Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.
Рассмотреть морально-нравственные основы деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.

Содержание

Введение 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы 6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы 6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности 11
2. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 15
2.1 Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция 15
2.2 Российская специфика регулирования государственной службы 19
2.3 Проблема ответственности должностных лиц 23
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих 34
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы 34
3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе 36
3.3 Возможный механизм этического регулирования в отечественной ситуации 41
Заключение 45
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

этика гос.docx

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Кадровый состав комиссии формируется в соответствии с  положениями Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", который следует дополнить обязательством введения в состав комиссий при рассмотрении в порядке апелляции конкретных дел служащих того же уровня и профиля деятельности, действия (бездействие) которых рассматриваются в данном заседании (по аналогии с применяемым во Франции принципом "суда равных").

2. Межведомственные  комиссии по этике на федеральном  уровне образуются на "кустовой" основе, то есть при группах министерств, служб и агентств близкого профиля. Возможны различные варианты их функций:

- методические: а) разработка  особенных частей отраслевых  кодексов поведения в соответствии  с описанием полномочий "центральной" комиссии; б) аналитические - в пределах своих полномочий и сферы деятельности;

- обучающие - аналогично  п. 2 деятельности "центральной"  комиссии на своем уровне;

- консультативные - обеспечение  конфиденциального консультирования  служащих, обращающихся в комиссию за разъяснениями по вопросам, связанным с возможным конфликтом интересов, а также другими нарушениями кодекса поведения ими, их сослуживцами и руководителями, а также с жалобами;

- согласительная - разбор  поступивших в соответствии с  предыдущим пунктом жалоб и  попытка разрешения проблем посредством согласительных процедур;

- квазисудебная - разбор конкретных дел, связанных с конфликтом интересов и другими нарушениями кодексов поведения в случае, если они не разрешены в рамках согласительных процедур.

Кадровый состав данных комиссий формируется аналогично принципам  формирования "центральной" комиссии с учетом отраслевой специфики.

3. Региональные  комиссии образуются в качестве независимых структур при администрации регионов, выполняют аналогичные функции на подведомственной территории в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Помимо системы комиссий, в некоторых организациях, где  наиболее высока вероятность возникновения конфликта интересов, а также других нарушений кодекса поведения, на постоянной или временной основе работают сотрудники комиссий по этике, которые выполняют консультативную, согласительную и аналитическую функции. Представляется необходимым уделить особое внимание подбору кадров на эти должности, предпочтительно из числа обладающих высоким моральным авторитетом, опытом, профессиональной квалификацией и, возможно, стажем работы в данной организации. Очень важно, чтобы сотрудники доверяли этим людям как в моральном, так и в профессиональном отношениях, дабы исключить, с одной стороны, атмосферу доносительства, необоснованного кляузничества или сведения личных счетов, а с другой - возможность "возмездия" со стороны сослуживцев и руководителей.

Предлагаемая система  должна внедряться постепенно, на базе экспериментов и с определяющей работой по подготовке соответствующих кадров. Учитывая сложность, "деликатность" и непривычность подобного рода механизмов для отечественной системы, думается, что на ее полное внедрение может уйти несколько лет. Но конечный ее эффект, судя и по западному опыту, и по наблюдающейся на самых разных уровнях госслужбы потребности в моральных регуляторах, должен с лихвой оправдать все предпринимаемые усилия.

 

 

Заключение

 

Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать  ряд выводов:

1) Этика берет свои начала со времен Аристотеля. основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

2) Уровень морального  развития как отдельно взятой  личности, так и службы в целом  определяется ориентацией на  гуманистические универсальные  принципы справедливости: равенство  человеческих прав и уважение  человеческого достоинства.

3) Основные принципы и  правила поведения формируются  сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс  государственного служащего есть  система моральных норм, обязательств  и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов,  основанная на нравственных общепризнанных  принципах и нормах российского  общества и государства.

4) Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.

5) Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

В ходе исследования было дано обоснование необходимости решения  исследуемой проблемы, где главными условиями повышения этического уровня государственных служащих выступили:

1) повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей государственных органов, путем подготовки и переподготовки кадров;

2) усовершенствование системы подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения;

Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания  этики на государственной службе. В условиях рыночных отношений принципы профессиональной этики становятся определяющими.

На основании результатов  исследования даны рекомендации для  обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных  для развития и совершенствования  этики поведения на государственной  службе, которые включают следующее:

1) разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

2) поощрения предпринимаемых  действий по поддержанию жестких  норм поведения и борьбе с  коррупцией в государственном  секторе;

3) включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;

4) продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

5) оценка влияния реформы  государственного управления на  этичность поведения на государственной  службе;

6) использование Принципов  поддержания этики на государственной  службе, приведенных в качестве  эталона, призванного обеспечить  действие жестких норм этики  поведения.

В результате исследовательской  работы предложены пути повышения профессионально-этического уровня, для чего необходимо:

1) создать эффективный  механизм подбора кадров для  государственной службы, обеспечения  должностного (служебного) роста государственного  служащего на основе их профессиональных  заслуг и деловых качеств;

2) повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;

3) создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

4) осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;

5) обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

6) формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

7) соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

 

Таким образом, решение проблемы повышения этического уровня государственных  служащих, как одного из факторов повышения  эффективности государственных  служб заключается в следующем:

1) Государственному служащему  необходим комплекс специальных  знаний и практических навыков,  приобретенных в результате общей  и специальной подготовки, а также  опыта работы. Особенность профессиональной  этики государственного служащего  заключается в том, что он  должны обладать знаниями особенностей  соответствующей управляемой сферы.

2) В свою очередь, повышение этики напрямую зависит от профессиональной деятеятельности государственного служащего, а от профессиональной деятельности зависит эффективное развитие государственного управления.

Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких  норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной  из наиболее значимых проблем. Повышение  уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических  норм, путем внедрения в программы  переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной  службы на благо общества

Практическая значимость исследования состоит в том, что  выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности, при разработке методов и алгоритмов формирования программ повышения этики  государственных служащих.

Перспектива дальнейших аналитических  исследований предполагает более глубокую проработку проблемы развития этики  государственных служащих, влияющих на эффективность осуществления  ими профессиональной деятельности. Предметом исследования может стать  влияние этики на эффективность профессиональной деятельности государственного служащего. 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2004. – 32 с.
  3. Кодекс управления государственной службой Великобритании. М., 2003.
  4. Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: Данисов и К, 2005. – 280 с.
  5. Андрианов В. Административная реформа: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. 2003. № 7-8.
  6. Анимица Е.Г. Трудная дорога к государственной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 194–197.
  7. Борисов, Е.И. Прежде чем учить руководителей /Е.И. Борисов // Служба кадров. – 2007. – №1 – С. 51 – 54.
  8. Букина, Н. Неформальный подход к обучению / Н. Букина // Служба кадров. – 2007. – №3 – С. 58–62.
  9. Бердюгин, С. Новый обучающий проект / С. Бердюгин., Э. Макаров // Служба кадров. – 2006. – №3 С. 63 – 65.
  10. Бабинцев, В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы/ В.П. Бабинцев // Образовательная политика. – 2006. – №4 С. 13 – 15.
  11. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений./Р.Н. Ботавина – М., 2001 г. – 185 с.
  12. Бакштановский В.И. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2001 – С. 154.
  13. Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов – М.: 2001
  14. Вигуру К. Деонтология государственной службы. 2003; Государственная служба за рубежом.
  15. Государственная служба за рубежом: Реферативный бюллетень № 6. 2004; Эффективность органов власти. М., 2005.
  16. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Юнити – Дана, 2002. – 551 с.
  17. Гренчикова, А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.
  18. Гришковец, А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации: учебный курс/А.А. Гришковец. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 464 с.
  19. Губин, В.Д., Основы этики: Учебник./В.Д. Губин, Е.Н. Некрасовка – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.
  20. Демина, А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / А.А. Демина. – М.: Книгодел, 2004. – 560 с.
  21. Дубинина, М.В. Этика в России и за рубежом // 2002 №4
  22. Джордж Р.Т. Деловая этика. // Р.Т. Джордж Т. 1. С-Пб – М.: Институт «Экономическая школа», издательская группа «Прогресс», 2001. – С. 65–66.
  23. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. /А.П. Егоршин. – 3-е изд. – Нижний Новгород: Нимб, 2003. – 303 с.
  24. Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу./ Е.С. Жариков. – М., 2002. – С. 150.
  25. Зубец, О.П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Отв. ред. А.А. Гусейнов – М.: ИФРАН, 2003. С. 103–120
  26. Игнатов, В.Г. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации: учебное пособие к спецкурсу / В.Г. Игнатов, А.В. Слепцов. – Ростов-на-Дону.: Скагс. 2001. – 328 с.
  27. Иванов, В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – 2-е изд., доп. – М.: Инфра – М, 2006. – 718 с.
  28. Иванов, В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. №5.
  29. Иванов, В.Г. История этики средних веков/В.Г Иванов – М.: 2000 – 279 с
  30. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. – М.: «Март»; Ростов – на – Дону: Март. 2005. – 448 с.
  31. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2003.
  32. Канке В.А. Современная этика. Учебник для вузов/ В.А. Канке – М.: 2007 – 156 с
  33. Курбатова, М.Б. Подготовка резерва на руководящие должности // М.Б. Курбатова. Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.
  34. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. / Б.Г. Капустин – М.: КДУ, 2004 – 110 с.
  35. Лобанов В. Уроки и перспективы административной реформы в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1.
  36. Литов С.С. Ценностные установки современных кадров государственной службы // Социальная политика и социология. – №4. – М.: 2006. – 26 с
  37. Литов С.С. Государственная служба как социальный феномен // Модернизация России: социально-правовые аспекты. – М.: Курск, ООО «Учитель», 2005. – 56 с.
  38. Магура, М.И. Обучение руководителей / М.М. Магура // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 53 – 62.
  39. Медушевский А. Административная реформа в России // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 4.
  40. Немчиков, А.А. Государственная служба: справочное пособие / А.А. Немчиков, А.М. Володин. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 384 с.
  41. Оболонский, А.В. Государственная служба: учебное пособие / А.В. Оболонский, А.Г. Барабошев. – 2-е изд. – М.: дело, 2000. – 440 с.
  42. Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для студентов / Д.М. Овсянко. – М.: Юрист, 1996. – 208 с.
  43. Огнев, А. Как организовать обучение руководителей?/ А. Огнев // Управление персоналом. – 2004. – №6 (94) – С. 26 – 27.
  44. Попов, В.Г., Китаев В.В., Хохряков Б.С., Чевтаева Н.Г. / В.Г. Попов, В.В. Китаев – М.: Профессиональная культура 2001. – С. 154.
  45. Попов, В.Г., Профессиональная культура современного российского государственного чиновника./В.Г. Попов, В.В. Китаев, Б.С. Хохряков, Н.Г. Чевтаева – М.: Екатеринбург: УрАГС, 2003. С. 58.
  46. Пронкин, С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.
  47. Пищулин, Н.П. Социальное управление. Теория и практика: учебное пособие / Н.П. Пищулин. – М.: Академкнига, 2003. – Т. 1.–540 с.
  48. Петров, О.А. Чему и где учиться повышать квалификацию / О.А. Петров, Л.В. Калашников // Служба кадров. – 2001. – №8 – С. 87 – 93.
  49. Плечева, Н. Идем на «Кадровый прорыв»/ Н. Плечева // Служба кадров. – 2006. – №8 – С. 69–74.
  50. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход /А.И. Радченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. – 720 с.
  51. Российская газета. 2009. 13 ноября.
  52. Сумароков, В.З. Государственное управление в современной системе организации власти: монография / В.З. Сумароков. – Краснодар: Фрегат, 2003. – 52 с.

Информация о работе Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих