Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
исследовать основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
проанализировать особенности региональной политики;
выявить достоинства и недостатки в развитии федеративных отношений.
Введение…………………………………………………….……………3
Глава I. Региональная политика: основные понятия, цели, задачи
Глава II. Особенности региональной политики …………………..6
Глава ΙΙΙ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления…………………………………………...……………30
Заключение…………………………………………………………...….39
Список источников и литературы…………………...…………………40
Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости¹. Положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы.
Особое место в современной региональной политике занимает политика в отношении так называемых проблемных регионов. В целом субъекты - ''доноры'' являются не столько богатыми, сколько потенциально мощными; ''нулевые'' - среднеразвитыми; ''реципиенты'' - слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федерального бюджета фактически действует неравноправию субъектов Федерации. Для России неприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов. При анализе региональной политики целесообразно выделение проблемных регионов следующих типов: экологически неблагоприятные; с высокой концентрацией производства и населения; индустриально слабо развитые; сельскохозяйственные, промышленные депрессивные; резервные; рекреационные; районы нового хозяйственного освоения. Проблемные регионы должны стать объектами государственного регулирования, при этом должен быть определен и официально закреплен их статус и отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа и ранга в условиях становления рыночных отношений. Все регионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы - остановить разбег по уровню развития регионов¹.
Кредитно-денежная и бюджетная
политика в отношении регионов является
одним из самых главных инструментов
региональной политики в России. Отмечается
необходимость осуществить
В современной России очень обострились межнациональные отношения. Одна из задач региональной политики - снижение межнациональной напряженности. Для этого приоритетными в - деятельности общества должны быть:
1) последовательная реализация
конституционных норм о
2) создание реальных условий
для действительно свободного
диалога культур. Одним из
Не менее важна и региональная
политика в области образования,
науки и техники. Отмечается, что
децентрализация, регионализация управления
вузами является важным стратегическим
направлением общей политики регулирования
высшего образования. Главные черты
новой концепции высшего
За последние годы региональная политика в России сделала колоссальный рывок в своем развитии. Общепризнанной формулы региональной политики до сих пор нет. И это не случайно, ибо сведение сложного и противоречивого к простому и безвариантному - одна из сложнейших задач всякой политики, стремящейся стать действенной.
Региональная политика - это отнюдь не совокупность региональных аспектов других политик; она не должна ни быть первичной по отношению к ним, ни выступать их ''региональной'' тенью. Региональная политика - это целостное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь ''наедине'' с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.
Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной среды на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Только при этих подходах может быть создана реальная основа для становления ясной и непротиворечивой государственно-местной региональной политики, признающей как общую идеологию согласия, так и наличие специфических интересов у государства и регионов.
Главный региональный интерес России
в настоящее время должен быть
осознан как минимизация
Региональная политика ныне находится одновременно в правовом вакууме и в правовом хаосе. Потенциальное правовое поле региональной политики как таковой интенсивно и бессистемно заросло: за последние годы на Россию обрушена лавина законов, указов, постановлений и распоряжений, без серьезного друг с другом согласования.
Условием эффективного достижения целей и решения задач, поставленных в рамках региональной политики, направленной на обеспечение благосостояние населения, устойчивого экономического роста на базе повышения конкурентоспособности российской экономики, в среднесрочной перспективе будет являться внедрение в экономическую политику федеральных властей целого ряда новых инструментов и механизмов, отражающих новый подход к региональной политике.
Успешное решение поставленных
на среднесрочную перспективу
Во-первых, необходимо создание системы
федерального мониторинга региональных
социально-экономических
Система федерального мониторинга
также будет связана со сбором
информации и анализом состояния
нормативно-правовой базы на региональном
и местном уровнях, выявлением инфраструктурных
возможностей для реализации крупных
инвестиционных проектов в регионах
и муниципальных образованиях. Помимо
этого задачей мониторинга
Помимо создания основы для принятия
решений в области
Во-вторых, повышение уровня конкурентоспособности
российской экономики в среднесрочной
перспективе тесно связано с
содействием федеральных
- координация разработки
- координация бюджетного
- создание системы совместного
финансирования инвестиционных
проектов со стороны
В-третьих, одним из направлений
повышения
Помимо своей значимости для обеспечения благосостояния населения и оказания общественных услуг, местное самоуправление является ближайшим к населению уровнем публичной власти, что позволяет рассматривать его также в качестве института самоорганизации населения и развития гражданского общества. Это свидетельствует о важности местного самоуправления также и для решения задачи создания институтов, способствующих повышению темпов экономического роста.
В этой связи приоритетом
Для развития местного самоуправления необходима реализация заложенных в новом законодательстве об общих принципах организации местного самоуправления в России мер, направленных на переход к новой структуре и полномочиям муниципальных образований. Одновременно в рамках системы федерального мониторинга Правительство РФ будет оперативно реагировать на текущие проблемы реформы и, в случае необходимости, принимать меры, направленные на поддержку успешной реализации реформы и повышение ее эффективности.
В-четвертых, реализация очередного этапа
социально-экономических реформ в
среднесрочной перспективе и
масштабность поставленных общенациональных
задач даже при наличии разработанной
среднесрочной стратегии
Для эффективного использования инструмента пилотных проектов необходима разработка нормативно-правовой базы, стимулирующей проведение экспериментальных пилотных проектов на региональном и местном уровне, а также использование и внедрение их результатов. В ряде случаев будет производиться финансовая поддержка, направленная на софинансирование экспериментальных проектов со стороны федеральных властей.
В-пятых, связанным с предыдущим
вопросом региональной политики федеральных
властей является проблема внедрения
эффективных инструментов создания
стимулов для проведения социально-экономических
реформ на региональном и местном
уровне в увязке с решением задач,
стоящих перед федеральным
При этом федеральные власти будут
по возможности отказываться от избыточного
федерального регулирования и прямого
воздействия на органы власти нижестоящего
уровня при решении вопросов регионального
и местного значения. Это не приведет
к отказу от политики по проведению
необходимых преобразований на всех
уровнях власти и управления, однако
формы реализации такой политики
приобретут иной вид, в большей степени
соответствующий федеративному
характеру российского
Для решения этой задачи необходимо
внедрение системы новых
- межбюджетные трансферты, выделяемые
субъектам Федерации и
Информация о работе Сущность, цели и задачи государственной региональной политики