Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 13:34, курсовая работа
Развитие акционерных обществ и акционерного капитала, в целом, является одним из условий дальнейшего развития экономики и благосостояния нашей страны. Акционерные общества в современной экономике играют значительную роль, так как основная часть промышленного производства осуществляется именно на предприятиях акционерных обществ, которые представляют собой важнейшее мировое социально-экономическое явление.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
§1. Акционерная собственность, ее образование и организация....................5
§2. Управление акционерным капиталом........................................................8
§3. Структура управления акционерным обществом...................................12
2. РОЛЬ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Акционерные общества в переходной экономике Российской
Федерации..............................................................................................................18
§2.Современное состояние и перспективы управления пакетами
акций акционерных обществ с государственным участием …………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38
местного самоуправления.
В рыночной экономике акционерные общества - основа рынка ценных бумаг. Ценные бумаги акционерных обществ - акции, занимают огромную долю рынка ценных бумаг, представляют собой идеальный инструмент инвестиций в экономику страны.12
Поэтому главная проблема Российского рынка ценных бумаг, а значит и проблема акционирования - отсутствие массового инвестора. Мелкий инвестор обнищал и не имеет наличных излишков. Иностранные инвесторы не спешат вкладывать «большие доллары» в российские фонды.
Преимущества акционерных обществ, которые выявлялись постепенно, по мере их развития, признаются в наши дни, как правило, во всех странах рыночной экономики. В современных экономических условиях акционерные общества являются одной из наиболее оптимальных форм осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.13 Предприятия акционерной формы собственности занимают лидирующее положение в российской экономике как количественно. Более 85% ВВП России производиться предприятиями этой формы собственности (имеется в виду как государственные, так и частные акционерные предприятия). Тенденция к увеличению числа акционерных обществ за счёт уменьшения государственных предприятий обусловлена продажей и акционированием наиболее нерентабельных и убыточных хозяйств находящихся в государственной собственности.
Факт преобладания акционерной формы собственности свидетельствует о том, что российская экономика постепенно переходит на путь развития свойственный всем развитым странам, где такое положение вещей является нормой.
По состоянию на 01.08.2013 в реестре федерального имущества содержится информация о 2333 акционерном обществе, акции которых находятся в федеральной собственности14.
При этом права Росимущества как акционера ограничены в отношении 988 организаций, в том числе:
465 АО – доля государства в уставном капитале АО составляет менее 2 %, включая 134 АО в отношении которых также используется специальное право «золотая акция» на участие Российской Федерации в управлении данными АО (в соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров не принимаются);
316 АО – права акционера от
имени Российской Федерации
145 АО – осуществляются процедуры
банкротства в стадии
59 АО – находятся в стадии ликвидации.
3АО – пакеты акций фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например: приватизированы, переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур).
Общее количество стабильно-функционирующих организаций составляет 1210 АО. Структура данной категории организаций представлена на рисунке и, в целом, повторяет общую структуру АО с участием Российской Федерации, в которой преобладающую долю (65% от количества рассматриваемых в настоящем отчете) занимают АО, единственным акционером в которых является Российская Федерация.
Рис. 1 Структура стабильно-функционирующих АО
В части осуществления прав акционера от лица Российской Федерации следует отметить, что из 1345 АО в отношении 860 госкомпаний (64%) осуществление отдельных прав акционера – Российской Федерации, делегировано территориальным органам Росимущества согласно приказу Росимущества от 13.04.2010 № 90 «О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества»:
Рис. 2. Распределение АО с государственным участием между
центральным аппаратом и его территориальным управлением
Из общего количества рассматриваемых организаций 54 АО (или 4,01% от общего количества рассматриваемых АО) входят в перечень стратегических организации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Из них наибольшее количество стратегических АО относится также к ведению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации – 17 АО (что составляет 5,54% от количества АО, которые находятся в ведении Минпромторга России).
Информация о распределении АО в зависимости от размера пакета акций, находящихся в федеральной собственности, представлена в таблице 1:
Таблица 1.
Структура АО в разрезе размера участия Российской Федерации в уставном капитале АО традиционно демонстрирует преобладание АО, 100% акций которых находится в федеральной собственности, общее количество таких АО составляет 874 (или 64,98% от числа рассматриваемых организаций).
Также представлена информация о количестве АО, включенных в Программу приватизации федерального имущества согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 2012-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы» и от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы». Доля акционерных обществ, включенных в соответствующие Программы составила 72,49% от общего количества АО, при этом наибольший удельный вес АО, включенных в Программы приватизации в разрезе категорий пакетов акций приходится на АО, единственным акционером в которых является Российская Федерация, и составляет 81,92%.
Отдельно следует отметить, что в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы были включены акции 1482 акционерных обществ и долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью. По состоянию на 01.08.2013 за рассматриваемый период продано 647 пакетов акций (долей в уставных капиталах), принадлежащих Российской Федерации: в 2011 г. – 318, в 2012 г. – 269, в 2013 г. – 60.
Одним из основных способов приватизации российской государственной собственности являлось акционирование, т.е. преобразование государственных предприятий в акционерные общества различных форм собственности. При этом во многих приватизированных предприятиях государство оставляет за собой существенную долю акций, сохраняя за собой право и возможности контроля и регулирования их деятельности. Динамика основных характеристик АО, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятия с 2000 по 2011 гг. отражена в таблице 2:
Таблица 2. Динамика основных характеристик АО, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятия с 2000 по 2011 гг.
Таким образом, масштабы деятельности государства по созданию акционерных обществ за анализируемый период существенно увеличилась. В частности, количество созданных АО и находящихся в федеральной собственности увеличилось за 2000-2011 гг. с 36 до 117, т.е. в 3,25 раза.
В зависимости от величины доли, принадлежащей государству в уставном капитале, можно выделить четыре вида АО:
государственные корпорации (100%);
государственные акционерные компании (от 15 до 100%);
государственные холдинговые компании (от 15 до 51%);
федеральные финансово-промышленные группы (ФПГ).
Государственная корпорация – это находящееся в полной государственной собственности или контролируемое государством акционерное предприятие или объединение предприятий, действующих в производстве и на рынке в качестве самостоятельных хозяйствующих единиц. Хотя разработка общей политики развития и контроль за ее осуществлением остаются прерогативой правительства и его отраслевых ведомств, государственные корпорации получают значительную автономию в решении текущих вопросов организации и управления, имеют собственные счета и самостоятельность в финансовом отношении. Государство участвует в управлении государственной корпорацией через своих представителей в ее совете директоров и на собрании акционеров. Государственные корпорации создаются в основном на базе сложившихся производственных и научно-производственных комплексов в случаях, когда:
выпускаемая продукция представляет особый интерес для общества, и приватизация не может быть осуществлена без потерь для общественного производства;
имеющаяся система управления комплексом позволяет ему успешно функционировать в автономном хозяйственном режиме;
имеющиеся государственные системы материально-технического снабжения, контракты, информация удовлетворяют потребности развития государственных предприятий.
Государственная акционерная компания в отличие от государственной корпорации полностью автономна в хозяйственной и финансовой деятельности.
Государственная холдинговая компания – это организация, капитал которой составляют контрольные пакеты акций других АО.
Федеральная ФПГ является официально зарегистрированным на акционерной основе объединением государственных и негосударственных финансовых, промышленных и коммерческих структур с преобладанием государственного капитала. Федеральные ФПГ могут создаваться в тех отраслях, где необходимо усилить межотраслевую и региональную кооперацию производства и повысить устойчивость взаимных поставок и платежей, обеспечить оптимизацию размеров производства и сбытовых операций, создать должную базу научно-технических и конструкторских разработок, гарантировать необходимый уровень инвестиционной деятельности, повысить экспортные возможности.
Холдинговые компании, являясь собственниками контрольных или паритетных пакетов акций других акционерных обществ, получают возможность эффективного воздействия на осуществление производственной и инвестиционной стратегий на многих предприятиях различных отраслей. Следует учитывать, что холдинговые компании не тождественны инвестиционным фондам и компаниям. В России уставный капитал холдингов формировался за счет пакетов акций, переданных государством в процессе акционирования предприятий, а не за счет подписки на акции холдинга с последующим приобретением за счет средств акций других обществ.
Создание финансово-промышленных групп в форме холдинговых компаний, акционерных обществ, перекрестного владения акциями поможет решить важнейшую задачу институциональной политики: не только распределить бывшее государственное имущество между собственниками, но и стимулировать стратегических собственников. Однако, привлечение инвестиций, осуществляемых стратегическими собственниками, не может стать оправданием появления новых монопольных структур.
Анализ также показал, что, с одной стороны, по данным Федеральной государственной информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» исполнительская дисциплина проведения годовых общих собраний акционеров в АО, единственным акционером в которых является Российская Федерация, составила 98%. Однако в остальных АО, где в уставных капиталах Российская Федерация владеет долей более 2%, но менее 100%, показатель исполнительской дисциплины на настоящий момент составляет 81%. Такой показатель обусловлен тем, что протоколы годовых общих собраний акционеров до настоящего времени представлены в Росимущество не в полном объеме и продолжают поступать в текущем режиме15.
Кроме того, обобщение сведений, содержащихся в средствах массовой информации, позволило систематизировать основные претензии государства как акционера, к деятельности акционерных обществ, в принципе совпадают с претензиями других категорий акционеров, будь то внешние инвесторы или трудовой коллектив. В основном они сводятся к следующему:
непрозрачность деятельности, как для рядовых акционеров, так и для государства;
уменьшение доли «сторонних» акционеров в АО путем осуществления дополнительной эмиссии без их согласия в пользу «своих» инвесторов;
перекачивание материальных и финансовых активов из материнской компании в дочерние, как правило, контролируемые менеджерами или связанными с ними фирмами.
Указанные проблемы являются также причинами низкой эффективности управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности.
Причины низкой эффективности управления государственными пакетами акций акционерных обществ и долями в уставных капиталах предприятий носят как объективный, так и субъективный характер. Прежде всего, нужно назвать наличие слабого контроля за деятельностью представителей государства в акционерных обществах со стороны органа исполнительной власти, от которого они назначены. Так например, А.В. Бузгалин считает, что отсутствие надлежащей квалификации и материальных стимулов, а также механизмов имущественной ответственности, отчетности о положении дел в обществе значительно снижают эффективность деятельности представителя государства16. Другой из причин низкой эффективности управления государственными пакетами акций, по мнению Л.М. Куликовой, является несовершенство законодательства и нормативной базы, что способствует злоупотреблению в вопросах соблюдения интересов акционеров, инвесторов и заинтересованных лиц 17. Нарушениями являются выведение активов корпораций и перераспределение денежных потоков в пользу должностных лиц или акционеров.
Л.М. Подъяблонская считает, что государственные предприятия становятся неплатежеспособными вследствие постоянного неудовлетворительного финансового положения, а размер корпоративных прав не дает возможность эффективно влиять на принятие решений органами управления общества18. Государство с долей меньше 50% акций в собственности предприятия не может кардинально повлиять на его деятельность.
По мнению Л.П. Куракова, существенной причиной является то, что до сих пор не получила надлежащего развития государственная политика по части корпоратизации и дивидендов для контролируемых государством корпораций с государственной долей свыше 50% 5. Кроме того, по мнению Г.Б. Поляка, существует проблема двойного налогообложения дивидендов: первый раз – как части прибыли общества, второй – как части дохода19.