Система и структура органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово «procuro» означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» - «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.

Вложенные файлы: 1 файл

прокуротура рф.docx

— 52.01 Кб (Скачать файл)

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная  функция разделяется на подфункции:

·  надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) (например, Совет народных депутатов Тяжинского района), и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления (например, Администрацией Тяжинского района), органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

·  надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

·  надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие (в частности, такой контроль в прокуратуре Тяжинского района за органом предварительного следствия - Тяжинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области осуществляет заместитель прокурора);

·  надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и судебных инстанциях. Он уполномочен вносить  представление на противоречащие закону решения, приговоры, определения и  постановления судов. При этом прокуроры  не осуществляют надзор за судами, которые  независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону.

Самостоятельная функция  прокуратуры – осуществление  уголовного преследования, а также  надзора за процессуальной деятельностью  органов дознания и предварительного следствия, а в судебном производстве – поддержание государственного обвинения. Уголовное преследование  представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.[9] Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со своей компетенцией осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Прокуратура осуществляет эту функцию наряду с другими правоохранительными органами, наделенными функцией расследования преступлений путем предварительного следствия и (или) дознания. С принятием 5 июля 2007 года Федерального закона №87-ФЗ в связи с созданием Следственного комитета полномочия прокуроров по осуществлению уголовного преследования существенно перераспределены в пользу руководителей следственных органов, сокращены властно-распорядительные полномочия прокурора. Надзор и следствие разделили – количество претензий к следствию со стороны прокуроров возросло. Правда заключается в том, что прокуроры перестали закрывать глаза на те нарушения, которые, безусловно, и раньше имели место. И это – положительный эффект от изменения законодательства[10].

Функцией прокуратуры  является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Эта функция  состоит в обеспечении согласованного взаимодействия правоохранительных государственных  структур, наделенных специальными полномочиями в сфере противодействия преступности (дознание, предварительное следствие, ОРД). Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать  компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Таким образом, предметом  координации является упорядочивание, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей  задачи, но осуществляемой посредством  присущих каждому из этих органов  правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов.

Одна из функций прокуратуры  – участие в правотворческой  деятельности.

Конституция РФ не предусмотрела  Генерального прокурора РФ в числе  субъектов права законодательной  инициативы. Статья 9 Закона о прокуратуре  отчасти компенсирует отсутствие такого права. Участвуя в правотворческой  деятельности, Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры  вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной  инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о  принятии законов и иных правовых актов. Уставами ряда субъектов прокурорам предоставляется право законодательной  инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти. (Например, п. 1 статьи 12 Устава Кемеровской области  предусматривает право законодательной  инициативы прокурора Кемеровской  области).[11]

Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов  потребностям правового регулирования  общественных отношений, а также  о пробелах и иных дефектах правового  регулирования, о необходимости  дать толкование законам и иным правовым нормам, реализуют ее путем внесения предложений о правовом регулировании  компетентным органам соответствующего уровня, а при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору.

Статья 9.1 Федерального закона о прокуратуре возлагает на прокурора обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов.

Прокурор в ходе осуществления  своих полномочий в установленном  Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном  правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении  нормативного правового акта может  быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному  рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно  сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора  об изменении нормативного правового  акта может быть обжаловано в установленном  порядке.

(Например, прокуратурой  Кемеровской области приказом  от 04.02.2010 №2 определен порядок  проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. (Приложение 1). 

 

3. Правовые основы деятельности  прокуратуры Российской Федерации  

 

Согласно статьи 3 Федерального закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено  выполнение функций, не предусмотренных  федеральными законами.[12] 

 

4. Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ  

 

Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ определяются статьей 129 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона о прокуратуре, а также в нормативных актах  Генерального прокурора РФ.

Принцип единства означает, что все территориальные и  специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры  РФ, не допускается (п. 3 статьи 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует  на соответствующей территории или (и) в сфере правовых отношений  от имени Российской Федерации, наделен  едиными полномочиями. Принцип единства проявляется в том, что вышестоящий  прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

Принцип централизации системы  органов прокуратуры проявляется  в том, что нижестоящие прокуроры  подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов  и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность  только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются  от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль. Прокурор обязан представлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанными с ним принципами подчиненности и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоящему и их всех – Генеральному прокурору РФ. Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Воздействие в какой-либо форме на прокурора или следователя  с целью повлиять на принимаемое  ими решение или воспрепятствовать  их деятельности влечет установленную  законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную). Воспрепятствование деятельности прокурора или следователя  может проявляться в недопущении  их на территории и в помещения  органов и учреждений, организаций; в ограничении доступа к их документам и материалам; в непредоставлении материалов и документов по запросам; отказе или умышленном затягивании проведения по поручению проверок, ревизий и т.д. Для преодоления воспрепятствования деятельности прокуратуры используются совокупность правовых средств – принудительный привод, выемка, использование помощи органов милиции, возбуждение производства об административном правонарушении.

Порядок и условия осуществления  государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным  законом от 20.04.1995 №45-ФЗ «О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также  иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана  служба обеспечения собственной  безопасности и физической защиты их работников, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей  и имущества.

Прокуроры и следователи  не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной  власти и местного самоуправления.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств  массовой информации (Например, статьи о деятельности и уголовных делах, расследуемых Тяжинским межрайонным  следственным отделом, еженедельно  публикуются в Тяжинской районной газете «Призыв»).

В целях обеспечения принципа гласности в со ставе Генеральной  прокуратуры РФ создано структурное  подразделение – Управление информации и общественных связей, на которое  возложено информирование через  печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан  о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах. Ограничение принципа гласности определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» устанавливает специальные требования к осуществлению прокурорского надзора в этой сфере.

Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 статьи 4 Закона о прокуратуре. Прокурорские работники  не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в  их деятельности. В своей служебной  деятельности прокуроры не связаны  решениями любых общественных объединений. Конкретизацией принципа независимости  прокуратуры является недопустимость совмещения прокурорскими работниками  своей основной деятельности с иной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность.

Принцип законности – главенствующий принцип деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Одновременно он означает и обеспечение  ее требований в деятельности самих  органов прокуратуры.

В деятельности органов прокуратуры  используются в качестве организационных  зональный и предметный принципы.

Информация о работе Система и структура органов прокуратуры РФ