Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что одно из центральных мест в системе органов исполнительной власти РФ занимают органы внутренних дел (милиция), которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО ОВД (МИЛИЦИИ) В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Структура органов исполнительной власти
1.2. ОВД (милиция): понятие, организация, основные задачи
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ, СВОБОД И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОВД (МИЛИЦИИ)
2.1. Понятие и виды прав, свобод и интересов граждан
2.2.Деятельность ОВД (милиции) по обеспечению прав, свобод и интересов граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Далее рассмотрим милицию  общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности (местная милиция) функционирует на трех уровнях управления, которые выделяются в системе органов внутренних дел:

МВД РФ;

МВД республик, ГУВД, УВД  краев и областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, УВД на транспорте;

УВД (ОВД) районов, городов, районов в городах, линейных ОВД  на транспорте.

Милицию общественной безопасности можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимно зависящих  подразделений милиции, имеющих  закрепленные в законе компетенцию и организационную структуру, функционирующих в целях охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки24.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О милиции» основными задачами милиции общественной безопасности являются:

обеспечение личной безопасности граждан;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита собственности  от противоправных посягательств;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;

розыск отдельных категорий  лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции  милиции общественной безопасности.

Деятельность милиции  общественной безопасности строится в  соответствии с принципами законности, уважения личности, социальной справедливости, демократизма, интернационализма, гласности, постоянного учета общественного мнения.

Функции милиции общественной безопасности, осуществляемые процессе административно-исполнительной деятельности и производства дознания по уголовным делам, вытекают из ее основных задач и составляют основные направления ее служебной деятельности.

По обеспечению личной безопасности граждан милиция общественной безопасности реализует следующие  функции:

обеспечивает на территории района (города) соблюдение законов, других правовых актов органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан; осуществляет контроль за соблюдением решений органов власти предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;

защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

оказывает помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений, а также находящимся  в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

регистрирует заявления, сообщения и другую поступающую  информацию о преступлениях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимает меры, предусмотренные  законодательством;

принимает предусмотренные  законодательством меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а так же членов их семей и близких, если здоровье, жизнь и имущество данных лиц находится в опасности;

осуществляет привод в учреждения здравоохранения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями.

По охране общественного  порядка милиция общественной безопасности предпринимает следующие меры:

обеспечивает общественный порядок на улицах, в общественных местах;

принимает меры, связанные с обеспечением общественных мероприятий;

осуществляет в чрезвычайных ситуациях меры по спасению людей  и их защите;

выдает разрешения на использование огнестрельного оружия;

регулирует дорожное движение;

проводит регистрацию  и учет автомобилей.

По защите собственности  от противоправных посягательств милиция общественной безопасности:

охраняет на основе договоров  частное имущество;

принимает неотложные меры по сохранности имущества, остающегося  бесхозным;

обеспечивает сохранность  найденных документов;

принимает меры по обнаружению  и изъятию похищенного имущества, обеспечению возмещения нанесенного материального ущерба.

По предупреждению и  пресечению преступлений и административных правонарушений:

предотвращает и пресекает  преступления и административные правонарушения;

осуществляет индивидуальную профилактическую работу с нарушителями;

ведет среди населения  пропаганду по вопросам борьбы с преступностью;

контролирует соблюдение лицами, освобожденных из мест лишения  свободы, установленных ограничений;

По раскрытию преступлений:

исполняет определения суда об административном аресте;

выявляет и раскрывает преступления;

разыскивает лиц, совершивших  преступления;

охраняет, контролирует и содержит лиц, заключенных под  стражу;

ведет производство по делам  об административных правонарушениях;

осуществляет исполнение постановлений о применении мер административного взыскания, вынесенных уполномоченными на то работниками внутренних дел25.

Организационная структура  милиции общественной безопасности включает в себя систему ее аппаратов, подразделений, то есть построение их сверху донизу и внутренние строение отдельного аппарата и подразделения.

Она определяется, во-первых, характером выполняемых задач и  функций, во-вторых, национально-государственным  и административно-территориальным делением субъекта.

Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации  и ликвидации ее подразделений, а  также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в порядке, установленном министром внутренних дел Российской Федерации.

Численность милиции  общественной безопасности, финансируемой  за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внутренних дел Российской Федерации.

Создание, реорганизация  и ликвидация подразделений милиции  общественной безопасности, финансируемых  за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных  с финансированием милиции общественной безопасности, которое возникло в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется указанными органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения  милиции вневедомственной охраны при  органах внутренних дел, порядок  создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром  внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями  милиции вневедомственной охраны при  органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность  подразделений милиции общественной безопасности.

Начальники милиции общественной безопасности по субъектам Российской Федерации являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации.

Начальники милиции общественной безопасности по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

 

ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ, СВОБОД И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОВД (МИЛИЦИИ)

 

2.1 Понятие  и виды прав, свобод и интересов  граждан

 

Ведущая роль в общей  системе прав, свобод и обязанностей принадлежит тем, которые получили конституционное закрепление.

Многообразие конституционных прав и свобод требует их классификации.

Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.

1. В зависимости от субъекта  обладания конституционные права  и свободы можно классифицировать  на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства).

В Конституции РФ различие между  правами человека и правами гражданина проводится в формулировках соответствующих  статей. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане».

2. По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. Так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право на свободу публичных мероприятий (ст. 31), право на объединение (ст. 30).

3. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) - основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью основного.

4. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения:

1) гражданские и политические  права, провозглашенные буржуазными  революциями;

2) социально-экономические права,  имеющие в своей основе социалистические учения;

3) экологические права, появление  которых связано с обострением  экологической ситуации на всем  земном шаре, права в сфере  информации, закрепления которых  потребовал научно-технический прогресс.

5. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.

6. Наибольшее распространение в  науке конституционного права  получила классификация прав  и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:

1) личные,

2) политические,

3) экономические, социальные и культурные.

Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические  права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.

Только конституционные  права и свободы обладают неперсонифицированностью, поскольку имеют своим адресатом  не конкретного человека, а распространяются на всех, отраслевое законодательство обращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам (собственники имущества, покупатели, истцы и ответчики и т.д.).

Информация о работе Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан