Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 05:48, курсовая работа
В современном мире информатизации, инноваций и "мозговых штурмов" представляется примечательным феномен интеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смысле абстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовом регулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чем привычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности - авторов произведений, - являясь истоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Только при их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование имущественных правомочий.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Авторское право в контексте права интеллектуальной собственности……...5
1.1 Истрия становления правового института «авторское право»
в законодательстве Республики Беларусь………………………………………...5
1.2 Правовая природа авторских прав и определение их сущности…………....7
2 Авторские права на произведения науки, литературы, искусства
в белорусском законодательстве………………………………………………....14
3. Классификация авторских прав……………………………………………….20
3.1 Содержание личных неимущественных прав авторов……………………..20
3.2 Содержание личных имущественных прав авторов………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...…31
Список использованной литературы…………………………………………….33
Министерство образования республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
Имени Франциска Скорины»
Заочный факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
«Содержание авторских прав»
Курсовая работа
Исполнитель:
студент группы П-51 _______________ А.П.Журавлева
Научный руководитель: _______________ Н.В.Копыткова
зав. кафедрой, к.ю.н., доцент
Гомель 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Авторское право в
контексте права
1.1 Истрия становления
правового института «
в законодательстве Республики Беларусь………………………………………...5
1.2 Правовая природа авторских
прав и определение их сущности
2 Авторские права на произведения науки, литературы, искусства
в белорусском законодательстве……………………………………
3. Классификация авторских прав……………………………………………….20
3.1 Содержание личных
3.2 Содержание личных
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….33
Человеческий гений является источником всех
Введение
В современном мире информатизации, инноваций и "мозговых штурмов" представляется примечательным феномен интеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смысле абстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовом регулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чем привычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности - авторов произведений, - являясь истоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Только при их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование имущественных правомочий.
В данной работе рассматривается история становления правового института «авторское право», сущность и классификация авторских прав, а также отражение их в белорусском законодательстве. Личные неимущественные права имеют определяющее значение для построения всей системы защиты прав авторов интеллектуальной собственности. Поэтому эти правомочия абсолютны, носят бессрочный характер, являются неотчуждаемыми. При защите данных прав отсутствуют всякие сроки давности, а также на личные права невозможно обратить взыскание. Объект исследования представлен концепцией личных прав авторов как комплексной характеристикой правового статуса субъектов интеллектуальной собственности. Предметом работы является природа, основные черты и характерные особенности отдельных моральных прав авторов произведений, кроме того, сущность феномена неимущественных прав и их правовое регулирование.
Целью работы является получение ясного комплексного представления о предмете исследования, а именно, выявление сущностных характеристик правового института в общем и его составляющих в частности. Для этого необходимо решить следующие задачи: проследить этапы становления данного правового института, как в целом, так и конкретно в законодательстве Республики Беларусь, выяснить различия между личными имущественными и неимущественными правами авторов, пояснить их сущность.
Всплеск активности научных разработок в области авторских прав и интеллектуальной собственности приходится на последние годы. Однако и ранее учеными-правоведами предпринимались успешные попытки осознать значимость явления интеллектуальной собственности, выявить закономерности ее развития, проследить структуру авторских правомочий, описать их сущность и порядок правового регулирования.
Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия - одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.
В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско - правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права.
По законодательству Республики Беларусь достаточно большой круг лиц называются авторами - ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели, дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промышленных образцов и другие. Всех этих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продуктами творческой интеллектуальной деятельности.
Авторское право рассматривается одновременно: с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Но с какой бы стороны не рассматривалось авторское право, его цель - охрана интересов творца произведения, а также интересов общества.
Современное законодательство РБ об авторском праве регулирует отношения по возникновению, изменению, прекращения, а также защите авторских прав. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда, авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию, причем в определенной сфере: науке, литературе и искусстве.
1.Авторской право в контексте права интеллектуальной собственности.
1.1 История становления
правового института «
Законодательное становление авторского права на территории Республики Беларусь началось в XIX столетии в рамках Российской империи. Первый законодательный акт по вопросам авторского права появился в России в 1828 году, а последнее законодательство об авторском праве в Российской империи было принято в 1911 году. Это законодательство охраняло права авторов, композиторов, художников и предусматривало гражданские и уголовные меры в отношении нарушителей авторского права. После образования СССР законодательство об авторском праве оказалось включенным в раздел IV Гражданского кодекса БССР. После присоединения СССР в 1973 году ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года, в Гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов.
Новым этапом в развитии законодательства об охране интеллектуальной собственности стало принятие Верховным Советом 16 мая 1996 года Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах"(в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З), проект которого был подготовлен Комитетом по авторским и смежным правам.[1 с.38]
Последние годы характеризовались бурным развитием информационных технологий и глобальной информационной инфраструктуры. Международные и национальные нормы авторского права и смежных прав перестали в полной мере соответствовать реалиям, сложившимся в глобальной информационной инфраструктуре. Новые международные нормы были разработаны на дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (2 - 20 декабря 1996 года), которая приняла два международных договора - Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. В этих договорах заложены новые нормы авторского права и смежных прав, вызванные бурным технологическим развитием глобальной информационной инфраструктуры, в частности, сети Интернет. Республика Беларусь в числе первых 50 государств мира подписала данные Договоры 8 декабря 1997 года. Вся работа по присоединению Республики Беларусь к Договорам ВОИС была проведена Комитетом по авторским и смежным правам совместно с Министерством юстиции и Министерством иностранных дел.
Долгое время в Республике Беларусь не были созданы условия для присоединения к наиболее фундаментальному международному соглашению в области авторского права - к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, заключенным рядом стран еще в 1886 году. Большая работа, проведенная Комитетом по авторским и смежным правам по модернизации национального законодательства, привела к разработке им законопроекта о присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции. Национальное собрание Республики Беларусь в июне 1997 года приняло закон о присоединении к Бернской конвенции. Акт Президента Республики Беларусь о присоединении к Бернской конвенции был вручен Генеральному директору ВОИС 10 сентября 1997 года, и, в соответствии с регламентом Бернского Союза, Республика Беларусь стала полноправным членом этого Союза с 12 декабря 1997 года.
Другими словами, благодаря усилиям Комитета по авторским и смежным правам, Министерства юстиции и Министерства иностранных дел Республика Беларусь стала членом самых важных международных соглашений в области авторского права и смежных прав. Несомненно, международные обязательства республики потребовали приведения национального законодательства в соответствие с вышеназванными международными соглашениями. Такая работа была выполнена Комитетом по авторским и смежным правам в конце 1997 года, который представил в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах". Палата представителей Национального собрания 9 апреля 1998 года единогласно приняла этот закон в первом чтении.[2 с.23]
Возникновение глобальной информационной инфраструктуры означает, что очень крупные международные инвестиции могут стать многоотраслевыми, поскольку эффективное развитие глобальной информационной инфраструктуры в мировом масштабе потребует создания в каждой стране самой совершенной телекоммуникационной инфраструктуры и развитых компьютерных сетей, постоянных поставок информационных и развлекательных услуг и товаров.
Эффективная система охраны как национальных, так и зарубежных объектов авторского права и смежных прав позволяет Республике Беларусь быть полноправной частью глобальной информационной инфраструктуры и иметь доступ к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI веке. Другими словами, наличие совершенной системы охраны интеллектуальной собственности является одним из условий экономической безопасности любого государства, в том числе и Республики Беларусь. [2 с.25]
Помимо членства в вышеуказанных международных соглашениях Республика Беларусь является членом Всемирной конвенции об авторском праве (редакция 1952 года), Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенного странами СНГ 24 сентября 1993 года, Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, подписанного странами СНГ 3 марта 1998 года.
Вышеупомянутые изменения в законодательстве Республики Беларусь в сфере авторского права и смежных прав, а также международные обязательства Республики Беларусь создали благоприятные условия для эффективной реализации и охраны авторского права и смежных прав как белорусских, так и иностранных авторов.[1 с.39]
1.2 Правовая природа авторских прав и определение их сущности.
Конституция Республики Беларусь устанавливает исходные положения о защите прав авторов: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [3.ст.2]. Законодательство Республики Беларусь в области авторского права представлено достаточно широким кругом нормативных правовых актов, законов и постановлений органов власти, среди которых Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс (ГК) Республики Беларусь, Закон «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон), постановления Совета Министров.
Важность индустрии авторского права привела к тому, что на международном уровне было признано его не только общечеловеческое, но и экономическое значение: вопросы авторского права были включены в один из базовых документов Всемирной торговой организации — Соглашение по торговым аспектам права интеллектуальной собственности.
Среди юридических и социальных гарантий особое место принадлежит судебной защите. Это право гарантируется Конституцией Республики Беларусь. Любой субъект вправе получить квалифицированную юридическую защиту, которая может быть предоставлена согласно Конституции Республики Беларусь и за счет государственных средств [3.ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 62]. Вместе с тем, одной из основных проблем, от решения которой зависит возможность гражданско-правовой защиты того или иного объекта, является проблема определения объекта защиты.
За время своего развития научная мысль представила массу теоретических подходов, раскрывающих сущность авторского права, определяющих его правовую природу. В настоящее время в юридической науке отсутствует единый подход к определению конструкции авторского права. Несмотря на многообразие теорий, их условно можно разделить на две основные группы. К первой из них можно отнести сторонников проприетарного подхода, которые уравнивали авторское право и право собственности. Ко второй — тех, кто не желал рассматривать авторское право как право собственности. Сторонниками данной точки зрения в различные периоды времени были А. Блюнчли, А. Белезер, П. Гарум и др., которые рассматривали авторское право как личное право, неотделимое от личности создателя; Л. Лакре и Е. Ренуар, которые рассматривали авторское право как дарованную государством привилегию; Р. Опель, Л. Пюттер, Р. Манцони и др., считавшие авторское право результатом договора между автором и публикой; Э. Лабулэ, который видел авторское право как результат оккупации автором прав на произведение; Ф. Ланге (рентная теория); К. Герьера (теория авторского права как деликтного отношения автора и общества) и др. Основным недостатком этих теорий являлось то, что их создатели пытались отнести авторское право к одной из ранее существовавших категорий гражданских прав, а, как известно, римское частное право выделяло три категории гражданских прав: личные, вещные и обязательственные.