Референдум Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли референдума в современном Российском государстве и анализ факторов, закрепляющих референдум, как власть народа в демократическом обществе.

Задачи исследования:

· определить понятие и проанализировать характер развития референдума в Российской Федерации;

· показать процесс правового регулирования института референдума в России;

· рассмотреть порядок реализации референдума в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие референдума

Понятие и значение референдума и плебисцита
1.2 Референдум в России и проблемы его сопровождающие

Глава 2. Правовое регулирование референдума в России

2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме

Глава 3. Реализация референдума в субъектах Российской Федерации

3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумах

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Тема 4 Референдум РФ.docx

— 50.37 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим действие норм указанных  законов на примере некоторых  из них. Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в  обязательном порядке выносится  вопрос о принятии новой Конституции  Российской Федерации, если Конституционное  Собрание принимает решение о  вынесении на всенародное голосование  проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы  не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:

 

1) изменения статуса субъекта (субъектов)  РФ, закрепленного Конституцией  Российской Федерации;

 

2) досрочного прекращения или  продления срока полномочий Президента  РФ, Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации,  а равно о проведении досрочных  выборов Президента РФ, депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  либо о перенесении сроков  таких выборов;

 

3) об избрании, о назначении на  должность, досрочном прекращении,  приостановлении или продлении  полномочий лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации;

 

4) о персональном составе федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

 

5) об избрании, о досрочном прекращении,  приостановлении или продлении  срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

 

6) о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

 

7) отнесенные Конституцией Российской  Федерации, федеральными конституционными  законами к исключительной компетенции  федеральных органов государственной  власти [1.2.Ст.6].

 

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

 

Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и  гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут  быть предметом всенародного голосования.

 

В законе приведён конкретный перечень обстоятельств исключающих назначение и проведение референдума.

 

1) Референдум не назначается  и не проводится в условиях  военного или чрезвычайного положения,  введенного на территории Российской  Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить  референдум, или на части этой  территории, а также в течение  трех месяцев после отмены  военного или чрезвычайного положения.

 

2) Орган государственной власти  субъекта Российской Федерации,  орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии  с конституцией (уставом), законом  субъекта Российской Федерации,  уставом муниципального образования  принимать решение о назначении  референдума, вправе отказать  в назначении референдума только  в случае нарушения при выдвижении  инициативы проведения референдума  нормативных правовых актов, регулирующих  подготовку и проведение соответствующего  референдума.

 

3) Законом субъекта Российской  Федерации, уставом муниципального  образования может быть установлен  срок, в течение которого референдум  субъекта Российской Федерации,  местный референдум с такой  же по смыслу формулировкой  вопроса не проводятся. Указанный  срок не может превышать два  года со дня официального опубликования  результатов референдума.

 

4) Установление иных обстоятельств,  исключающих назначение и проведение  референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается [1.3.Ст.13].

 

Так законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью  принятого на референдуме решения, а также последствий, которые  может нести это решение.

 

Решения и действия (бездействие) Центральной  комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

 

Закон обязывает суды и органы прокуратуры  организовывать свою работу (в том  числе и в выходные дни) таким  образом, чтобы обеспечить своевременное  рассмотрение жалоб [1.3.Ст.75].

 

Таким образом, законодательство о  референдуме закрепляет процедуру  защиты права граждан участия  в референдуме Российской Федерации.

 

Вывод. Процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к  проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о  процессе голосования на референдуме  и определения результатов. Нужно  также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение  законодательства о референдуме.

 

 

Глава 3. Реализация референдума в  субъектах Российской Федерации

 

           3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении

 

 

В основу системы организационных  форм местного самоуправления положено традиционное для государственно-правовой науки деление на формы демократии:

 

· непосредственная или прямая демократия, когда сам гражданин принимает  участие в решении того или  иного вопроса;

 

· представительная демократия, в  ее основе лежит передача населением части принадлежащей ему власти избираемым или коллегиальным органам  или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения  на постоянной основе.

 

К формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести:

 

· местные референдумы;

 

· муниципальные выборы;

 

· голосования по отзыву депутатов  и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения  границ и преобразования муниципальных  образований;

 

· собрания (сходы) граждан в малых  муниципальных образованиях;

 

· народную правотворческую инициативу.

 

А к формам представительной демократии – саму деятельность этих выборных органов. Территориальное общественное самоуправление нельзя отнести к  формам непосредственной демократии, а следует считать специфичной  формой осуществления местного самоуправления.

 

Впервые в нашей стране термин «местный референдум», как элемент системы  местного самоуправления, получил законодательное закрепления в ст. 2 Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления местного хозяйства СССР». Затем он нашел закрепление в ст. 2 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» [2.18.С.367].

 

Немаловажным является вопрос о  видах местного референдума. Он позволяет  не только уточнить юридическое значение и механизм реализации решений, принимаемых  на местном референдуме, но и раскрывает различные возможности населения  муниципальных образований в  организации и проведении референдумов:

 

1. В зависимости от способа назначения местного референдума необходимо различать референдум, назначенный представительным органом местного самоуправления, и референдум, назначаемый главой местного самоуправления, а также по инициативе выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме, и избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным Законом.

 

2. По основаниям, положенным в  основу проведения референдума,  можно выделить обязательный и факультативный. Обязательный местный референдум имеет место в тех случаях, когда законодательство для решения определенного в прямой форме требует назначения референдума, а иная форма выявления мнения населения не допускается. Факультативный референдум может проводиться по всем вопросам местного значения, за исключением тех, которые не могут быть предметом референдума.

 

3. С точки зрения характера  и юридической значимости решений,  принимаемых на местном референдуме,  он может быть императивным  и консультативным. Императивный  референдум означает непосредственное  решение населением вопросов  местного значения, которое является  обязательным для исполнения  всеми государственными и муниципальными  организациями и должностными  лицами, негосударственными структурами  и гражданами. Консультативный референдум  проводится для выявления мнения  населения по определенному поводу, имеющему местное значение. Результаты  голосования в этом случае  имеют рекомендательное значение  и могут учитываться в решениях, принимаемых органами местного  самоуправления [2.19.С.143].

 

Вывод. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, выражают свою волю посредством местного референдума. Следует заметить, что разным является объем полномочий референдумов. Так, на всенародном референдуме в 1993 г. многонациональный народ России принял Конституцию страны. Эту задачу вправе решать только народ всей страны. Что же касается местных референдумов, то они имеют локальный характер и ограничены решением задач местного значения.

 

           3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумах

 

 

В субъектах Российской Федерации  законодательный массив, регулирующий процедуру подготовки и проведения референдумов, закрепляется в Уставах  областей, краев и т.д., а также  в отдельных законах.

 

В муниципальных образованиях регулирование  местного референдума происходит Уставами муниципальных образований, специальными актами, регулирующими процедуру  подготовки и проведения референдума  муниципального образования. Например, в Уставе города Новокузнецк от 08.07.2005 г. говорится: в целях решения  непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный  референдум [2.25].

 

Порядок назначения и проведения местного референдума, по его результатом  принятия и изменений решений  устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь, должны соответствовать Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающему правовую основу всех референдумов в России.

 

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какого – либо органа государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, являющиеся принципиально  важными для организации жизни  местного сообщества (например, о структуре  органов местного самоуправления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (например, изменения границ данного муниципального образования) [2.20].

 

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» чётко  определил круг вопросов, которые  не могут выноситься на местный референдум по аналогии с Федеральным конституционным  законом «О референдуме Российской Федерации», закрепляющим похожий круг вопросов государственного уровня [1.3.Ст.12].

 

Но прежде чем закон определил  и сформулировал данные вопросы  в таком виде, споры на эту тему носили бурный характер. В таких  спорах наряду с представителями  органов власти федерального значения принимали активное участие и  представители органов власти субъектов  РФ. Это хорошо видно на примере  судебной практики:

 

Конституционный Суд Российской Федерации  в составе председательствующего  Т.Г. Морщаковой, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, А.Л. Кононова, Н.В.Селезнева, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, с участием представителей сторон, направивших запросы в Конституционный Суд Российской Федерации, - члена Совета Федерации И.П.Александрова и Председателя Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Н.В.Коцюбы, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Поводом к рассмотрению дела явились  запросы Совета Федерации и Законодательного Собрания Республики Карелия о проверке конституционности отдельных положений  Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации».

 

Заслушав сообщение судьи-докладчика Б.С.Эбзеева, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

 

2. Признать соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта «а» пункта 3 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении их досрочных выборов.

Информация о работе Референдум Российской Федерации