К посреднической
деятельности не относится деятельность
специально уполномоченных иностранными
государствами органов или организаций
по усыновлению детей, которая осуществляется
на территории РФ в силу международного
договора РФ или на основе принципа
взаимности. Аккредитация таких организаций,
в настоящее время, осуществляется
в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации
от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов
и организации иностранных государств
по усыновлению (удочерению) детей на территории
Российской Федерации и контроле за ее
осуществлением» и Приказом Министерства
образования РФ от 29 сентября 2000 г. № 2822
«Об аккредитации представительств иностранных
организации, осуществляющих деятельность
по усыновлению (удочерению) детей па территории
Российской Федерации».
По состоянию
на 1 января 2004 года 93 иностранные организации
получили разрешение на аккредитацию
для осуществления деятельности
по усыновлению российских детей
своим представителями на территории
Российской Федерации.
Конвенция
дает характеристику таким уполномоченным
организациям (ст. 10), определяя, что уполномоченными
могут быть только организации, обладающие
компетентностью, необходимой для надлежащего
исполнения задач, которые могут быть
на них наложены.
Уполномоченная
организация ведет деятельность,
направленную на извлечение прибыли
и па тех условиях и в тех
пределах, как это может быть установлено
компетентными властями государства
пребывания, возглавляется и комплектуется
лицами высоких этических качеств и по
своему образованию и опыту работы пригодных
к деятельности в области межгосударственного
усыновления. Уполномоченные организации
осуществляют оперативную деятельность
по усыновлению. Необходимым условием
их деятельности является прохождение
государственной аккредитации в стране,
где она осуществляет эту деятельность,
а также там, где она зарегистрирована.
По данным
МВД РФ в некоторых регионах Российской
Федерации посредническую деятельность
по усыновлению детей осуществляют
организации, не прошедшие аккредитацию.
Все они различными незаконными
способами получают сведения о детях
и представляются переводчиками, адвокатами
«независимых» усыновителей и тогда
практически невозможно установить
источник нелегального получения сведений
о ребенке кандидатами в усыновители.
Несмотря
на серьезные претензии к деятельности
иностранных агентств в России, совсем
от их услуг отказываться не следует.
При отсутствии четкого механизма
подготовки и реализации международных
усыновлении, при помощи аккредитованных
организаций возможно получение
помощи кандидатам в усыновители
из числа иностранных граждан
при решении вопроса об усыновлении
подобранного ребенка.
Агентства
по усыновлению – первая и последняя
организационная структура, с которой
постоянно имеют дело усыновители
в сложном длительном и многоступенчатом
процессе усыновления ребенка. Контакты
с агентством начинаются с момента
возникновения желания усыновить
ребенка и порой продолжаются
долгие годы. И от того, насколько
профессионально, грамотно, добросовестно
работают сотрудники агентства, выполняя
возложенные на них обязанности, но многом
настолько успешно проходит усыновление.
В марте
2000 г. Правительством РФ были, приняты постановления,
в соответствии с которыми запрещена посредническая
деятельность по усыновлению. Федеральные
органы исполнительной власти наделены
полномочиями по проведению проверок
деятельности иностранных организации,
занимающихся вопросами усыновления и
желающих открыть представительства на
территории России.
Постановлением
Правительства РФ от 28 марта 2000 г., «О
деятельности органов организаций иностранных
государств по усыновлению детей на территории
Российской Федерации и контроле за её
осуществлением»
предусмотрена возможность выдачи разрешении
на открытие представительств некоммерческим
иностранным организациям, осуществляющим
деятельность по усыновлению на территории
своего государства не менее 5 лет на момент
подачи заявления об аккредитации. При
этом иностранная организация, желающая
открыть представительство на территории
Российской Федерации, обязана представить
следующие документы:
- копию учредительных документов,
- сведения о некоммерческом статусе, организационной структуре, персонале,
- копию лицензии, подтверждающей полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению детей,
- рекомендательное письмо компетентного органа государства местонахождения иностранной организации,
- сведения о главе представительства и его персонале и т. д.
Все представленные
документы должны быть легализованы
в установленном порядке, если иное
не предусмотрено законодательством
Российской Федерации или международным
договором Российской Федерации, переведены
на русский язык, и их перевод
должен быть заверен в установленном
порядке.
Министерство
образования и науки Российской
Федерации вправе дополнительно
запрашивать подлинные экземпляры
учредительных документов иностранных
организаций, информацию иностранных
организаций и компетентных органов
государства о деятельности этих
организаций, а также законодательные
акты в области защиты прав и интересов
детей государства местонахождении
иностранных организаций.
Решение
об аккредитации представительства
иностранной организации (отказе в
аккредитации, ее досрочном прекращении
или продлении ее срока) принимает
Министерство образования и науки
Российской Федерации по согласованию
с Министерством иностранных
дел Российской Федерации, Министерством
Внутренних дел Российской Федерации,
Министерством юстиции Российской
Федерации, Министерством здравоохранения
Российской Федерации и Министерством
труда и социального развития
Российской Федерации,
Указанные
федеральные органы исполнительной
власти проводят проверку деятельности
иностранных организаций в пределах
своей компетенции.
Считается
недопустимым получение платы родителями
и иными лицами, дающими согласие
на усыновление ребенка, а также
самим ребенком, дающим согласие на
свое усыновление. Ст. 32 Конвенции запрещает
необоснованное финансовое или иное обогащение
как результат профессиональной деятельности
по организации усыновления. Разрешается
лишь оплата необходимых издержек и расходов,
включая гонорары лиц, участвовавших в
установлении усыновления.
1.4 Отмена усыновления
При отмене усыновления происходит
прекращение всех правовых последствий
усыновления на будущее время. Прекращаются
все правоотношения между усыновленным
ребенком и усыновителями и их
родственниками. Одновременно, если это
соответствует интересам ребенка,
восстанавливаются его правовые связи
с родителями и другими кровными родственниками.
Отмена усыновления производится
только в судебном порядке. Основаниями
к отмене усыновления являются, прежде
всего, обстоятельства, при наличии
которых родители могут быть лишены
родительских прав: уклонение от выполнения
родительских обязанностей, злоупотребление
родительскими правами, жестокое обращение
с ребенком, хронический алкоголизм
или наркомания родителей[20]. Однако
если перечень оснований для лишения родительских
прав сформулирован как исчерпывающий,
перечень оснований к отмене усыновления
является открытым. Усыновление может
быть отменено и при наличии иных обстоятельств,
в частности при неполучении согласия
указанных в законе лиц. Само по себе неполучение
согласия не является безусловным поводом
к отмене усыновления. Критерием, которым
руководствуется суд при решении вопроса
об отмене усыновления, является ответ
на вопрос, соответствует ли такая отмена
интересам ребенка. Следовательно, если,
например, усыновление было произведено
без согласия ребенка или супруга усыновителя,
отмена усыновления возможна, если в результате
этого отношения между ребенком и семьей
усыновителя оказались столь неблагоприятными
для ребенка, что в целях охраны его интересов
необходимо отменить усыновление[21].
Отмена усыновления по общему правилу
возможна только до совершеннолетия
ребенка. Это связано с тем, что
после достижения совершеннолетия
родительские права и обязанности
прекращаются, и, следовательно, отпадает
необходимость в отмене усыновления.
Однако, поскольку иногда даже формальное
существование родственных отношений
между усыновленным и усыновителем
в ряде случаев становится нежелательным
для сторон, в исключительных случаях
отмена усыновления может быть произведена
и после достижения детьми совершеннолетия.
Необходимость в такой отмене
может возникнуть, например, для
вступления бывшего усыновленного
и усыновителя в брак или для
восстановления правовой связи между
усыновленным и его родителями. Отмена
усыновления возможна лишь при наличии
согласия усыновленного, усыновителей
и родителей усыновленного. Согласие усыновителей
необходимо потому, что в противном случае
может произойти существенное нарушение
их интересов. Эти лица, воспитавшие ребенка,
окажутся не в состоянии получить от него
содержание в случае нуждаемости и нетрудоспособности.
Согласие родителей требуется потому,
что при отмене усыновления может быть
восстановлена правовая связь между ними
и ребенком. Отмена усыновления производится
без согласия родителей усыновляемого,
если они лишены родительских прав или
признаны недееспособными.
Правом на предъявление иска об отмене
усыновления закон наделяет родителей
усыновленного ребенка, усыновителей
ребенка, самого усыновленного ребенка,
достигшего 14 лет, органы опеки и
попечительства и прокурора[22].
Родители ребенка вправе требовать
отмены усыновления только в случае,
если усыновление было произведено
без их согласия или согласие было
вынужденным. Они не могут предъявить
иск об отмене усыновления, если считают,
что воспитание ребенка в семье
усыновителя не отвечает его интересам.
Если они имеют сведения о фактах
злоупотребления усыновителями
своими правами или иных противоправных
действиях в отношении ребенка,
они могут только сообщить об этом
органам опеки и попечительства
или прокурору. Это связано с
тем, что после усыновления ребенка
родители утрачивают все права и
обязанности по отношению к нему
и оказываются в отношении
него в таком же положении, как
и все посторонние лица. Поэтому
они не имеют права контролировать
условия жизни усыновленного
в семье усыновителя. При нарушении
права родителей на дачу согласия
на усыновление ребенка суд не
обязан вынести решение об отмене
усыновления. Усыновление отменяется
только в том случае, если это
соответствует интересам ребенка.
Обязательно учитывается и мнение
ребенка. В целях обеспечения
тайны усыновления, если родителям
не известно, кто усыновил ребенка,
они предъявляют иск об отмене
усыновления к органам опеки и попечительства.
Усыновители ребенка уведомляются о предъявлении
иска и могут принять участие в деле. Действующее
законодательство значительно снизило
возраст, с которого ребенок вправе самостоятельно
предъявить иск об отмене усыновления.
Это связано с тем, что нарушение прав
ребенка в семье усыновителя настолько
существенно затрагивает всю его жизнь,
что ребенок должен обладать правом, самостоятельно
защитить свои интересы путем непосредственного
обращения в суд. Ребенок, не достигший
14-летнего возраста, вправе обратиться
в органы опеки и попечительства и просить
их предъявить иск в его интересах. Основанием
к отмене усыновления в этих случаях могут
быть не только противоправные действия
со стороны усыновителя, но и то обстоятельство,
что семейные отношения между ним и ребенком
не сложились[23]. Усыновление представляет
собой искусственную попытку создания
семейных отношений между посторонними
друг другу людьми, и если она не удается
настолько, что жизнь ребенка в семье усыновителя
становится невыносимой, усыновление
приходится отменять, даже при отсутствии
вины с обеих сторон.
Право усыновителя требовать отмены
усыновления ранее действовавшим
законодательством не было предусмотрено.
Это связывалось с тем, что
права и обязанности усыновителей
приравниваются к родительским, а
родителям не предоставлено права
отказываться от своих детей. Однако
отношения, возникающие между усыновленным
и усыновителем, все-таки существенно
отличаются от родительских, и, если установить
контакт между ребенком и усыновителем
не удается, усыновитель должен иметь
право предъявить иск об отмене усыновления.
Другое дело, что такой иск далеко
не всегда будет удовлетворен[19]. Усыновление
ребенка всегда связано с определенным
риском. По мере того как ребенок взрослеет,
усыновитель может быть серьезно разочарован
в нем. Действительность, к несчастью,
такова, что чаще всего на усыновление
передаются дети из неблагополучных семей.
В связи с этим риск проявления наследственных
заболеваний, умственной отсталости, последствий
алкоголизма родителей или других факторов,
повлиявших на развитие ребенка в период
беременности матери или в раннем детстве,
весьма высок. Нередки случаи, когда усыновители
через несколько лет обнаруживают у ребенка
одно из таких заболеваний. Иногда заболевание
настолько серьезно, что не оставляет
никакой надежды на нормальное развитие
ребенка. При этом возникает тяжелая моральная
дилемма. Несомненно, безнравственно отказаться
от больного ребенка и требовать отмены
усыновления. Часто усыновители привязываются
к таким детям, воспитывают их как настоящие
родители и делают все для смягчения последствий
заболевания. Однако нельзя забывать о
том, что биологическая связь и основанный
на ней родительский инстинкт, составляющий
основу родительских отношений, при усыновлении
отсутствует или, по крайней мере, проявляется
в меньшей степени. В ряде случаев усыновители
не в состоянии продолжать отношения с
больным ребенком. Весьма сложен вопрос,
в какой мере суд должен принимать их чувства
во внимание. Дело в том, что сохранение
усыновления и оставление такого ребенка
в семье усыновителя почти всегда отвечает
интересам ребенка. Однако нельзя совершенно
не считаться и с интересами самого усыновителя.
Полное пренебрежение его интересами
приведет к тому, что, для того, чтобы добиться
отмены усыновления, он может быть вынужден
нарушить интересы ребенка. На мой взгляд,
если усыновитель представляет убедительные
доводы, подтверждающие, что продолжение
жизни с усыновленным для него невыносимо,
усыновление должно быть отменено.
При предъявлении самим усыновителем
иска об отмене усыновления возникает
и определенное процессуальное затруднение.
Обычно ответчиком по делу об отмене усыновления
выступает усыновитель, если же иск
предъявляется им самим, не ясно, кто
должен отвечать по такому иску. Представляется,
что наилучшим решением этой проблемы
является признание ответчиком органа
опеки и попечительства, поскольку
этот орган участвует в судебном
разбирательстве с целью защиты
интересов ребенка и будет
заявлять возражения против требований
истца, исходя из интересов ребенка.
Таким образом, поскольку в данном
случае имеет место исковое производство,
можно говорить о споре, о праве усыновителя
на отмену усыновления, в котором с одной
стороны участвует усыновитель, а с другой
- орган опеки и попечительства, защищающий
право ребенка на сохранение усыновления[24].