Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:11, курсовая работа
Целью исследования является определение роли референдума в современном Российском государстве и анализ факторов, закрепляющих референдум, как власть народа в демократическом обществе.
Задачи исследования:
· определить понятие и проанализировать характер развития референдума в Российской Федерации;
· показать процесс правового регулирования института референдума в России;
· рассмотреть порядок реализации референдума в субъектах Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Развитие референдума
Понятие и значение референдума и плебисцита
1.2 Референдум в России и проблемы его сопровождающие
Глава 2. Правовое регулирование референдума в России
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Глава 3. Реализация референдума в субъектах Российской Федерации
3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумах
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции Российской Федерации»
Ростовский (г. Ростов-на-Дону) юридический институт
(филиал)
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Конституционное право.
на тему: «Референдум Российской Федерации»
Выполнил(а): |
студент (ка) 2 учебной группы |
1 курса заочной формы обучения (ВПО) |
(срок обучения – 3 года) |
ФИО |
(фамилия, имя, отчество) |
Научный руководитель: |
|
(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество) |
Дата защиты |
||
Оценка |
||
Подпись научного руководителя |
Ростов-на-Дону
2013
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие референдума
1.2 Референдум в России и проблемы его сопровождающие
Глава 2. Правовое регулирование референдума в России
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Глава 3. Реализация референдума в субъектах Российской Федерации
3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумах
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Референдум, как форма непосредственной
демократии является далеко не новой
формой непосредственного участия
населения в решении глобальных
социально-экономических и
Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований [2.16.С.237]. В России референдум существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.
После I Мировой войны референдум вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования референдума особенно в 60-80 гг. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств, еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран. В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 г. [1.7.Ст.49].
Рассматривая становление
Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов. Актуальность обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, к проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая).
В современных условиях, при существующем низком уровне правосознания и правовой культуры Российского общества, наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении референдумов.
В Отечественной истории, в том числе недавней, можно найти примеры, когда референдум и волеизъявление народа становились орудием для достижения политических целей и способом манипуляции законодательством.
Целью исследования является определение роли референдума в современном Российском государстве и анализ факторов, закрепляющих референдум, как власть народа в демократическом обществе.
Задачи исследования:
· определить понятие и проанализировать характер развития референдума в Российской Федерации;
· показать процесс правового
· рассмотреть порядок реализации
референдума в субъектах
В качестве основных источников в данной работе были использованы Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Эти документы наиболее полно определяют круг основных понятий, раскрывают процесс проведения референдума и четко регламентируют все необходимые условия для его реализации.
Глубокий и всесторонний анализ различных аспектов проведения и реализации референдума содержится в трудах таких авторов, как Козлова Е.И. и Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Чиркин В.Е., Баглай М.В., Ковешников Е.М., Бондарь Н.С., Авсеенко В.И. и Бочаров С.Н., Постовой Н.В. Особо следует выделить постановления Конституционного суда Российской Федерации, которые показывают процесс урегулирования спорных вопросов и проведения совершенствования нормативной базы, что наиболее актуально в настоящее время. Так как сейчас нормативно-правовая основа современной России продолжает активно видоизменяться в поиске оптимальной модели, а современное общества нашего государства учится жить «по закону».
Работа состоит из трёх глав. В
первой главе определено понятие
и проведён анализ характера развития
референдума в Российской Федерации,
представлен пример судебной практики
из энциклопедии Российского законодательства
«системы Гарант». Во второй главе показан
процесс правового
Глава 1. Развитие референдума
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита
Понятиями, близкими к «референдуму»
можно считать плебисцит, всенародный
опрос, всенародное обсуждение. Все
эти понятия связаны с
Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом) [2.14.С.179].
Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ) – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность Президента) [2.16.С.235].
Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.
Референдум (плебисцит) – один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.
Нужно отметить, что для того, чтобы
референдум не превратился в фикцию,
его проведение требует полной гласности,
справедливой публикации различных
мнений, большой предварительной
работы по разъяснению формулы
Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Не является исключением и Россия. Рассмотрим это на примере Российской судебной практики:
11 июня 2003 г. Конституционный Суд
Российской Федерации
Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения оспариваемого Федерального конституционного закона и имевший место порядок его принятия.
Исходя из рассмотренных материалов дела и руководствуясь частью первой статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать Федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 г. «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» в части, устанавливающей период, в течение которого граждане Российской Федерации не могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и проведение такого референдума не допускается, не противоречащим Конституции Российской Федерации постольку, поскольку по конституционно-правовому смыслу положений данного Федерального конституционного закона период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.
2. Прекратить производство по
настоящему делу в части,
3. Согласно частям первой и
второй статьи 79 Федерального конституционного
закона «О Конституционном
4. Согласно статье 78 Федерального
конституционного закона «О
Если необходимые условия
На референдум, как правило, выносится вопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный «да» или отрицательный «нет» ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии) [2.16.С.241]. В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.
Вопрос, выносимый на референдум, или
совокупность предлагаемых вариантов
называется «формулой референдума».
Законодательство устанавливает пределы
допустимого использования