Развитие идеи гражданского общества. Гражданское общество государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:10, реферат

Краткое описание

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Историческая эволюция идеи гражданского общества...................................5
2. Современные интерпретации идеи гражданского общества..........................9
2.1 Социально-философские предпосылки современных интерпретаций гражданского общества...........................................................................................9
2.2 Идейно-политические предпосылки современных концепций гражданского общества.........................................................................................12
2.3. Опыт систематизации современных интерпретаций гражданского общества.................................................................................................................14
3. Структура и признаки гражданского общества.............................................18
4. Гражданское общество и право........................................................................24
Заключение.............................................................................................................27
Список используемой литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_ПРАВО.docx

— 61.54 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве

 

Российской Федерации»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Развитие идеи гражданского общества. Гражданское общество государство и право»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ВФ3-2а

Гавриленко Яна Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014 г.

План

 

Введение...................................................................................................................3

1. Историческая эволюция идеи гражданского общества...................................5

2. Современные интерпретации идеи гражданского общества..........................9

2.1 Социально-философские предпосылки современных интерпретаций гражданского общества...........................................................................................9

2.2 Идейно-политические предпосылки современных концепций гражданского общества.........................................................................................12

2.3. Опыт систематизации современных  интерпретаций гражданского общества.................................................................................................................14

3.  Структура и признаки гражданского  общества.............................................18

4. Гражданское общество и право........................................................................24

Заключение.............................................................................................................27

Список используемой литературы.......................................................................28 
Введение

 

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки.

По моему мнению, государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и т.п. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени. Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить "без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества» Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.     

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности. Понятие "гражданское общество" человечеству известно давно. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Историческая эволюция идеи гражданского общества

 

В качестве основания для периодизации истории теоретических представлений о гражданском обществе можно рассмотреть идейное господство той или концепции (доктрины). Соответственно выделяется несколько стадий или периодов:

а) “естественно-правовой” период;

б) период легитимации; 

в) рационалистический период.

Идейное развитие концепции гражданского общества можно рассматривать также как последовательную смену различных моделей или парадигм теоретического (философского и научного) синтеза.

В “естественно-правовой” период (с античности до конца XVIII в.) происходит первый синтез идеи гражданского общества, суть которого определяется концепциями “естественного права” и общественного договора. Их основное содержание можно выразить формулой: “естественное состояние – общественный договор – гражданское, политическое состояние”. Это период господства так называемой “естественной религии”, апеллирующей в основном к истокам изначального общежития людей и неизменной человеческой природе.

Согласно концепциям “естественного права” и общественного договора, гражданское общество (или гражданское состояние) приходит на смену “естественному состоянию”, в котором господствуют культ силы и “борьба всех против всех”. На первый план в этих концепциях выдвигается требование неотъемлемых прав и свобод человека, присущих его естественной природе. Это – право на собственность, жизнь, волеизъявление и т.д. Переход к гражданскому (политическому) состоянию сопровождается или опосредуется заключением общественного соглашения или договора, на основе которого народ и власть строят далее свои взаимоотношения. С этой точки зрения, гражданское общество – это единство или единение лиц (чаще всего политическое), основанное на соглашении (договорных обязательствах) граждан с государством и его представителями (сувереном, правительством, собранием и пр.).

“Естественно-правовой” период развития идеи гражданского общества связан с именами Платона, Аристотеля, Бэкона, Гроция, Гоббса, Локка, Спинозы, Руссо, Гольбаха, Дидро, Монтескье, Пуфендорфа, Томазия и др. Значительную роль в развитии “естественно-правовой” концепции гражданского общества сыграли отечественные философы и юристы (И. Посошков, С. Десницкий и др.). По своей сути их представления, несмотря на отдельные попытки реалистического анализа, носили в основном утопический характер. Они стремились обосновать принципиально неосуществимые на практике общественные идеалы и вымышленные модели.

В конце XVIII – первой четверти ХХ вв. в социально-политической мысли начинается второй синтез идеи гражданского общества, который характеризуется преодолением синкретизма общества и государства и радикализацией политического сознания ее представителей. На первый план выдвигается проблема взаимодействия гражданского общества и государства. Если прежние концепции этого общества подчеркивали примат неотчуждаемых прав человека и акцентировали внимание на его экономической свободе, то гражданская идеология значительно расширяет и закрепляет требования политической свободы, независимости граждан и их объединений от возможного или фактического произвола государства, его бюрократического аппарата.

Дихотомия “естественное состояние – гражданское состояние (общество)” уже в конце XVIII века сменяется дихотомией “гражданское общество – государство”, расчленяющей общественное целое на две взаимосвязанные сферы бытия. Так начинается новый, “легитимационный” период, который связан с именами Гумбольдта, Гизо, Смита, Канта, Токвиля. В основе их социально-политических взглядов лежит представление о гражданском обществе как неполитической сфере социума, противостоящей государству или сосуществующей с ним, которая включает также такие институты и организации, как предпринимательство, торговля, семья и родственные объединения, различные общественные союзы и ассоциации. 

Существенный вклад в обоснование и пересмотр теоретических оснований данной концепции принадлежит Гегелю и Марксу. Среди отечественных мыслителей следует выделить особо М. Бакунина, Б. Чичерина, П. Новгородцева, С. Франка, И. Ильина и др. В их понимании гражданское общество выступает совокупным представителем разнообразных частных и общественных объединений, имеющих собственные, независимые от государства источники существования.

Новый этап в развитии идеи гражданского общества в рассматриваемый период ее теоретической реконструкции начинается в конце XIX – начале ХХ вв., когда происходит дальнейшая дифференциация общественных наук, в т.ч. институционализация социологической науки по мере ее отделения от социальной философии и превращения в самостоятельную науку об обществе. Вместе с тем изменяется само понимание гражданского общества. Из конструкции идеального общественного устройства, основанного на естественном праве и общественном договоре, оно трансформируется в сферу социальной реальности, характеризующуюся особыми качествами.

Реализация третьего синтеза идеи гражданского общества начинается в конце 20-х и завершается в основном в начале 90-х годов ХХ века. Она вызвана существенным развитием научно-технического прогресса, дальнейшей рационализацией общественной жизни, переходом от практических требований экономической и политической свободы личности, характерных для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизни и т.д. Постепенно появляются идейные условия для трансформации дихотомии “гражданское общество – государство” в более сложные конструкции, в которых гражданское общество занимает либо промежуточное, либо центральное положение.

Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в форме гражданской рациональности – системы устойчивых, общепринятых представлений об этом обществе (как правило, уже реально существующем), которые однозначно понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы, как рационально-критическое отношение к социальной действительности, идейный плюрализм, сосуществование различных установок и жизненных стратегий людей и др. Идея гражданского общества постепенно утрачивает как свое религиозное содержание, так и чрезмерную теоретичность, оторванность от социальной практики. Она становится достоянием обыденного сознания и практического мышления большинства жителей современной цивилизации.

В последние десятилетия ХХ века наметилась также тенденция постепенного отказа некоторых исследователей от сугубо рационалистической интерпретации гражданского общества. Так, Ю.Хабермас и другие представители франкфуртской школы, а также сторонники экзистенциальной и феноменологической традиций в социальной философии и социологии все чаще стали рассматривать гражданское общество в более широком контексте – контексте взаимодействия личности и официальных структур государства, системного и жизненного миров. В этой связи они затрагивают проблему отчуждения человека, колонизации жизненного пространства людей со стороны государства и других институтов.

Таким образом, к концу ХХ столетия постепенно намечается переход к четвертому синтезу идеи гражданского общества. На смену рационалистической парадигмы теории гражданского общества, утверждающей господство разума в сфере научно-технического и индустриального развития, приходят другие интерпретации и конструкции, углубляющие и расширяющие наше представление о нем. 
2. Современные интерпретации идеи гражданского общества 

Анализ представлений о гражданском обществе, существующих в современной социальной науке, предполагает, во-первых, характеристику их социально-философских оснований, во-вторых, учет идейно-политических предпосылок, складывающихся под влиянием политических реалий, и, в-третьих, систематизацию научных (прежде всего – социологических) концепций гражданского общества.

2.1. Социально-философские предпосылки современных интерпретаций гражданского общества.

В качестве исходных, базисных социально-философских теорий, в рамках которых разрабатываются модели гражданского общества, рассмотрим 2 группы концепций:

1) формационный и цивилизационный  подходы;

2) концепции модернизации и постсовременности.

Формационный подход не получил широкого распространения в концепциях западных марксистов. Он разрабатывался в основном в отечественной марксистской литературе. Как известно, развитие общества характеризуется в марксизме как естественно-исторический процесс, в ходе которого различные общественно-экономические формации сменяют друг друга. Понятие “общественно-экономическая формация” выражает исторически конкретную стадию (тип, форму) общества, основанную на определенном способе производства.

Понятие “гражданское общество”, разрабатываемое сторонниками формационного подхода, относится чаще всего к характеристике буржуазного строя или капитализма. Оно употребляется вслед за Марксом как в широком смысле (для обозначения буржуазной формы общества в целом), так и в узком (для теоретического выражения конкретной социальной организации, находящейся между базисом и надстройкой, между экономикой и государством).

Разрабатывая теоретическую модель современного гражданского общества, отечественные марксисты (Заславская Т.Е., Осипов Г.В. и др.) опираются прежде всего на следующие схему марксового анализа структуры общественно-экономической формации: “производительные силы – производственные отношения – общественные отношения (гражданское общество) – политический строй – формы общественного сознания”.Гражданское общество рассматриваются ими прежде всего как сторона общественной формации, находящаяся между способом производства и политическим строем.

В целом формационная модель не отражает современных тенденций развития гражданского общества. Представление о нем как исторически преходящем и “недолговечном” феномене не соответствует действительности. Современный мир пока еще не выработал альтернатив общественного развития, позволяющих обойти или перескочить период созревания и формирования институтов и структур гражданского общества.

Цивилизационный подход к исследованию гражданского общества развивается параллельно и отчасти в противовес формационному подходу. Данный подход значительно расширяет границы его познания и преобразования. Суть его заключается в том, чтобы рассматривать гражданское общество в контексте развития цивилизации, общецивилизационного процесса. При этом формирование этого общества составляет, по мнению его сторонников, едва ли не основное содержание общецивилизационного процесса. В этом смысле современная цивилизация охватывает все те общественные системы, в которых сформированы институты гражданского общества (рыночные, демократические и правовые).

Информация о работе Развитие идеи гражданского общества. Гражданское общество государство и право