Развитие идеи гражданского общества. Гражданское общество государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:10, реферат

Краткое описание

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Историческая эволюция идеи гражданского общества...................................5
2. Современные интерпретации идеи гражданского общества..........................9
2.1 Социально-философские предпосылки современных интерпретаций гражданского общества...........................................................................................9
2.2 Идейно-политические предпосылки современных концепций гражданского общества.........................................................................................12
2.3. Опыт систематизации современных интерпретаций гражданского общества.................................................................................................................14
3. Структура и признаки гражданского общества.............................................18
4. Гражданское общество и право........................................................................24
Заключение.............................................................................................................27
Список используемой литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_ПРАВО.docx

— 61.54 Кб (Скачать файл)

Структура – это внутреннее устройство чего-либо, совокупность структурных элементов, которые составляют гражданское общество и взаимосвязи между ними. Проблема структурирования гражданского общества актуальна в связи с необходимостью выявления механизма его функционирования. Значение и сложность этой проблемы определяется тем, что в современной исследовательской литературе отсутствует как какое-либо единое мнение относительно того, что относится к структурам гражданского общества, и каким образом они связаны между собой. Обусловлено это, на наш взгляд тем, что с момента возникновения самой теории гражданского общества и вплоть до настоящего времени остается неоднозначной сама сущность гражданского общества, его политический – неполитический характер, положение в структуре общества в целом.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. 
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. 
Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. 
Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.). 
Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами). 
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. 
В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 
Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. 
Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы - социальной. 
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. 
Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть. 
Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др. 
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. 
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. 
Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей. 
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества. 
При характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства. 
Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей. 
Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). 
В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

Признаки гражданского общества


Основными признаками гражданского общества являются:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

  • самоуправляемость;

  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

  • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

  • всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

  • жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации.

В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. создания системы строгого подчинения "младших старшим", существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу.

Это позволяет сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу. В то же время некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества. В свою очередь гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей.

Добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, так как большинство из нас хотят в основном одного и того же, "но для себя и добиваются желаемого по-своему". Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению в качестве самостоятельной ценности в обществе гражданских прав и свобод каждого индивида. В частности, речь идет о праве на жизнь; личную неприкосновенность; свободное выражение своих мыслей; частную собственность; свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается. Оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно добавить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующие:

  • возникновение гражданского общества на определенных основаниях не исключает и того, что некоторые институты гражданского общества создаются в его интересах в целом и государственной рационализации;

  • недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

 

4. Гражданское общество  и право.

 

Право является важнейшим понятием, раскрывающим основания и механизм реализации власти. Известный русский юрист начала XX в. Б.А. Кистяковский, автор одной из глав знаменитых "Вех" писал, что право не может быть даже поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня. Право играет, по его мнению, самую важную роль. "Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематические упражнения воли. Главное же, в противоположность индивидуальному характеру этих последних дисциплинирующих систем, право по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создается только правом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком – тождественные понятия".

Согласно довольно широко распространенной точке зрения право является совокупностью правил, упорядочивающих принуждение, механизмом организации силы. Право в этом случае выражает принуждение, регулируемое определенными нормами для установления общественного порядка. Право, по мнению академика В.Н. Кудрявцева, – одна из разновидностей нормативных систем, регулирующих человеческое поведение: "Особенностями этой системы являются всеобщность и определенность правил поведения, обеспечение их принудительной силой государства, закрепление этих правил в официальных документах: текстах законов, судебных решениях и т.п."

Большая часть юридических норм права является всегда принудительной системой. Большая, но не вся. Отсюда можно сделать вывод, что сила представляет не специфическое содержание норм права, а инструмент, благодаря которому реализуются властные отношения. Власть несомненно должна обладать силой для выполнения собственной воли и если необходимо – для сокрушения сопротивления непокорных.

Основоположники марксизма в своем  "Манифесте коммунистической партии" определили сущность права как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Они исходили из того, что в основе государства и права лежит частная собственность и классовые противоречия, где государство – механизм классового господства, а право – средство регулирования классовых противоречий. Эта схема во многом упрощает реальное многообразие социальных связей.

Представители либерально-демократического Просвещения (Вольтер, Ш. Монтескье, В. Мирабо, Д. Юм и др.) убедительно показали, что в государстве, где правом является возведенная в закон воля правителя, жизнь, собственность и свобода подданных гарантированы немногим лучше, чем в условиях полного беззакония. Поэтому просветители обосновывали идею о необходимости "принудительного ограничения самой принуждающей государственной власти"[3]. Тем самым право в трактовке Просвещения – "это прежде всего такая нормативная система, которая позволяет лимитировать административно-бюрократический произвол и препятствует тому, чтобы мощная централизованная власть выродилась в деспотическую и диктаторскую. Стремление возвести закон на пути превышения власти, стремление утвердить примат правового закона по отношению к воле государя, возведенной в закон образует основную тенденцию новаторских политико-юридических теорий". Во имя этого Монтескье настаивал на разделении властей, а Юм призывал "проявлять бдительность по отношению к правителям, устранять всякую неограниченную власть и охранять жизнь и состояние каждого при помощи всеобщих и обязательных законов"

Право самым непосредственным образом связано с такими фундаментальными ценностями человеческого общежития как свобода и ответственность. Если свобода выражает право выбора решений по своей воле и способов поведения, то ответственность характеризует соблюдение определенных социальных норм и требований учета интересов других людей, следование общественным ожиданиям.

Право, которое в своей сущности основывается на свободе, придает обществу ту качественную определенность, которая отличает общество гражданское от общества тоталитарного. Право воплощает в себе идеи гуманизма, свободы, демократии. Становление гражданского общества невозможно, если оно не осуществляется через право и правовое государство, если не происходит обуздание государственной власти, уважение законов и прав человека.

 

 

 

Заключение

Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Об этом предупреждают ученые и свидетельствует опыт государственного строительства. Россия стала на путь построения гражданского общества. Особенностью нашей российской действительности является то, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы нового демократического государства. Однако этот процесс проходит не всегда гладко. Несмотря на начавшиеся в 1985 г. преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Особенно "проблемной" является экономическая сфера общественных отношений. Перераспределение собственности через приватизацию по объективным и субъективным причинам не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем перестала быть государственной. Перейдя в руки новых собственников, она по-прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и общества.

    Экономическая  политика государства пока недостаточно  последовательно стимулирует формирование  предпосылок для увеличения численности  среднего класса. Имевшие место  обесценивание денежных вкладов; достаточно высокий уровень инфляции; сильный налоговый пресс, ограничивающий  предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной  собственности на землю - не позволяли  делать серьезные вложения средств  в производство, в землю, не способствовали  становлению зрелого гражданина  с неотъемлемыми правами и  обязанностями.

 

Список литературы.

1.      Баглай  М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное  право Российской

Федерации. М., 2012.

2.      Венгеров  А.Б. Теория государства и права. М., 2013.

3.      Воротилин  Е.А. Идеи правового государства  в истории политической

мыс­ли // Политология. Курс лекций. М., 2000.

4.      Гегель  Г.В.Ф. Философия права. М., 2010.

5.      Деев Н.Н. Государство и право. М., 2010.

6.      Енгибарян  Р.В. Теория государства и права. М., 2006.

7.      Общая  теория права и государства / Под  ред. В.В. Лазарева. М.,2012.

 

 

 

 


Информация о работе Развитие идеи гражданского общества. Гражданское общество государство и право