Сущность, цели и задачи государственной региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
проанализировать особенности региональной политики;
выявить достоинства и недостатки в развитии федеративных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………3
Глава I. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи
Глава II. Особенности региональной политики …………………..6
Глава ΙΙΙ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления…………………………………………...……………30
Заключение…………………………………………………………...….39
Список источников и литературы…………………...…………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«Санкт-Петербургский  государственный 

экономический университет»

 

 

Курсовая  работа по дисциплине

Региональная  политика

 

Тема: Сущность, цели и задачи государственной региональной политики.

 

 

 

 

Выполнил: Ураков А.О.

 

Студент  5   курса   7/481  группа

 

№ зачетной книжки 04405/08

 

Подпись: ____________________

 

Проверил: ___________________

                             

Должность: __________________

                          

Оценка: ________  Дата: _______

 

Подпись:_____________________

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 

 

                                  Содержание

 

Введение…………………………………………………….……………3

Глава I. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи

Глава II. Особенности региональной политики …………………..6

Глава ΙΙΙ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления…………………………………………...……………30

Заключение…………………………………………………………...….39

Список источников и литературы…………………...…………………40

 

 

                                         Введение

 

Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число  государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью  отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь  косвенным регулированием через  систему налогов, экологических, антимонопольных  и прочих правовых ограничений, через  законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Все это - обычная норма политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды  коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев¹.

Приходится констатировать, что  в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом  проблемы и методами ее решения, между  разумной теорией и конъюнктурной  практикой, как в вопросе о  государственном регулировании  территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная  модель отношений государства и  регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.

Нестабильность обстановки не оставляет  места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает  государственную власть к чрезвычайным действиям. Это, во многом вынужденная  политика, но именно она, временно приглушая  внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит. Создается  своеобразный "заколдованный круг", и выход из него возможен только при сильной политической воле к  упорядочению государственного регулирования  территориального развития. Результатом  этого упорядочения, основанного  на непротиворечивых представлениях о  предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система  организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.

Указанные механизмы реализуются  в различных формах государственной  селективной поддержки субъектов  федерации и муниципальных образований¹.

Это - специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера.

Объект исследования – сущность региональной политики.

Предметом исследования является раскрытие понятия региональная политика, ее основные цели и задачи.

Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

  1. исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
  2. проанализировать особенности региональной политики;
  3. выявить достоинства и недостатки в развитии федеративных отношений.

В качестве гипотезы выдвигается следующее положение: региональная политика определяется государством и имеет региональный аспект.

Для решения вышеперечисленных  задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение, беседа.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка источников и литературы. Общий объем курсовой работы составляет 42 страниц. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза исследования.

В первом разделе рассматриваются  основные понятия, цели, задачи региональной политики, во втором разделе особенности  региональной политики, в третьем  разделе развитие федеративных отношений  и роль местного самоуправления. Список литературы содержит 20 источника.

 

 

ГлаваΙ. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи

 

Региональная политика – система  мер, направленных на регулирование  развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика "субъективна" и динамична. Собственно региональная политика –  это политика, проводимая в отношении  регионов федеральными властями¹. Ее сутью является частичное перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества.

Основными элементами региональной политики являются следующие.

Налоговая политика – определение  налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и  режим налогообложения предпринимательской  деятельности.

Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных  финансовых ресурсов и их перераспределения  между регионами.

Ценовая политика – государственное  регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению  бюджетных капиталовложений.

Структурная политика – система  мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

Институциональная политика – реорганизация  отношений собственности, управление государственной собственностью в  регионах, взаимодействие с негосударственным  сектором.

Социальная политика – определение  условий и требований к хозяйствующим  субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Выделяют такие уровни региональной политики:

Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;

Региональный – выбор модели поведения региональных властей: «либеральная»  модель, предполагающая отказ от вмешательства  власти в хозяйственную деятельность, и "консервативная" модель, предполагающая сохранение в той или иной форме  государственного контроля.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей  и задач органов государственной  власти по управлению политическим, экономическим  и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации¹. Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются²:

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ  федерализма в Российской Федерации,  создание единого экономического  пространства;

- обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной  социальной защиты, гарантирование  социальных прав граждан, установленных  Конституцией Российской Федерации,  независимо от экономических  возможностей регионов;

- выравнивание условий социально-экономического  развития регионов;

- предотвращение загрязнения окружающей  среды, а также ликвидация последствий  ее загрязнения, комплексная экологическая  защита регионов;

приоритетное развитие регионов, имеющих  особо важное стратегическое значение;

- максимальное использование природно-климатических  особенностей регионов;

- становление и обеспечение  гарантий местного самоуправления.

Региональная политика в России определяется системой целей и задач  органов государственной власти по управлению социально-экономическим  развитием внутриреспубликанских  регионов, а также механизмом их реализации.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных  уровнях управления - республиканском  и региональном. Оно включает, с  одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны - регулирование  местными органами власти развития соответствующих  регионов.

Переход экономики к рыночным отношениям меняет формы и методы взаимодействия территориальных органов управления с республиканскими органами, а также  с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для самоуправления регионов¹. Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией процессов управления, переносом ряда направлений реформы на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов, а также усилением ответственности региональной администрации за ход экономической реформы.

Каждый регион имеет право самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный  научно-технический и социально-экономический  потенциал для ускорения территориального развития. Должна проводиться дифференцированная региональная политика в зависимости от местных условий. Вместе с тем необходимо обеспечение экономической целостности экономики республики, единства экономической системы. Следует учитывать при этом неодинаковые стартовые условия вхождения в рынок различных регионов, ограниченные возможности самообеспечения и самофинансирования¹.

Государство должно способствовать поддержанию  экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению  эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к  решению проблем в отдельных  регионах и единства общих принципов  функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального  развития задаются центром в виде законодательных и нормативных  актов. Это касается порядка и  механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр  должен вырабатывать единую научно-техническую  политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и  кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.

Основными направлениями  социально-экономического развития России на предстоящий период определена главная  цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных  условий жизни населения во всех регионах страны. Для её достижения необходимо:

  • максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;
  • сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов;
  • удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах.

В ближайшей перспективе  важнейшими направлениями региональной политики являются:

  • формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;
  • обеспечение экологической безопасности проживания населения;
  • социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
  • формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.

Региональная  политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового  потенциала, достаточного для решения  основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах  различных категорий.

В системе внутренней политики регионов особое место занимает социальная политика¹.

Социальная политика - особый аспект внутренней политики, целью  и содержанием которого является регулирование всего комплекса  социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Информация о работе Сущность, цели и задачи государственной региональной политики