Формирование и деятельность российской прокуратуры на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.
Объектом исследования является история становления и деятельности института российской прокуратуры в начальный период своего учреждения и в условиях трансформации российского общества после распада СССР.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 77.51 Кб (Скачать файл)

В прокуратурах субъектов Федерации  действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов  и районов, которые непосредственно  подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В ряде субъектов Федерации органы прокуратуры  созданы в соответствии с особенностями  их административно-территориального деления.

В основной части субъектов Федерации  на низовом уровне созданы и действуют  только прокуратуры городов и  районов. В некоторых субъектах  Федерации действуют межрайонные  прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории нескольких районов.

В целях осуществления функций  руководства районными прокурорами  и контроля за их деятельностью прокурорам городов с районным делением Генеральный прокурор РФ предоставил определенные полномочия.

В отдельных городах отсутствует  районное деление и образованы административные округа. В большинстве субъектов  Федерации имеются только прокуратуры  городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные  прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

В систему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся:

- военные;

- транспортные;

- природоохранные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору за  соблюдением законов при исполнении        

   уголовных наказаний;

- а также прокуратуры, осуществляющие  надзор в закрытых административно  – территориальных образованиях  и на режимных объектах.

 

2.2. Военная прокуратура

Возглавляет военные прокуратуры  Главная военная прокуратура, которая  на правах структурного подразделения  входит в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры  составляют: прокуратуры военных  округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов.

Военная прокуратура осуществляет функцию уголовного преследования, ведет следствие по всем делам о преступлениях военнослужащих и граждан, призванных на сборы военнообязанных и иных лиц о преступлениях, совершенных ими по службе в войсковых подразделениях. Для этого она располагает соответствующим следственным аппаратом. Осуществляя уголовное преследование в суде, военные прокуроры выступают в качестве государственных обвинителей. Их полномочия определяются УПК.

 Таким образом, военная прокуратура всех уровней наделены применительно к военнослужащим всеми прерогативами прокурорской власти, установленными ФЗ о прокуратуре РФ. В пределах своей иерархической компетенции военные прокуроры вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения воинских частей, их предприятий и штатов, иметь доступ к воинским документам и материалам, вправе (и обязаны) регулярно проверять законность содержания арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах и в других местах содержания под стражей, немедленно освобождать незаконно находящихся там лиц.

2.3. Специализированная прокуратура

К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых  частей. Они созданы более 40 лет  назад и предназначены для  осуществления надзора за исполнением  законов в закрытых административно  – территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных объектах и  в воинских формированиях ряда министерств  и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством России и подлежит пересмотру с учетом изменения характеристик того или  иного объекта.

В систему этих прокуратур входят: Второе управление Генеральной прокуратуры  РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен  Генеральным прокурором РФ.

На прокуроров войсковых частей Генеральным прокурором РФ возложено  осуществление надзора за исполнением  законов, соответствием законам  издаваемых правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами контроля, их должностными лицами в  закрытых административно-территориальных  образованиях, на особо важных и  особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными  военно-строительными и иными  воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов, а также территориальными органами министерств и ведомств в отношении перечисленных объектов.

Специализированные прокуратуры  строятся по общим для органов прокуратуры принципам: они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры; перед ними стоят общие для всех органов прокуратуры задачи; они используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Однако в их системно-структурном построении, а также в объектах и предмете надзора за исполнением законов есть некоторые особенности, о которых пойдет речь дальше.

 

Создаваемые в различное время  специализированные прокуратуры, в  особенности природоохранные и  прокуратуры, осуществляющие надзор в  исправительных учреждениях, не всегда четко отграничивали свои полномочия от полномочий территориальных прокуратур. Это приводило в ряде случаев  к параллелизму в их деятельности и к тому, что некоторые участки  деятельности прокуроров по надзору  за исполнением законов оставались "бесхозными", где ни специализированная, ни территориальная прокуратура  надзора не осуществляли.

 

Анализ деятельности специализированных прокуратур привел Генерального прокурора  РФ к выводу о необходимости упорядочения их деятельности и четкого определения  их функций в соотношении с  функциями прокуроров территориальных  прокуратур. Этому посвящен приказ Генерального прокурора № 24 от 9 апреля 1996 г. "О разграничении компетенции  территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур".

2.4. Транспортная прокуратура

Генеральный прокурор РФ возложил на транспортных прокуроров осуществление  надзора за законностью правовых актов и исполнением законов  Государственным таможенным комитетом, Министерством путей сообщения  РФ, Министерством транспорта РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной  службой России, Федеральной службой  речного флота России и входящими  в их систему государственными предприятиями, учреждениями, организациями и контролирующими  органами, общественными объединениями  транспорта, Межгосударственным авиационным  комитетом.

Транспортным прокурорам подследственные  дела о преступлениях, совершенных  на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах системы  Министерства путей сообщения и  Министерства транспорта РФ, а также  о преступлениях, совершенных по службе работниками государственных  предприятий, учреждений и организаций  системы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта РФ (за изъятием автомобильно-дорожной службы), Федеральной  авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, органов внутренних дел на транспорте, Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Они также расследуют дела о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств и дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства. Возглавляет систему транспортных прокуратур Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В нее также входят: транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог - транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры.

 

2.5. Природоохранная прокуратура

В 1980-1990 гг. практически во всех субъектах  РФ были образованы межрайонные природоохранные  прокуратуры со статусом районных и  подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических  прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными  объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам  об экологических преступлениях, совершенных  преимущественно на поднадзорных природоохранным  прокурорам предприятиях.

В целях усиления влияния на состояние  законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы  и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за законностью  исполнения уголовных наказаний. Они  имеют статус районных прокуратур и  подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

На прокуроров по надзору за соблюдением  законов в ИТУ возложены обязанности  по осуществлению надзора за исполнением  законов и соответствием законам  издаваемых правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина администрацией исправительно-трудовых учреждений, специальных подразделений  по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Они  также производят предварительное  следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками  этих учреждений, специальных подразделений  по обеспечению безопасности объектов уголовно – исполнительной системы.

 

2.6. Научные и образовательные учреждения

В систему органов прокуратуры  входят также научные и образовательные  учреждения, являющиеся юридическими лицами.

В настоящее время в системе  органов прокуратуры РФ имеются  один научный, три института повышения  квалификации работников органов прокуратуры, учебный институт. Это Научно –  исследовательский институт проблем  укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих  кадров Генеральной прокуратуры  РФ (Москва), Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ (Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры  Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский  юридический институт Генеральной  прокуратуры РФ. Кроме того, образованы еще три учебных института  прокуратуры Российской Федерации  в составе Московской государственной  юридической академии, Саратовской  государственной академии права  и Уральской государственной  юридической академии (Екатеринбург).

Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре  РФ» Генеральному прокурору РФ дано право на образование, реорганизацию  и ликвидацию органов и учреждений прокуратуры. В соответствии с Регламентом  Генеральной прокуратуры РФ, утвержденного  приказом Генеральной прокуратуры  РФ N 2 от 15 января 2003 г. принимается решение и порядок об образовании или реорганизации органов и учреждений прокуратуры, одновременно определяет их статус.

 

3. Деятельность прокуратуры

Прокурорский надзор является главным  направлением деятельности всех органов  прокуратуры и представляет собой  действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов  власти и управления, хозяйствующих  субъектов и объединений, затрагивающих  права и законные интересы граждан, общества и государства, а также  направленные на устранение нарушений  законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. В этом его главное  отличие от других видов надзора, осуществляемого иными государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению  с другими государственными надзирающими и контролирующими органами имеет  самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц.

Прокурорский надзор не включает граждан  в качестве субъектов, на которых  он распространяется. При обнаружении  в действиях граждан признаков  преступления прокурор осуществляет функцию  уголовного преследования. При осуществлении  прокурорского надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными  полномочиями, не управляет поднадзорными  предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представлением, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.

В соответствии с Законом "О прокуратуре  РФ" выделяются четыре направления  прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов  федеральными министерствами и  ведомствами, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, органами военного  управления, органами контроля, их  должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Информация о работе Формирование и деятельность российской прокуратуры на современном этапе