Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение законодательства об усыновлении детей-граждан РФ иностранными гражданами, выявление проблем, возникающих в ходе такого усыновления, а также поиск путей совершенствования законодательства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить порядок усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами;
Исследовать правовое положение международных организаций, занимающихся международным усыновлением;
Выявить проблемы отмены усыновления на современном этапе
Введение 2
Глава 1. Усыновление иностранными гражданами 4
детей-граждан РФ 4
1.1 Порядок усыновления 4
1.2 Стоимость усыновления 9
1.3 Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением 9
1.4 Отмена усыновления 13
Глава 2. Проблемы усыновления детей-граждан России иностранными гражданами 19
2.1 Общие проблемы 19
2.2 О «Законе Димы Яковлева» 20
Заключение 21
Судебная практика 23
Список использованных источников 34
Уведомление Службы иммиграции и натурализации свидетельствует о том, что США предоставляет иммиграционную визу, позволяющую усыновленному ребенку въехать в Соединенные Штаты Америки на постоянное место жительства.
Из представленных суду
Заявительница уведомлена о состоянии здоровья Димы, знает его социальный статус, подтверждает свое намерение усыновить Диму и понимает правовые последствия усыновления.
Она уже усыновила в ноябре 1997 г. одного ребенка – Сергея 17.10.1992 года рождения, надлежащим образом содержит и воспитывает ребёнка и думает, что у него должен быть брат, без которого считает свою семью неполной.
Агентство “Cradle of Hope Edoption Center, Ink.” Принимает обязательство осуществлять контроль за усыновленным ребенком, направлять отчеты, касающиеся условий проживания мальчика в компетентные органы России в течение периода, установленного Правительством Российской Федерации. По заключению органа опеки и попечительства усыновление Ирюшкина Дмитрия Владимировича Джудит Энн Пеппер соответствует интересам ребенка и является обоснованным.
Выводы суда о том, что заявительница зарекомендовала себя с положительной стороны, способна и желает обеспечить Ирюшкину Дмитрию хорошие условия и воспитание в семье, подтверждаются материалами дела. Решение суда об удовлетворении заявления Джудит Энн Пеппер является законным и соответствует интересам ребёнка, устроить которого в семью российских граждан не удалось.
В протесте прокурора, как на основание для отмены решения суда, указано на то, что на первичный учет в мэрии г. Биробиджана ребенок постановлен 13.05.1998 г., на региональный - 09.08.1998г., тем самым были нарушены требования ст. 122 Семейного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ N 919 от 03.08.1996 г. "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, которыми предусмотрены трехдневный и месячный срок для постановки ребенка на первичный и региональный учет соответственно.
Кроме того, по мнению прокурора при рассмотрении дела не установлено, что органы исполнительной власти принимали необходимые меры и устройству ребенка в семью граждан, проживающих на территории Еврейской автономной области, г. Биробиджана.
Между тем, в материалах дела имеется справка отдела образования Правительства ЕАО о том, что из-за состояния здоровья ребенка не представилась возможность устроить ребенка в семьи российских граждан.
Данных о том, что имелись российские кандидаты, желающие усыновить мальчика в период с ноября 1996 г. по февраль 2001 г., суду представлены не были. С момента его постановки на первичный учет (13.05. 98 года) до момента судебного заседания прошло почти три года. Данных о том, что кто-то из граждан России хотел и не смог усыновить мальчика в возрасте Димы, или что кому-то из них Дима не был показан за это время, суду также представлено не было. На сегодняшний день в исследованном судом журнале учета кандидатов в усыновители кандидатов российских усыновителей нет.
При таких условиях факт
Брусиловская Н.М., главный врач дома ребенка г. Биробиджана, являясь официальным опекуном Ирюшкина Дмитрия и представляя его интересы в суде, пояснила, что Дима с рождения и до 10 месяцев находился на лечении и обследовании в детской областной больнице г.Биробиджана в связи с врожденной патологией развития левой почки.
В это время он юридически остался без попечения родителей, которые оформили отказ от ребенка, информация в органы опеки для дальнейшего устройства его в семью администрацией больницы не была подана по тем причинам, что родители мальчика во время нахождения его в больнице интересовались его судьбой. В доме ребенка в это время воспитывался брат Димы, Сергей, 1995 года рождения, который не был свободен для усыновления, так как родители от него не отказывались. В это же учреждение планировался перевод Димы после прохождения курса лечения, и была вероятность, что родители заберут обоих братьев в семью после проведенного лечения и реабилитации.
Наличие врожденной патологии у Димы в раннем возрасте могло привести к инвалидности ребенка; стоял вопрос об удалении больного органа, поэтому потребовалось столь длительное лечение ребенка в условиях стационара.
После поступления Димы в дом ребенка понадобилось время для того, чтобы убедиться, что родители его судьбой не интересуются и не планируют забрать в свою семью, так как брата Сергея они навещали в доме ребенка регулярно и в конечном итоге забрали его и выехали с ним на постоянное место жительства в Израиль.
Ошибочны и доводы протеста о том, что судом не было установлено, кому из российских усыновителей предлагался Дима, и что управлением образования Правительств а ЕАО не было предпринято достаточных мер для устройства ребенка в семьи российских граждан. Дом ребенка - единственное учреждение в ЕАО, в котором воспитываются дети раннего возраста, оставшиеся без попечения родителей. Ежегодно до 30 детей с гораздо меньшими проблемами, чем у Димы, в состоянии здоровья и психоречевом развитии, свободны для усыновления. С ноября 1996 года по настоящее время российскими гражданами из Дома ребенка было усыновлено всего 8 детей, из них мальчиков - 5, и только один из них был старше трёх лет, остальным детям было по 6 месяцев.
Ни Семейным Кодексом РФ, ни другими нормативными актами не определена конкретная процедура предложения детей, оставшихся без попечения родителей, российским кандидатам в усыновители. При обращении российских граждан, имеющих направление из органов опеки для подбора на усыновление ребенка определенного пола и возраста из учреждения, им предоставляется информация о состоянии здоровья, истории развития детей и их семей в соответствии с заявленными требованиями со стороны кандидатов в усыновители. Затем они имеют возможность познакомиться с каждым заинтересовавшим их ребенком, понаблюдать за ним в процессе игры и занятий. Показывая лишь одного ребенка (фамилия которого должна быть указана, по мнению прокурора, в направлении органов опеки для первичного подбора ребенка), сотрудники детского учреждения будут лишь необоснованно ограничивать возможности как усыновителей, так и детей, юридически свободных для усыновления. В дальнейшем, когда кандидаты в усыновители делают свой предварительный выбор ребенка, управление образования выдает им разрешение на посещения конкретного ребенка с указанием его фамилии, имени, отчества и возраста.
Как показала в суде Брусиловская Н.М., Дима по возрасту и полу соответствовал требованиям российских кандидатов в усыновители лишь один раз - в июне 2000 года, когда к ним обратились супруги Гуржей, желающие усыновить мальчика 3-4 лет. Дима был показан им в числе других пяти мальчиков этого возраста, юридически свободных для усыновления, но семья остановила свой выбор на другом ребенке и усыновила его.
Информация о Диме, как о мальчике, свободном для усыновления, имеется во всех отделах образования районных администраций и мэрии г. Биробиджана (информационное письмо управления образования Правительства ЕАО от 27.10.98г. N 643 имеется в деле). В суде по ходатайству прокуратуры были исследованы журналы учета российских и иностранных кандидатов в усыновители. Замечаний по их ведению у прокурора не было.
Какие еще документы должны быть исследованы судом в процессе, прокурор не назвал, также как и не указал, какие еще дополнительные меры к устройству ребенка в семьи российских граждан должны были принять органы исполнительной власти.
Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителейN вводится в действие с 20 октября 2001 года, и чётко определяет порядок предложения детей, юридически свободных к усыновлению, российскими и иностранными гражданами. Там же конкретно определяется процедура заполнения банка данных и порядок составления необходимой документации. До момента вступления в силу этого Закона действуют имеющимися нормативно-правовые акты об усыновлении, нормы которых при передаче Димы в семью Джудит Энн Пеппер не нарушаются.
Конвенция о правах ребенка и Семейный Кодекс РФ считают приоритетным устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Они приняты для защиты интересов ребенка.
Между Джудит Энн Пеппер и Ирюшкиным Димой за время их общения установился полный психологический контакт, они полюбили друг друга и оба переживают разлуку. Учитывая возраст Димы, его состояние здоровья, отсутствие кандидатов в усыновители в ЕАО ребенка такого возраста, передача ребёнка на воспитание Джудит Энн Пеппер является правильной.
Решение суда является
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение областного суда Еврейской автономной области от 11 мая 2001 г. оставить без изменения, кассационный протест прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий
В.П. Кнышев
22 июня 2001 г.
N 65-Г01-02
II.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
28 апреля 2000 г.
N 50-Г00-5
(ВСДР)
Судебная коллегия
по гражданским делам
председательствующего Нечаева В.И.
судей Корчашкиной Т.Е. Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 28 апреля 2000г. кассационную жалобу Гросс Х.Г. и Гросс Е.Г. на решение Омского областного суда от 11 марта 2000г. по их заявлению об установлении удочерения ребенка.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., объяснения Гросс Х.Г. и заключение прокурора Коптевой Л.И. об отмене решения и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение, судебная коллегия установила:
Супруги Гросс, граждане ФРГ, обратились в суд с просьбой об установлении удочерения Рузневой Ольги Алексеевны 05.09.98 года рождения, воспитанницы Дома ребенка N3 г.Омска, от которой мать отказалась.
В обоснование своей просьбы они указали, что имеют хорошие условия и возможности для воспитания девочки, своих детей не имеют и по состоянию здоровья иметь не могут, но в 1998г. по решению Центрального районного суда г.Омска усыновили российского мальчика - Мануэля 17.04.97 года рождения.
Решением Омского областного суда от 11 марта 2000 г. в удовлетворении просьбы отказано.
В кассационной жалобе супруги Гросс просят об отмене решения, ссылаясь на его незаконность, и вынесении нового решения об удовлетворении просьбы об установлении удочерения ребенка.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, оснований к ее удовлетворению не находит.
Обсуждая вопрос об усыновлении Рузневой Ольги иностранными гражданами - супругами Гросс, суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности такого усыновления, поскольку в нарушение положений норм международного права - ст.ст.16, 17 "Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международных уровнях", Конвенции о правах ребенка от 20.11.89г. и Российского законодательства - ст.ст.122, 123, 124 Семейного Кодекса РФ не был соблюден принцип приоритетного устройства ребенка на воспитание в семью Российских граждан.
Как видно из дела, установлено судом и сторонами не оспаривается, предусмотренный ст.122 СК РФ (с изменениями и дополнениями) и Постановлением Правительства РФ N919 от 03.08.96 г. "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" порядок организации первичного, регионального и федерального учета в государственном банке данных о детях не был соблюден, на этот учет Рузнева Ольга была поставлена с нарушением установленных законодательством соответственно трехдневного и месячного сроков.
Необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан, проживающих на территории г.Омска, области и других территорий Российской Федерации, как это предусмотрено названным законодательством, органы исполнительной власти не принимали, достоверных сведений в соответствии с п.7 ч.2 ст.263.3 ГПК РСФСР суду не представлены. Согласно объяснениям представителей органов исполнительной власти (Заровный А.П., Глубоковой И.Н., Сабитовой Е.Г.) и исследованным судом журналам учета кандидатов в усыновители установленный Российским законодательством порядок учета кандидатов в усыновители не определен, работа по подбору конкретного ребенка не ведется; все граждане, желавшие усыновить ребенка, направлялись во все детские учреждения без подбора им и указания в направлениях конкретного ребенка, подлежащего усыновлению, причем отдельные такие журналы (по Советскому административному округу г.Омска) не предусматривали даже необходимости самого факта фиксирования сведений о ребенке, который предлагался кандидатам в усыновители.
Информация о работе Усыновление детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами