых, принципы кадрового отбора и последующие процессы внутренней социализации государственных служащих на новом месте работы. Во-вторых, способы, с помощью которых в организации осуществляются лидерские функции и процессы принятия решений.

В-третьих, особенности коммуникационных связей внутри организации, прежде всего между различными иерархическими ступенями. Следовательно, рассматриваемая интервенционная теория включает в себя независимые переменные, на основе которых создается моральный базис, стимулирующий развитие этики самоуважения среди государственных служащих.

  1. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих

3.1 Обоснование необходимости  решения исследуемой проблемы

Проведенные серьезные реформы  в сфере управления, изменили стиль  и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых государственным служащим необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

Реформы, предусматривающие  децентрализацию власти с делегированием полномочий организациям субнационального уровня, передачу больших ответственности и свободы действий в принятии управленческих решений, рост коммерциализации государственного сектора и меняющееся взаимодействие между государственным и частным секторами, все чаще ставят государственных служащих в условия, когда возникают конфликты интересов или целей. Эти новые ситуации создают дилеммы, требующие разрешения на основе анализа ситуации с точки зрения этики и морального обоснования принимаемых решений.

Информация о работе Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих