Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:11, курсовая работа
Целью исследования является определение роли референдума в современном Российском государстве и анализ факторов, закрепляющих референдум, как власть народа в демократическом обществе.
Задачи исследования:
· определить понятие и проанализировать характер развития референдума в Российской Федерации;
· показать процесс правового регулирования института референдума в России;
· рассмотреть порядок реализации референдума в субъектах Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Развитие референдума
Понятие и значение референдума и плебисцита
1.2 Референдум в России и проблемы его сопровождающие
Глава 2. Правовое регулирование референдума в России
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Глава 3. Реализация референдума в субъектах Российской Федерации
3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумах
Заключение
Список использованной литературы
3. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 72, 73 и 76 (части 2 и 5), положение пункта 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
7. Согласно статье 78 Федерального
конституционного закона «О
Местный референдум назначается только на календарный выходной день, но не на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее шести дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.
Подготовку и проведение местного
референдума, защиту права граждан
на участие в нем осуществляют
муниципальные и участковые комиссии
референдума. В качестве муниципальной
комиссии референдума в соответствии
с уставом муниципального образования
либо по решению представительного
органа местного самоуправления может
действовать муниципальная
Территория, на которой проводится местный референдум, делится на участки, образуемые не позднее чем за 45 дней до его проведения, решением главы местного самоуправления по согласованию с комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3000 избирателей на одном участке (территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков).
Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией по проведению референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
Проведению голосования по вопросам
референдума предшествует агитация,
условия которой в целом сходны
с предвыборной агитацией. Голосование
является тайным. Каждый гражданин, имеющий
право на участие в местном
референдуме, голосует лично. Голосование
за других лиц не допускается. Граждане
самостоятельно заполняют бюллетени
в кабине тайного голосования. Гражданин,
который не может это сделать
сам, вправе по своему выбору пригласить
в кабину другое лицо, не являющееся
членом участковой комиссии или наблюдателем.
Заполненный бюллетень
После окончания голосования
Итоги местного референдума публикуются в местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводятся до сведения граждан иным путем комиссией местного референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.
Решения, принятые на местном референдуме, имеют обязательный характер и не требуют какого-либо подтверждения.
Во многих регионах Российской Федерации
после принятия Федерального Закона
«Об общих принципах
Так, например, в Тульской области прошел местный референдум по поводу отделения Новомосковска от Новомосковского района, который состоялся 20 февраля 2005 г. в муниципальном образовании.
Явка избирателей составила около 56 % в среднем по городу и району. Новомосковцы подавляющим большинством голосов (около 90 %) высказались за отделение города от района. Значительная часть селян, напротив, проголосовала против обособления районного центра - около 70 % [2.25]. Поскольку мнение жителей города и села в таких случаях рассматривается отдельно, возражения жителей поселков, сел и деревень Новомосковского района относительно отделения города дают основания депутатам Тульской областной Думы отказать горожанам в их претензиях преобразовать Новомосковск в городской округ.
Вывод. Референдум на уровне субъектов Российской Федерации, так же как и на Федеральном уровне является высшей формой народовластия. Его проведение на местном уровне имеет решающее значение при разрешении вопросов местного характера. При этом местное законодательство должно полностью соответствовать законодательной базе Российской Федерации.
Заключение
Свобода выбора является важнейшим
фактором интеллектуального
В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное позволяет судить об
изменении в приоритете форм осуществления
народом принадлежащей ему
Но при этом нельзя допускать, чтобы
референдум заменял институты
Отсюда следует, что механизм реализации
решений референдума и
Список использованной литературы
1. Законодательные, нормативные акты.
1.1. Конституция Российской
1.2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.3. Федеральный закон от 12.06.2002 №
67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
1.4. Федеральный закон от 06.10.2003 №
131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общих
принципах организации
1.5. Федеральный закон от 11.12.2004 №
159-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об общих
принципах организации
1.6. Федеральный закон от 21.07.2005 №
93-ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты
1.7. «Конституция (Основной закон)
Союза Советских
1.8. Конституция (основной закон)
Союза Советских
1.9. «Конституция (основной закон)
Российской Советской
1.10. «Конституция (основной закон) Российской Федерации - России» (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.11. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
1.12. Федеральный закон от 19 сентября
1997 «Об основных гарантиях
1.13. Закон СССР от 27.12.1990 № 1869-1
«О всенародном голосовании (
2. Литература.
2.1. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. – М.: Издательство «Юристъ», 2006.
2.2. Конституционное право России. Учебник. // Катков Д.Б. – М.: «Юриспруденция», 1999.
2.3. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.
2.4. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов. // Баглай М.В. – М., «Инфра-М», 2005.
2.5. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. Учебник. // Ковешников Е.М. – М., «Норма». 2001.
2.6. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов. // Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
2.7. Муниципальное право России. Учебник. // Постовой Н.В. (2-е изд. испр. и доп.) – М.: Юриспруденция, 2004.
2.8. «Введение института президентства и расширение его компетенции нормативно-правовыми актами съезда народных депутатов и верховного совета РСФСР» Зуйков А.В. // Конституционное и муниципальное право, 2008, №3.
2.9. Собрание Актов Президента и Правительства
РФ, 1993. № 42. // #"#">#"#">http://e-riadnik.
3. Юридическая практика.
3.1. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 № 17-П // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
3.2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 № 10-П // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
3.3. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.