Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование «теории разделения властей». Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории разделения властей;
Изучить сущность теории разделения властей.
Изучить принцип разделения властей в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 История развития теории разделения властей
2 Сущность теории разделения властей
3 Принцип разделения властей в Российской Федерации
3.1 Реализация принципа разделения властей
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ 
 

      Работа  38 с.,  25 источников 

      Власть, разделение власти, теория разделения властей, государственная власть, законодательная  власть, исполнительная власть, судебная власть, демократия, правительская  деятельность, государство, конституция, президент  

            Данная курсовая работа посвящена исследованию «теории разделения властей". Объектом курсовой работы является разделение властей, предметом теория разделения властей.

      Целью курсовой работы является исследование «теории разделения властей». Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

      1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории разделения властей;

  1. Изучить сущность теории разделения властей.
  2. Изучить принцип разделения властей в Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

 1 История развития теории разделения властей

 2 Сущность теории разделения властей

3 Принцип разделения властей в Российской Федерации

    3.1 Реализация принципа разделения властей

Заключение

Библиографический список

4

8

17

24

27

34

37 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Тема  моей курсовой работы «Теория разделения властей» выбрана мной не случайно. Дело в том, что проблема, вынесенная в заголовок, затрагивает самые насущные интересы и потребности каждого гражданина нашей страны.

     Действительно, все мы заинтересованы в стабилизации политической жизни, в укреплении законности, в нормальной человеческой жизни. Нет никаких сомнений в том, что только государство, поставленное на службу человеку и следующее неуклонно этому курсу, может быть легитимным и пользоваться поддержкой широких масс.

     Вполне  естественно возникает: как построить  такое государство, как должен быть организован и на каких принципах должен функционировать государственный механизм? Сегодня, кажется, все признают, что легитимное государство должно быть демократическим, светским, социальным и правовым. Главная и высшая ценность этого государства - человек, его неотъемлемые права и свободы.

     Весь  мировой опыт показывает и подтверждает, что там, где попрана свобода, где царствует диктатура и  произвол, неизбежны упадок общества и нравов, ухудшение условий жизни, а в конечном итоге - крах режима и антинародной государственности. В истории нет ни одного примера, который бы свидетельствовал о том, что тоталитарный строй обеспечивает стабильное процветание, расцвет личности и общества, отправление власти в интересах народа.

     Как же оградить эту свободу, предотвратить  узурпацию власти и неизбежно следующее за ней произвол, расправы и репрессии? Каким путем можно оградить человека от подавления его всесильной машиной государства?

     Один  из способов решения этой вековой  проблемы состоит в таком построении механизма государственно власти, который сам по себе препятствовал бы ее узурпации и использованию во вред человека. Для того чтобы эта власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Управляемые должны сами и самостоятельно решать судьбу управляющих. Этому может служить и служит назначение властей самим народом посредством всеобщих выборов. Но для того, чтобы эти выборы были действенны, они должны быть свободны. Речь идет не просто о демократической процедуре голосования и определения результатов, что, конечно, само по себе тоже очень важно. Но еще важнее, чтобы был свободен тот, кто своим волеизъявлением решает судьбу власти.

     Но  ведь известно, что власть всегда стремиться к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен дополнительный механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.

     Речь  идет не о том, чтобы разделить  единую власть между различными общественными  силами или социальными группами, а лишь исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа.

     За  годы, прошедшие с момента принятия Конституции РФ, где в ст. 10 были закреплены принципы разделения властей, накоплен определенный практический опыт реализации конституционных положений, проявились их достоинства и недостатки, без учета которых невозможны дальнейшие преобразования. Российское государство на современной этапе характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты. В системе таких явлений находится и разделение властей.

      Данная  курсовая работа посвящена исследованию «теории разделения властей". Объектом курсовой работы является разделение властей, предметом теория разделения властей.

      Целью курсовой работы является исследование «теории разделения властей». Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

      1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории разделения властей;

  1. Изучить сущность теории разделения властей.
  2. Изучить принцип разделения властей в Российской Федерации.

      В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные  юридические методы исследования:

      - логический;

      - сравнительно-исторический;

      - системно-структурного анализа;

      - историко-реконструктивный.

      Логический  метод позволяет исследовать  внутренние закономерности складывания  модели правового государства и  теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.

      Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством  анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические  черты теории разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями.

      Метод системно-структурного анализа рассматривает  каждую из теории разделения властей  в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между  подобными элементами.

      Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами.

      Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, нормативные  акты, в частности Конституция  Российской Федерации. 

 

      1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 

     Разделение  власти - неизбежное условие и основной механизм функционирования всех видов  власти (политической, неполитической). Разделение любой власти возникает  из «свойства власти быть отношениями  между субъектом (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, пробуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, ее исполнителем».1

     Разделение  властей - это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Они оставлены нам в наследие эпохой великих освободительных революций и войн XVII — XVIII веков в Европе и Северной Америке. Именно в этот период сложилось большинство либерально-демократических государств, которые и поныне относят принцип разделения властей к основам своего конституционного строя.

     Зачатки доктрины разделения властей усматриваются  уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384 - 322 до н.э.), Эпикура (ок. 341 - ок. 270 гг. до н.э.), Полибия (ок. 201 - ок. 120 гг. до н.э.). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632 – 1704 гг.) и французу Шарлю Монтескье (1689 — 1755гг.).

     Идея  разграничения деятельности государственных  органов в самом общем виде высказывалась, как уже было сказано, еще античными мыслителями - Платоном, Аристотелем, Полибием и др. Так, Платон писал о законодательстве, управлении и правосудии как о формах государственной деятельности, которые «направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга».2

     Аристотель уже выделял «три элемента» всякого политического устройства, считая, что от их организации зависит как благосостояние общества, так и саморазличие отдельных форм государственного строя.3 Определяя государство как сложное целое, состоящее из специфически различных неподобных частей, Аристотель выделял, во-первых, «законосовещательный» орган, во-вторых, административный или правительственный орган, в-третьих, судебные органы. По его мнению, основополагающим элементом в государстве должен быть «законосовещательный» орган.4 Поэтому Аристотель не исследовал взаимоотношения государственных органов между собой, проблемы их взаимодействия и контроля.

     Полибий одним из первых считал необходимым  разграничение власти между консулом, сенатом и народным собранием, которые должны, с одной стороны, оказывать друг другу взаимную поддержку и содействие, с другой - сдерживать власть другого.5 По мнению Полибия, Ликург отдавал предпочтение форме правления не простой и не единообразной, соединив в ней вместе «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась сверх меры и через то не извращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием или одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы, таким образом, государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия».6

     Идея  свободы как естественного состояния  человека и необходимости обеспечения ее защиты послужила основой создания и разработки концепции разделения властей. Согласно Дж. Локку, закон природы это разум, который двигает человеком. Из него вытекают равенство и независимость людей, условия их жизни и поведения в обществе. В свою очередь, уровень и степень естественного состояния, т.е. свободы человека, становятся мерилом соответствия власти потребностям человека. Главная угроза свободе состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

     «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства», - констатирует Дж. Локк.7 Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.

     Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым условием сохранения общества и порядка и  был сторонником монархии. Но эта  последняя должна была ограничиться лишь осуществлением исполнительной власти. В условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная власть. Именно она, по Локку, и образует «первую ветвь власти».

Информация о работе Теория разделения властей