Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование «теории разделения властей». Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:

1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории разделения властей;
Изучить сущность теории разделения властей.
Изучить принцип разделения властей в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 История развития теории разделения властей
2 Сущность теории разделения властей
3 Принцип разделения властей в Российской Федерации
3.1 Реализация принципа разделения властей
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

      В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и все планы Временного правительства рухнули.

      II Всероссийский съезд Советов,  провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки Советов, положил начало существованию тоталитарного государства.

      Разделение  властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

      Документы, подписанные 8 декабря 1991 г. в Беловежской  пуще тремя государствами из четырех, учредивших в 1922 году СССР, положили конец  его существованию, как государству.

      В отличие от других бывших союзных  республик Россия не издавала специальный  акт о провозглашении независимости. В какой-то мере точкой отсчета можно  считать Декларацию о государственном  суверенитете, которая была одобрена российским парламентом 12 июня 1990 г. Уже на I Съезде народных депутатов РСФСР была признана необходимость разработки и принятия новой Конституции республики.

      Первый  «официальный» проект Конституции  был существенно пересмотрен  после попытки августовского  путча. В октябре 1991 г. был опубликован второй, а в марте 1992 г. — третий проект Конституции. Каждый из этих проектов отражал изменения, происходившие в общественно-политической жизни страны, новые подходы и новые видения того, как должны быть устроены общество и государство в России.

      Развернулась  борьба между защитниками различных  вариантов проектов, поддержанными  разными государственными структурами. Нарастала конфронтация между исполнительной властью и парламентом. Каждый из институтов стремился к законодательному закреплению своего доминирующего положения, а это неизбежно должно было сказаться и на содержании основного закона.

      24 июня 1993 года «Российская газета»  публикует сразу два новых  официальных проекта. Один был  внесен Президентом РФ, другой  — группой народных депутатов. В целях подготовки единого согласованного проекта основного закона Президент созвал Конституционное совещание.

      Одобренный  Конституционным совещанием проект Конституции был сразу же без  обсуждения отвергнут Верховным  Советом. Создалась тупиковая ситуация, т. к. в стране отсутствовал конституционно оформленный механизм разрешения конфликта между основными ветвями власти.

      После приостановки деятельности парламента было вновь созвано Конституционное  совещание, которое внесло коррективы в ранее подготовленный проект. Они касались в основном двух главных моментов: уточнения принципов построения РФ и реализации принципа разделения властей.

      Окончательный проект новой Конституции Российской Федерации был вынесен на всенародное  обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года, и был одобрен 58,4% голосовавших.

     3.1 Реализация принципа разделения властей

                    

     В Российской Федерации носителем  законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

     Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложено выполнение задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

     Но  государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

     Президент Российской Федерации участвует  в осуществлении верховного представительства  страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

     В сфере взаимодействия с парламентом  Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в  Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

     Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

     Прежде  всего Председатель Правительства  РФ назначается Президентом с  согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет  кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

     Так, если Государственная Дума распущена, то новые выборы должны быть назначены  в такие сроки, чтобы Государственная  Дума нового созыва собралась на новое  заседание не позднее чем через  четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечении трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

     Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

     Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней  политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах — чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

     В России не предусмотрена парламентская  ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может  заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.

     Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

     Парламент Российской Федерации — Федеральное  собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

     Государственная Дума единственный законодательный  орган страны. Депутаты Государственной  Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение  всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

     В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях  проявляется принцип сдержек  и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

     Федеральное Собрание рассматривает все вопросы  связанные с основной экономической  деятельностью правительства: федеральный бюджет,  федеральный сбор налогов и т.д.

     Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного  усиления  исполнительной власти и  Президента.

     «Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит п.1 ст.110 Конституции РФ.

     Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Этот принцип  является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при  назначении Президенту придется считаться  с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

     Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

     Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и  экономической политики. Оно осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

     Механизм  парламентской ответственности  Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном  законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности —  обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

     Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие  называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Информация о работе Теория разделения властей