Содержание авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 05:48, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире информатизации, инноваций и "мозговых штурмов" представляется примечательным феномен интеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смысле абстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовом регулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чем привычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности - авторов произведений, - являясь истоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Только при их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование имущественных правомочий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Авторское право в контексте права интеллектуальной собственности……...5
1.1 Истрия становления правового института «авторское право»
в законодательстве Республики Беларусь………………………………………...5
1.2 Правовая природа авторских прав и определение их сущности…………....7
2 Авторские права на произведения науки, литературы, искусства
в белорусском законодательстве………………………………………………....14
3. Классификация авторских прав……………………………………………….20
3.1 Содержание личных неимущественных прав авторов……………………..20
3.2 Содержание личных имущественных прав авторов………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...…31
Список использованной литературы…………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

КрР Содержание авторских прав.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Право на опубликование. Право на выпуск в свет является одним из правомочий морального права автора, поскольку это право относится к его личным правам. Лишь тот, кто создает произведение, имеет право выпустить его в свет. Но данное право связано с имущественными правами, поскольку опубликовать произведение - значит сделать его доступным путем воспроизведения и публичного представления.

В определении термина "опубликование" отсутствует слово "впервые" следовательно, это право не выражает возможность автора впервые делать произведение доступным для всеобщего сведения [21, с.61]. В юридической литературе было высказано мнение, что в отношении авторского права опубликование является частным случаем обнародования, а слово "впервые" должно применяться и при толковании термина "опубликование" [39, с.17].

Более точно изложил сущность права на опубликование А.П. Сергеев. Этот ученый считает, что основное содержание права на опубликование "состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение экземпляров произведения" [30, с.149].

Если способ использования какого-либо произведения подразумевает, что право на выпуск в свет может принадлежать лишь лицу, использующему чужое произведение, то тогда следует признать, что создатель творческого произведения не выступает в качестве автора, поскольку авторство в данном случае, если нет доказательства обратного, принадлежит лицу, которое публикует произведение [22, c. 193].

В связи с созданием как обнародованного, так и не обнародованного творческого произведения автор (имеются в виду не только авторы оригиналов произведений, но и производных и составных произведений) приобретает определенные личные права неимущественного и имущественного характера. Международным и национальным законодательством указанные права признаются исключительными, поскольку только у автора или его правопреемника имеются особые полномочия по использованию произведения [35,с.69]. Право на опубликование post mortem. После смерти автора право на опубликование его произведений принадлежит исполнителю или исполнителям завещания, назначенным автором; в случае отсутствия таких исполнителей или после их смерти правом на опубликование после смерти автора пользуются в следующем порядке, если иное не установлено автором: родственники по нисходящей линии; переживший супруг, если нет вступившего в силу судебного решения относительно раздельного имущества супругов и если он не вступил а новый брак; наследники по закону, помимо указанных родственников по нисходящей линии, которые получают наследство целиком или его часть; универсальные легатарии или одаряемые всей совокупностью будущего имущества              [22, с. 194-196]. Право на опубликование относится к числу личных неимущественных прав автора, в то же время это правомочие непосредственно связано с изготовлением определенного количества экземпляров произведения, поэтому в этом правомочии в значительной степени представлены имущественные интересы [21, с.61]. Так, право на опубликование произведения науки, литературы и искусства представляется весьма своеобразным и противоречивым правомочием. Во-первых, оно тесно связано, а в некоторых случаях и сливается с правом на обнародование. Однако, в отличие от права на обнародование, при опубликовании имеет место некоторое количество копий произведения. Во-вторых, опубликование носит определенный имущественный оттенок. Но все же его нельзя отнести в полной мере к имущественным правам, так как опубликование не может иметь систематический характер (к нему применимо определение "впервые"), а, следовательно, приносить перманентные имущественные выгоды.

Право на отзыв произведения. Среди элементов морального права автора присутствует право на изъятие произведения или на выкуп, которое выделяется своим исключительным характером [22, с.213].

Право на отзыв тесно связано с правом на обнародование. В случае его реализации произведению возвращается его первоначальный статус необнародованного. В связи с принятием решения отказаться от обнародования произведения автор должен возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду [8,ст.14]. Право на отзыв не может быть реализовано в отношении обнародованного произведения, которое было воплощено на материальном носителе (например, произведение живописи) и реализовано пользователю по договору купли-продажи [21, с.60].

Действительно, разрешая автору изъять произведение или вносить в него изменения, закон ставит под сомнение права его контрагента. Несомненно, осуществление этого права строго регламентировано, однако это не мешает тому, что применение закона позволяет автору посягать на право собственности приобретателя произведения [22, с.213].

Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора [32,c.137].

Автор имеет полную свободу действий, когда произведение кажется ему недостойным его кисти, но после передачи произведения он теряет право на изъятие. Осуществление этого права должно обеспечить уважение того, что автор уже уступил произведение третьим лицам. Надо также подчеркнуть, что, если продукт художественного творчества воплотился в материальный предмет, собственником которого стало третье лицо, то автор не может ничего предпринять в отношении этого предмета под предлогом, что творческий труд, который он в него вложил, не соответствует больше его пониманию искусства. Неделимость материального предмета и художественного творчества, благодаря которому он существует, остается в данном случае абсолютной [22, с.217].

Причины, по которым автор аннулирует свое согласие на обнародование произведения или отзывает уже обнародованное произведение, могут быть самыми разными: это может быть трансформация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств и т.д., но закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (для уже обнародованного произведения) правового режима необнародованного произведения. Произведение может быть вновь доведено до сведения публики только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из сферы авторского права и т.п. [32,c.137]. Таким образом, право на отзыв (иногда - выкуп) произведения автором вытекает из правомочия обнародования. В этом случае, в отличие от других прав, законодателем предусмотрено ограничение - автор должен возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду, а также публично оповестить об отзыве. В такой ситуации автор управомочен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения. В последствии произведение изменяет свой правовой статус и приобретает все признаки необнародованного.

 

 

3.2 Содержание личных имущественных прав авторов

 

 

Понятие "интеллектуальная собственность" является абсолютно новым не только для Республики Беларусь, но и для всех стран, возникших после развала СССР. Это понятие не было принято в национальном законодательстве бывшего Союза и, соответственно, не учитывалось на практике. Поэтому любая попытка осмыслить его уже шаг вперед.

Любая собственность, в том числе и интеллектуальная, развивается по свойственным ей законам [20, с.18]. Собственность всегда свято защищали все цивилизации, но это была собственность материальная: земля, транспорт, техническое оборудование, здания, сооружения и т.д. Сегодня материальной силой, защищаемой правом, стал сам интеллект человека, который генерирует огромный поток информации, постоянно ее перерабатывает, впитывает, анализирует, обобщает и в результате выходит на самые неожиданные предложения и идеи.

Перевести сейчас этот вопрос в плоскость практики для нас, постсоциалистических стран, очень сложно. Кроме государства, этого единственного конкретно заинтересованного собственника, никаких других собственников не было. Таким образом, обеспечивалось полное право государства на использование, распоряжение и присвоение результатов физической и интеллектуальной деятельности [20, с.18-19]. Согласно современной теории и действующему законодательству авторское право относится к числу исключительных прав. Это значит, что автору или иному обладателю исключительного права на произведение науки, литературы или искусства принадлежит монопольное право использовать это произведение любым или каким-либо определенным способом [21, с.51].

Интеллектуальная собственность очень тонкая материя. По мере развития научно-технического прогресса, науки, инноваций, законодательной базы, рыночной конъюнктуры, содержание ее постоянно меняется. Значит, сам институт интеллектуальной собственности надо воспринимать как сложную, постоянно пополняемую систему правовых норм, правил, традиций, находящихся в динамике [20, с. 19].

Важной категорией в сфере интеллектуальной собственности является концепция прав авторов произведений науки, литературы и искусства. В международной и зарубежной практике права авторов делятся на моральные и имущественные. Моральное право имеет внеимущественный характер и, будучи таковым, входит в более широкую категорию так называемых личных прав [22, с. 190]. В современной белорусской правовой системе также сохранена идея дуалистичности прав, разграничения их на личные (моральные) и имущественные. Однако, при условии сохранения сущности, используется более привычная лексика: неимущественные (личные) и имущественные права. Такое положение вещей имело место не всегда, в различные периоды истории отечественного права концепция прав авторов обладала спецификой.

В русской дореволюционной юридической литературе авторское право рассматривалось как только имущественное, но не личное. Считалось, что "исключительное право... не связано с вопросом об авторстве духовного продукта и очень легко отрывается от личности того человека, духовному творчеству которого обязан своим существованием объект права. Авторское право в руках издателя... оставляет личность творца совершенно в стороне" [21, с.51].

В конце XIX в. сложилась дуалистическая концепция авторского права, согласно которой автору в отношении его произведения принадлежат две группы прав различной природы: моральные и имущественные. Позже эта концепция была принята законодателями большинства государств для разработки национальных законов об авторском праве [21, с.52]. Однако многие авторы считали, что между личными и имущественными авторскими правомочиями нельзя провести резкую грань: они почти неразрывно связаны друг с другом [23, с.374].

Поскольку в условиях социализма единственным законным способом извлечения имущественной выгоды от использования произведения считалось получение авторского вознаграждения (гонорара), в юридической литературе часто высказывалось мнение, что именно это единственное право относится к числу имущественных. Все остальные права: право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения, право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения - относились к числу личных неимущественных [24, с.62-65].

В число личных неимущественных предлагалось включать и иные права: право на помощь автору со стороны издательства и право на регистрацию произведения, устанавливающую дату его выхода в свет [21, с.53]; право на депонирование рукописи, право на перевод и право на посвящение произведения [25, с.28-29]. В качестве самостоятельного авторского правомочия выделялось и возникшее с появлением новых технических средств "право автора определять аудиторию, которой доступен однократный акт воспроизведения, подобно тому как эта же аудитория могла охватываться раньше лишь несколькими актами воспроизведения" [26, с.129].

Значительная часть ученых относила к личным неимущественным правам следующие: авторства, на авторское имя, на неприкосновенность произведения и на опубликование (выпуск в свет), а право на вознаграждение, а также на воспроизведение и распространение произведения и некоторые иные правомочия - к имущественным [27, с.12].

Таким образом, сегодня ст.14 Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. относит к личным неимущественным правам:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) [8, ст.14].

Данные права охраняются бессрочно и защищаются независимо от истечения срока исковой давности. То есть, личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства обладают существенными специфическими чертами, и представляется возможным выделить ряд их признаков: бессрочный характер, неотчуждаемость, отсутствие срока давности, невозможность обращения взыскания на моральное право [22, с. 190-192].

Итак, неимущественные права авторов произведений являются исключительными монопольными правомочиями собственника. Развитие этих прав в нашей стране обладало особенностями, связанными с характерными чертами системы права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные и имущественные права. Неимущественные права именуются в международных документах (например, Бернской конвенции) моральными правами. В соответствии с существующим законодательством основными правомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защиту репутации и обнародование.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

Большинство произведений творческой мысли существует в материальной форме: книги, картины, скульптуры или фотографии. Но некоторые типы произведений, например, музыка или сценическое действие, существуют даже если бы они не были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или текста. Авторское право охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

В настоящее время мы живем в постиндустриальном, информационном мире. И этот переход в новую эпоху означает появление неизвестных раннее принципов, подходов, а главное - ценностей общества. Источником всех открытий, изобретений, шедевров искусства является человеческий разум. Это уникальный инструмент, принадлежащий человеку и подчеркивающий его исключительную роль в мире. Интеллект человека всегда был двигателем прогрессивного развития. Но только в современную эпоху он стал товаром: своеобразным, весьма ценным и в то же время наиболее деликатным. Поэтому крайне важным представляется обеспечение всесторонней защиты интеллектуальной собственности, а именно - ее "генераторов", талантливых авторов, вдохновленных художников, смелых ученых. Безусловно, во многих случаях более важной видится охрана не столько имущественных, сколько именно моральных прав. Ведь люди науки и искусства чаще, чем простые обыватели работают от души, бескорыстно, "за идею". Поэтому разработанная система защиты личных прав авторов призвана обеспечить спокойствие, признание и справедливое отношение к моральным правомочиям создателей произведений науки, литературы и искусства.

Информация о работе Содержание авторских прав