Система и структура органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово «procuro» означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» - «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.

Вложенные файлы: 1 файл

прокуротура рф.docx

— 52.01 Кб (Скачать файл)

Зональный принцип предполагает такую организацию, когда весь объем  работы, возложенный на структурные  подразделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными  их работниками по определенным территориальным  участкам («зонам»). (Например, в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской  области имеются зональные прокуроры-криминалисты, за которыми закреплены разные районы области).

Предметный принцип означает такую организацию работы прокуроров, когда обязанности между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования. Имеются  в виду законы и иные нормативные  правовые акты, регулирующие определенные группы правовых отношений, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. (Например, должностные обязанности распределены между оперативными работниками прокуратуры Тяжинского района, Тяжинского межрайонного следственного отдела (Приложение 2). 

 

5. Основные направления  деятельности прокуратуры РФ 

 

Основные направления  деятельности прокуратуры обусловлены  различными факторами политического, социально-экономического и иного  характера. По своей значимости выделяют постоянные приоритетные направления  деятельности и динамичные направления- с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, стране в целом.

К числу постоянных приоритетов  относятся:

·  соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления;

·  надзор за исполнением законов прежде всего государственными органами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов;

·  соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; особенно соблюдение прав и свобод несовершеннолетних граждан.

В соответствии с Законом  о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и  учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации  деятельности системы прокуратуры  РФ и порядок реализации мер материального  и социального обеспечения этих работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие  аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.

6. Проблемы развития прокуратуры  РФ

Сегодня прокуратура –  это многофункциональный орган  надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и  организационно-распорядительную базу, подготовленные кадры, пусть далекие  от идеальных, материально-технические  и иные условия для своей деятельности. Что же вызывает неудовлетворенность? От каких пороков следует избавиться, чтобы идти дальше?.. Прокуратура все больше возвращается к тому, чтобы «влезать во все и заниматься всеми». Часть специалистов и практиков считают, что прокуратура в настоящих условиях должна обладать максимальными функциями и полномочиями и предлагают расширить их круг. Но, по мнению многих авторов, этого делать не следует. Сейчас прокуратура во многих сферах не в силах добиться заметных изменений в обеспечении требований законов, но нередко вынуждена отвечать за нерешенные обществом и государством проблемы укрепления правопорядка. Сегодня найти регион или сферу правовых отношений, где бы после мер прокурорского реагирования прочно утвердилась законность, весьма затруднительно. Далеко не все зависит только от прокуратуры. Низкий для России уровень правовых традиций, правовой культуры и правовой нигилизм сохраняют и, видимо, еще долго будут сохранять подчиненную и весьма зависимую роль права. По мнению А. Мыцыкова,[13] надо отказаться от широкозахватного надзора за исполнением законов, а взамен сосредоточить усилия на направлениях, делающих заметным общественно полезный результат прокурорских акаций – это противодействие правонарушениям, посягающим на базисные сектора социально-экономической жизни: государственная собственность, природные ресурсы, налоги, внешняя торговля, землепользование, банковская деятельность. Главное, чтобы эти сферы стали стратегией прокурорского надзора. В надзоре за законностью дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельностью тоже устраивает далеко не все, так как прокуратуре приходится самой нести ответственность за раскрываемость и розыскные действия. Такое широкое поле деятельности лишает возможности сосредоточиться на актуальных делах и сформировало в общественном сознании устойчивое мнение о том, что прокуратура ответственна за результаты расследования едва ли не всех уголовных дел. Негативную лепту вносит и то, что во многом предписания приказов Генерального прокурора оказываются оторванными от надзорной практики, специфики региона, не обусловлены состоянием законности или даже наличием объектов надзора. Все это лишает прокурора субъекта Федерации возможности сосредоточить усилия на действительно актуальных для своего региона проблемах и вынуждает подходить к организации работы с позиции вынужденной «срочности» [14]. Остро стоит проблема кадрового обеспечения прокуратуры. И причина вовсе не в том, что нет высококвалифицированных и морально устойчивых специалистов, а в недостатках практики их подбора.[15]

Я могу отметить ряд проблем, касающихся Следственного комитета при прокуратуре РФ и его подразделений, одной из них является проблема стабильности кадрового состава. А. Мыцыков[16]считает, что нужна программа закрепления следственных кадров, суть которой может быть сформулирована так: если тот или иной молодой специалист показал себя «божией милостью» следователем, он им и должен остаться. Но его необходимо выделять классными чинами, налоговыми, социальными льготами – тем, что будет работать на закрепление следователей, развивать стремление повышать профессионализм, а в конечном итоге создать стабильный следственный аппарат, создать специализацию следователей. Нужны существенные изменения в критериях оценок деятельности прокуроров. Престиж прокуратуры, ее социальная полезность наряду с другими факторами определяются конкретными результатами прокурорской деятельности в сфере упорядочения законности и защиты прав граждан. 

 

7. Нравственные основы  прокурорской деятельности 

 

Определение моральных, нравственных норм – один из способов регулирования  поведения людей в обществе, причем во всех сферах общественной жизни. ХХ век обозначил новые нравственные требования. Необходимость соблюдения нравственных норм непосредственно относится и к деятельности российских прокуроров. Властные полномочия, предоставленные им законом, многократно повышают их ответственность перед обществом за достойное выполнение своих обязанностей. Прокурор должен обладать высокими нравственными, морально-волевыми, психологическими качествами, поскольку личностные изъяны могут привести к опасным последствиям.

Закон о прокуратуре содержит конкретные нормы, определяющие нравственные требования к поведению прокуроров. В частности, п.1 статьи 40 установлено, что прокурором может быть лицо, которое, наряду с наличием российского гражданства и высшего юридического образования, полученного в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, должно обладать также необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способное по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в соответствии с которой обязуется, в частности, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Последний абзац текста Присяги прокурора совершенно определенно указывает на то, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры. Требования к этике прокурора разработаны и утверждены на международном уровне – в соответствии со Стандартами профессионального поведения и ответственности прокуроров, принятыми 23 апреля 1999 года Международной ассоциацией прокуроров. Таким образом, на первый взгляд кажется, что требования соблюдения нравственных норм в деятельности прокуроров надлежащим образом облечены в правовые нормы.

Однако это не совсем так. Действующее законодательство не конкретизирует и не дает толкования тому, что же понимать под «необходимыми моральными качествами», (п. 1 ст. 40 Закона о прокуратуре), «соблюдением объективности и справедливости при решении судеб людей», «моральной чистотой», «внутренним убеждением» и «совестью» (на основании которых судьи, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь и дознаватель оценивают доказательства – ст. 17 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Для разрешения данной проблемы вполне возможной представляется разработка и принятие корпоративного Кодекса прокурорской этики, приказа Генерального прокурора РФ, в котором возможно закрепить конкретные требования к поведению прокурорского работника.[17]

В связи с тем, что я  работаю в органах прокуратуры  не первый год, считаю, что именно нравственность в поведении прокурорского работника  играет важную роль в правовом воспитании детей, повышает доверие граждан  к органам прокуратуры. Если этой компоненты нет – неизбежно появляется правовой нигилизм со всеми вытекающими  из этого последствиями. Прокурорскому  работнику необходимо понимать, что  за каждым обращением гражданина скрывается личность с ее проблемами, и игнорирование  их может привести порой к непоправимым для человека последствиям. Это я  могу утверждать на собственном опыте.

 

Заключение 

 

Прокуратура является органом  государства, специально предназначенным  для осуществления правоохраны  совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану  путем надзора, уголовного преследования  и иных видов правоохраны. Прокуратура  Российской Федерации - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

В Федеральном законе о  прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с  тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое  призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина

Современная российская прокуратура  не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается противостоять беззаконию. Укрепление российской прокуратуры  и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых  принципов (идей), отражающих решимость  государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений от них в чьих бы то ни было интересах.

 

Cписок литературы

10.1 Список нормативно-правовых  актов

1. Конституция РФ (принята  всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных  Законами Российской Федерации  о поправках к Конституции  Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);

2. Федеральный закон «О  прокуратуре Российской Федерации»  от 17.01.1992 г. №2202-1 в ред. Федеральных  законов от 28.11.2009 №303-ФЗ;

3. Федеральный закон «Гражданский  процессуальный кодекс Российской  Федерации» от 14.11.2002 г. №138-ФЗ;

4.Федеральный закон «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. №223-ФЗ;

5. Федеральный закон «Уголовный  кодекс Российской Федерации»  от 13.06.1996 г. №63-ФЗ;

6. Федеральный закон «Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации»  от 18.12.2001 г. №174-ФЗ;

7. Федеральный закон «О  внесении изменений в Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации»  от 05.06.2007 №87-ФЗ;

8. Конвенция о правах  ребенка. Конвенция одобрена Генеральной  Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана  от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована  Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. августа 1990 г. Конвенция вступила  в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

9. Закон Кемеровской области  от 05 06.1997 №10-ОЗ. Устав Кемеровской  области в ред. Законов Кемеровской  области от 29.06. 2009 №71-ФЗ. Принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997

10.2 Учебники

1. Правоохранительные органы  России. Учебник/ под ред.В.П. Божьева. – М., 2009.

2. Прокурорский надзор. Учебник/  под ред. О.А. Галустьяна, О.В. Ендольцевой, Н.Х. Сафиуллина. – М., 2009.

10.3 Научные статьи

1. Говорков, Н. Хотели сделать  лучше… /Законность.- 2008. - №7.- С.31-33.

2. Джатиев, В. Зачем России прокуратура?/ Законность. – 2008. - №8. – С.30-32.

3. Казаков, С. Нельзя  объять необъятное/ Законность. – 2000. - №4. – С.25-27.

4. Карпов, Н. Нравственные  основы прокурорской деятельности/Законность. - 2008 .- №12. - С. 12-15.

5. Ломовский, В. Какой власти принадлежит прокуратура? /Российская юстиция. – 2001. - №9. – С.21-23.

6. Мельников, Н.В. Прокурорская  власть / Государство и право.  – 2002. - №2. – С.14-20.

7. Мыцыков, А. Прокуратура. Проблемы развития/Законность. – 2000. - №3. – С.4-7.


Информация о работе Система и структура органов прокуратуры РФ