Сущность, цели и задачи государственной региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
проанализировать особенности региональной политики;
выявить достоинства и недостатки в развитии федеративных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………3
Глава I. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи
Глава II. Особенности региональной политики …………………..6
Глава ΙΙΙ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления…………………………………………...……………30
Заключение…………………………………………………………...….39
Список источников и литературы…………………...…………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и  в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению  федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Перечни таких федеральных целевых  программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную  и долгосрочную перспективу и  входить в состав этих документов.

Учет регионального аспекта  должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики.

В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами  развития регионов и отраслей с долевым  государственным финансированием  должны использоваться такие формы, как:

- участие государства в наиболее  эффективных инвестиционных проектах  с использованием конкурсной  и контрактной систем их реализации;

- размещение федеральных заказов  на поставку продукции для  общегосударственных нужд;

- поддержка наукоемких производств  и развитие высоких технологий;

- содействие активизации международных  экономических связей регионов  Российской Федерации;

- создание условий для формирования  свободных экономических зон  и технополисов в регионах, имеющих  высокий научный и кадровый  потенциал, а также развитую  инфраструктуру;

- содействие малому и среднему  бизнесу.

Ведущим в области совершенствования  финансовых и налоговых отношений  между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать  курс на последовательное повышение  уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных-образований¹. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Это позволит уменьшить неоправданные  встречные финансовые потоки между  бюджетами различных уровней, снизить  объемы федеральной финансовой поддержки  регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой  сфере необходимо обеспечить:

- бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;

- законодательное разграничение  полномочий между федеральными  органами государственной власти', органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  а также органами местного  самоуправления по осуществлению  социально-экономической политики, формированию доходных и расходных  статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов  и других обязательных платежей;

- возможность при формировании  бюджетов определять и учитывать  финансовый и налоговый потенциал  каждого субъекта Российской  Федерации;

- сбалансированность бюджетов  всех уровней, а также согласованные  между Российской Федерацией  и ее субъектами соответствующие  расчетные принципы и методы;

- право — в пределах автономных  финансовых ресурсов самостоятельного  принятия каждым органом власти  на соответствующем уровне решений  о направлениях и масштабах  использования бюджетных средств;

- контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

 

 

                                     Заключение

 

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой  политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей  стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей  интересы государства, регионов и населения  региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как  единой и процветающей страны¹. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость  проведения не только различных экономических  и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий  и перераспределяющий финансовые ресурсы  орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и  являющийся гарантом сохранения единого  экономико-социально-политико-правового  пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего  государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют  применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому¹.

 

 

          СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Полный сборник Кодексов РФ. – М.: 2002. – С. 9-129.
  3. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: 1997. – 448 с.
  4. О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.
  6. Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  7. Абалки, Л.Н. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –2008. - №6. – С. 3-12
  8. Авдашева, С.И. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. 2009, №9, С. 18-32.
  9. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: Перспектива, 2009. – 287 с.
  10. Васильев, А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-202 с.
  11. Градов, А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 345 с.
  12. Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории, Москва, "Владос", 2009. – 311 с.
  13. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский и др., М.: Юнити, 2008. - 512 с.
  14. Тамбовцев, В.Л. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства. // Вопросы экономики. 2004, №4,С. 23-25.
  15. Тамбовцев, В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 1997. - 47 с..
  16. Черкасов, Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 263 с.
  17. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2008 – 511 с.
  18. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/
  19. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/
  20. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/
  21. Федеральный бюджет Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/.

Р

¹ Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2008 – 511 с.

¹ Баликоев, В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: Перспектива, 2009. – 287 с.

¹ Баликоев, В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: Перспектива, 2009. – 287 с.

¹ Авдашева, С. И. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. 2009, №9, С. 18-32.

² Градов, А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 345 с

¹ Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории, Москва, "Владос", 2009. – 311 с.

¹ Тамбовцев, В.Л. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства. // Вопросы экономики. 2004, №4,С. 23-25.

¹ Черкасов, Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 263 с.

¹ Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский и др., М.: Юнити, 2008. - 512 с.

¹ Абалки, Л.Н. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –2008. - №6. – С. 3-12

¹ Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/

¹ Тамбовцев, В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 1997. - 47 с.

¹ Васильев, А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-202 с.

¹ Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2008 – 511 с.

¹ Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/

¹ Федеральный бюджет Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/.

¹ О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.

¹ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.

¹ Градов, А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 345 с.

¹ Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/

¹ Тамбовцев, В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 1997. - 47 с.

¹ Черкасов, Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 263 с.

¹ Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/

¹ Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М.: 1997. – 448 с.

¹ Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

¹ Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

¹ Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

² Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.

¹ Абалки, Л.Н. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –2008. - №6. – С. 3-12

¹ Васильев, А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-202 с.

¹ Градов, А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 345 с.

¹ Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2008 – 511 с.

 


Информация о работе Сущность, цели и задачи государственной региональной политики