Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.
Объектом исследования является история становления и деятельности института российской прокуратуры в начальный период своего учреждения и в условиях трансформации российского общества после распада СССР.
Введение
Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)– что означает –
забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде.
В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIY веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.
К XIY веку в
европейских странах, в особенности
в Испании, уже твердо сформировался
процесс инквизиционный, пришедший
на место процессу публичном, гласному,
состязательному. Это явилось побудительным
мотивом для трансформации
Прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры России и до настоящего времени эталоном прокуратуры Западных стран.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы
Объектом исследования является история
становления и деятельности института
российской прокуратуры в начальный
период своего учреждения и в условиях
трансформации российского
Предметом исследования
выступают теоретические
Использовалась литература, в которой систематизированы, представлены правовые документы, рассматривающие вопросы права и законности, даются соответствующие комментарии.
Теоретические аспекты определения места и роли прокуратуры в системе правовых институтов российского государства и общества исследованы в работах С.В, Бабенко, В.Г. Бессарабова, В.В. Бобырева, А.Н. Ванькаева,О.В. Павлова и других ученых и прокурорских работников.
Вышеназванные цели и задачи предопределили структуру представленного исследования, которое включает в себя введение, три параграфа, состоящие в свою очередь из семи подпунктов, и заключение.
1.История
становления и развития
1.1Становление и развитие прокуратуры РФ
в дореволюционный период (при монархическом строе)
22 февраля 1711 года был издан указ о Правительствующем
сенате: «Определили быть для отлучек
наших Правительствующий сенат для управления».
Сенат учреждался в качестве коллегиального
органа. В него входили первоначально
десять высших сановников России — сподвижников
Петра I: граф И.А. Мусин-Пушкин, князь П.Голицын,
М.Долгорукий и др. Функции Сената тогда не были четко определены. Впоследствии
он стал решать вопросы финансов, управления различными отраслями хозяйства,
правосудия и т.п. Сенат стал высшим управленческим и
судебным органом. Сюда направляли со
всей России на окончательное рассмотрение
и решение многие дела. Только император
мог пересмотреть «приговор» или определение
Сената.
Указами от 2 и 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов. Обер-фискал состоял при Сенате, но назначался непосредственно государем. Фискалы образовывались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников.
Довольно
скоро оказалось, что в деятельности
самой фискальной службы множество
недостатков. Пользуясь весьма широкими
полномочиями и не чувствуя должной ответственности,
многие фискалы не прочь были поживиться
за счет тех мест, при которых они состояли,
погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях.
Их стали почти открыто ненавидеть, так
что само слово «фискал» люди относили
к таким же бранным, как, например, «шпион»,
«доноситель».
Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов,
оправдались не полностью. Кроме того,
оставался без контроля и присмотра высшей
государственный орган — Правительствующий
сенат. Правда, иногда император поручал
контролировать сенатскую деятельность
своим наиболее доверенным лицам, таким,
как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь
Сената Щукин, и даже отдельным офицерам
гвардии. Но эти функции они выполняли
временно, эпизодически, что не удовлетворяло
Петра I.
Император понимал, что нужно
создать новое учреждение, стоящее как
бы над Сенатом и над всеми другими государственными
учреждениями. Таким органом стала прокуратура.
Создание российской прокуратуры связано с государственными реформами, осуществленными Петром I. Выдающаяся заслуга Петра I состоит в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата. Вначале это был институт фискалов, а затем — прокуроров.
12 января 1722 года оказалось знаменательной датой
в истории Российского государства. В
тот день царь подписал указ о создании
прокуратуры, направленный на улучшение
деятельности всех органов государства.
В нем определялись обязанности сенаторов,
предписывалось присутствовать президентам
некоторых коллегий в Сенате, устанавливалась
ревизион-коллегия и учреждались при Сенате
должности генерал-прокурора, рекетмейстера,
экзекутора и герольдмейстера. Петр предложил
представить ему кандидатов на эти должности.
В отношении
прокуратуры в указе
В этом же указе Петр писал: «Ныне ни в чем так надлежит трудиться, чтобы выбрать и мне представить кандидатов на вышеописанные чины, а буде за краткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры выбрать; что необходимая есть нужда до наступающего карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины дается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело нужное есть».
Прокуратура
создавалась в России как орган
императорской власти, осуществляющий
от ее имени и по ее поручению постоянный
надзор и контроль за действиями и решениями
Сената, других центральных и местных
учреждений. Суть самой должности прокурора
Петр I выразил словами: "Сей чин яко
око наше". С тех пор в общественном
сознании и закрепилось представление
о прокуроре как об "оке государевом".
Из этого указа видно, какое важное значение Петр придавал новой должности прокурора как блюстителя законов.
Однако и
того срока, который он установил, Петр
не стал дожидаться — слишком большие
надежды он возлагал на должность
генерал-прокурора. Поэтому уже 18
января 1722 года он назначает на должность генерал-прокурора Павла
Ивановича Ягужинского.
По отзывам
современников, Ягужинский был видный
мужчина, с лицом неправильным, но выразительным
и живым, со свободным обхождением, капризный
и самолюбивый. Он был очень умен и деятелен.
За один день Ягужинский делал столько,
сколько другой не успевал за неделю. Мысли
свои выражал без лести перед самыми высокими
сановниками и вельможами, порицал их
смело и свободно. Талантливый и ловкий,
он не робел ни перед кем. Не случайно светлейший
князь Меншиков «от души ненавидел его».
Ближайшим помощником
Ягужинского, обер-прокурором Сената,
этим же указом был определен Григорий
Григорьевич Скорняков-Писарев, выдвинувшийся
из среды гвардейских офицеров. Он уже
имел опыт в Тайной канцелярии, и особенно
отличился при ведении следствия по ряду
политических дел.
Положение первого
генерал-прокурора Сената было очень
сложным. Царь, человек исключительно
энергичный, нередко сам выполнял
прокурорские обязанности: он постоянно
ездил в Сенат и строго следил за принимаемыми
там решениями. С первых же дней образования
прокуратуры Петр I дал понять всем сенаторам,
какое место он намерен отвести прокурору
в государственных делах. Представляя
сенаторам первого генерал-прокурора,
он сказал: «Вот мое око, коим я буду все
видеть. Он знает мои намерения и желания;
что он заблагорассудит, то вы делайте;
а хотя бы вам показалось, что он поступает
противно моим и государственным выгодам,
вы однако ж то выполняйте и, уведомив
меня о том, ожидайте моего повеления».
Эта же мысль Петра нашла отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». Этот указ устанавливал основные обязанности прокурора, его полномочия по надзору за Сенатом, руководству подчиненными органами прокуратуры. Указ предписывал, что «генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанность наблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан был предложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает — «протестовать и оное дело остановить».
В указе отмечено: «И понеже сей
чин — яко око наше и стряпчий
о делах государственных, того ради
надлежит верно поступать, ибо перво на
нем взыскано будет».
По первоначальному
замыслу Петра I, генерал-прокурор должен
был выступать в роли высшего
должностного лица в государственном
аппарате, в руках которого сосредоточивался
бы надзор за правильным и законным ходом
управления страной, и прежде всего ее
центральными учреждениями. Предполагалось,
что генерал-прокурор должен стоять на
страже интересов государя, государства,
церкви и всех граждан, которые не могут
сами защитить свои интересы.
Однако в
ходе дальнейшей работы над указом
о функциях прокуратуры Петр отказался
от таких всеобъемлющих обязанностей
генерал-прокурорской должности. Центр
тяжести переносился исключительно на
надзирающую роль генерал-прокурора за
деятельностью всех государственных органов,
и прежде всего Сената.
Основное
внимание в своей прокурорской деятельности
Ягужинский сосредоточил на контроле
за повседневной работой Сената, за правильностью
и законностью разрешения дел, их своевременным
прохождением, порядком в Сенате и т.п.
Стремясь к возвышению над Сенатом, Ягужинский
все свои предложения, даваемые им сенаторам,
обычно прикрывал авторитетом Петра, к
которому был очень близок.
Первое время
генерал-прокурор прилагал немало усилий,
чтобы навести в Сенате элементарный
порядок. Коллегиальные решения были еще
чужды сознанию самолюбивых сановников.
Сенаторы не привыкли считаться с чужим
мнением и уважать его, поэтому в сенатском
собрании зачастую возникали ссоры, крики и брань, а иногда
и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинский написал особое «предложение»
Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться
от ссор и споров, «ибо прежде всего это
неприлично для такого учреждения, как
Сенат».
В то время
в Сенате существовал следующий
порядок рассмотрения дел. По выслушивании
сенаторами доклада по какому-либо вопросу
им разрешалось переговорить между собой
о том или ином деле, для чего давался срок
от получаса до трех часов. Для определения
точного времени генерал-прокурор всегда
имел под рукой песочные часы. Как только
доклад заканчивался, он тотчас ставил
часы на стол. Когда весь песок высыпался,
сенаторы обязаны были немедленно садиться
на свои места и «подавать голоса», начиная
с младших.
Постепенно
генерал-прокурор занимает ключевое положение
в государственном управлении. Русский
историк В.0. Ключевский писал по этому
поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат,
становился маховым колесом всего управления;
не входя в его состав, не имея сенаторского
голоса, был, однако, настоящим его президентом,
смотрел за порядком его заседаний, возбуждал
в нем законодательные вопросы, судил,
когда Сенат поступал право или неправо,
посредством своих песочных часов руководил
его рассуждениями и превращал его в политическое
сооружение на песке».
Наблюдательные иностранцы отмечали,
что генерал-прокурор Ягужинский — второе
после императора лицо в государстве по
своей силе и значению.
Однако давалось
все это Ягужинскому с огромным трудом.
Он ясно осознавал, что только поддержка
Петра I обеспечивает ему возможность
твердо отстаивать интересы закона. Особенно
трудно ему приходилось потому, что отношения
с основным помощником — обер-прокурором
Скорняковым-Писаревым у него не сложились.
С самого начала
своей службы в прокуратуре Скорняков-
Информация о работе Формирование и деятельность российской прокуратуры на современном этапе