Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 05:48, курсовая работа
В современном мире информатизации, инноваций и "мозговых штурмов" представляется примечательным феномен интеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смысле абстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовом регулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чем привычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности - авторов произведений, - являясь истоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Только при их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование имущественных правомочий.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Авторское право в контексте права интеллектуальной собственности……...5
1.1 Истрия становления правового института «авторское право»
в законодательстве Республики Беларусь………………………………………...5
1.2 Правовая природа авторских прав и определение их сущности…………....7
2 Авторские права на произведения науки, литературы, искусства
в белорусском законодательстве………………………………………………....14
3. Классификация авторских прав……………………………………………….20
3.1 Содержание личных неимущественных прав авторов……………………..20
3.2 Содержание личных имущественных прав авторов………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...…31
Список использованной литературы…………………………………………….33
Представленная работа позволила детально рассмотреть фундаментальные теоретические аспекты личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, проследить динамику их законодательного регулирования, основы международной защиты личных прав. Кроме того, исследование помогло обозначить принципиальные черты некоторых конкретных правомочий, как прямо, так и косвенно обеспечивающихся нашим законодательством.
В ходе исследования было выявлено:
1) Неимущественные права авторов произведений - фундаментальная основа правового статуса собственника. В нашей стране регулирование данной категории прав имело специфические черты, что было обусловлено существовавшей системой права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные (или моральные) и имущественные права. В соответствии с существующим законодательством основными правомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защиту репутации и обнародование.
2) Охрана авторских прав и, в частности, неимущественных правомочий представляется наиболее актуальной в общемировом диапазоне. Это обусловлено зачастую межнациональной ценностью произведений науки, литературы и искусства. Сегодня различные международные акты утверждают широкий круг полномочий и серьезную защиту создателей произведений. Но сферой, в которой все еще необходима значительная работа, является проведение в жизнь правовых положений и обеспечение их целостного применения в масштабах всего мира.
3) Право авторства есть абсолютное основополагающее правомочие создателей произведений. Оно означает право считаться автором произведения, и потому неотделимо от личности автора, может осуществляться им только лично, недопустим отказ от данного правомочия. Право на имя тесно связано с правомочием авторства. Пользуясь этим правом, создатель произведения может указать свое имя, псевдоним, либо не указывать имени при представлении произведения по своему усмотрению.
4) Право на защиту репутации обеспечивает охрану чести и достоинства авторов. Оно предполагает запрет на привнесение каких бы то ни было изменений в само произведение, его название, обозначение имени автора. Право на обнародование означает возможность автора опубликовать, публично показать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. При этом автор лично решает вопрос о зрелости своего произведения и способе его выпуска в свет.
5) Право на опубликование произведения носит некоторые черты имущественных прав и тесно соотносится с правомочием обнародования. Однако его особенностью является то, что оно возможно единожды (если не имеет место отзыв) и предусматривает выпуск некоторого количества копий произведения. Также автор имеет право отозвать свое произведение с обязанностью возместить убытки. В таком случае произведение снова приобретает правовой статус необнародованного.
Структурный анализ рассматриваемой темы привел к выводу о том, что разработка и углубленное изучение представленных вопросов имеет существенное практическое значение и необходимо для совершенствования правового регулирования в области авторского права.
Список использованной литературы
1.Алехина Л.А. Эволюция авторского права [Текст]: история государства и права зарубежных стран/Л.А.Алехина//История государства и права.-2006.-№9.-С.38-39
2.Моргунова Е.Природа авторского права [Текст]: право/ Е.Моргунова// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.-2001.-№12.-С.23-37
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
4. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права. 6-е изд. СПб., 1907. С. 409.
5.Грибанов, В. П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М.: Знание, 1973. С. 19;
6. Калятин, В. О. Сущность права на результаты интеллектуальной деятельности (на примере авторского права) // Журнал российского права. 1999. № 9. С. 96.
7.Дозорцев, В. А. Исключительные права и их развитие // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: сборник нормативных актов. М.: Де-юре, 1994. С. 13—17.
8. Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь, 17 мая 2011 г., № 262-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 60. – 2/1813.
9. Пиленко, А. Права изобретателя. Привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве. Историко-догматическое исследование: в 2 т. СПб.: Типография Стасюлевича, 1902. Т. 1. С. 35;
10. Гаврилов, Э. П. Советское авторское право: основные положения, тенденции развития. М.: Наука, 1984. С. 133; Никитина, М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань: Издательство Казанского университета, 1972. С. 62; Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Теис, 1996. С. 191.
11. Серебровский, В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Издательство АН СССР, 1956. С. 94—95.
12. Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Авторское право России. М., 1996. С. 113.
13. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З: Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 июля 2006 г. - Минск: Тонпик, 2006. - 530 с.
14. Лосев, С. С. Авторское право. Национальное и международное законодательство. Мн., 2000. С. 136.
15. Дипленц, В. Авторское право: прошлое и настоящее. Что дальше? М., 1988. С. 121.
16. Дозорцев, В. А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2000. № 3. С. 7.
17. Law of Poland on Copyright and Neighboring Rights of February 4, 1994. // Indastrial Property and Copyright. 1995. № 3. P. 21—24.
18.Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Парижский акт от 24 июля 1971 г.//Интеллектуальная собственность: в 2 т. / сост. и коммент. И. В. Поповой. Мн.: Амалфея, 1997. Т. 1: Авторское право и смежные права. С. 68—137.
19. Авторское право в странах Европы // Телевидение и радиовещание за рубежом. М., 1993. Вып. 8. С. 65—67.
20. Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. - Мн.: Амалфея, 2003. - 128 с.
21. Авторское право и смежные права / Автор аналитического текста и составитель И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. - Мн.: Амалфея, 1999. - 448 с.
22. Ролан Дюма. Литературная
и художественная собственность
23. Спасович В.Д. Вопрос о так называемой литературной собственности. Сочинения. Т.3. - СПб.: Книжный магазин Бр. Рымович, 1890. - 544 с.
24. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. - 135 с.
25. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. - Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. инст-та, 1982. - 184 с.
26. Дозорцев В.А. Авторские правомочия. Проблемы современного авторского права // Межвуз. сборник науч. трудов. - Сведловск: Изд-во УрГУ, 1980. - С.124-143.
27. Городецкий Б.Н. Правовое положение писателей и композиторов по законодательству СССР и РСФСР: Справочник / Московский профессиональный комитет драматургов. - М., 1946. - 168 с.
28. Лосев С.С. Авторское право:нац.
и международ. Законодательство [Текст]:учебник/С.С.Лосев.-Мн.
29. Интеллектуальная собственность (в 2 томах). Т.1. Авторское право и смежные права / Сост. и коммент. И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. - Мн.: Амалфея, 1997. - 560 с.
30. Сергеев А.П. Авторское право России. - СПб.: Изд-во С. - Петербург. ун-та, 1994. - 312 с.
31. Кудаков А.Д. Ценные мысли: Инновации и интеллектуальная собственность для физиков и других неюристов. - М.: Ленанд, 2007. - 248 с.
32. Мэггс П.Б., Сергеев А.П.
Интеллектуальная
33. Савельева И.В. Право автора на изменение формы произведения // Вестник Моск. ун-та. Сер.11. Право. 1983. №1. С.30-37.
34. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 283 с.
35. Домашняя юридическая
энциклопедия. Интеллектуальная
36. Гордон М.В. Советское авторское право. - М.: Юридическая литература, 1955. - 232 с.
37. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития / Отв. ред. В.А. Рассудовский. Академия наук СССР. Институт государства и права. - М.: Наука, 1984. - 222 с.
38. Чертков В.Л. Наследование авторских прав // Советское государство и право. 1970. № 11. С.120-123.
39.Гаврилов Э.П. Комментарий к закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Спарк: Правовая культура, 1996. - 224 с.