Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение основных этапов истории развития российской прокуратуры и особенностей формирования и деятельности российской прокуратуры на современном этапе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю образования и становления прокуратуры;
- выявить особенности формирования и деятельности прокуратуры на современном этапе;
- рассмотреть перспективы развития органов прокуратуры РФ.
Объектом исследования является история становления и деятельности института российской прокуратуры в начальный период своего учреждения и в условиях трансформации российского общества после распада СССР.
В прокуратурах субъектов Федерации
действуют сообразно
В основной части субъектов Федерации
на низовом уровне созданы и действуют
только прокуратуры городов и
районов. В некоторых субъектах
Федерации действуют
В целях осуществления функций
руководства районными
В отдельных городах отсутствует районное деление и образованы административные округа. В большинстве субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.
В систему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся:
- военные;
- транспортные;
- природоохранные прокуратуры;
- прокуратуры по надзору за
соблюдением законов при
уголовных наказаний;
- а также прокуратуры,
2.2. Военная прокуратура
Возглавляет военные прокуратуры Главная военная прокуратура, которая на правах структурного подразделения входит в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов.
Военная прокуратура осуществляет функцию уголовного преследования, ведет следствие по всем делам о преступлениях военнослужащих и граждан, призванных на сборы военнообязанных и иных лиц о преступлениях, совершенных ими по службе в войсковых подразделениях. Для этого она располагает соответствующим следственным аппаратом. Осуществляя уголовное преследование в суде, военные прокуроры выступают в качестве государственных обвинителей. Их полномочия определяются УПК.
Таким образом, военная
2.3. Специализированная прокуратура
К числу специализированных прокуратур
относятся и прокуратуры
В систему этих прокуратур входят:
Второе управление Генеральной прокуратуры
РФ и прокуратуры войсковых
На прокуроров войсковых частей
Генеральным прокурором РФ возложено
осуществление надзора за исполнением
законов, соответствием законам
издаваемых правовых актов, соблюдением
прав и свобод человека и гражданина
органами местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, организациями, органами
контроля, их должностными лицами в
закрытых административно-
Специализированные
Создаваемые в различное время специализированные прокуратуры, в особенности природоохранные и прокуратуры, осуществляющие надзор в исправительных учреждениях, не всегда четко отграничивали свои полномочия от полномочий территориальных прокуратур. Это приводило в ряде случаев к параллелизму в их деятельности и к тому, что некоторые участки деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов оставались "бесхозными", где ни специализированная, ни территориальная прокуратура надзора не осуществляли.
Анализ деятельности специализированных прокуратур привел Генерального прокурора РФ к выводу о необходимости упорядочения их деятельности и четкого определения их функций в соотношении с функциями прокуроров территориальных прокуратур. Этому посвящен приказ Генерального прокурора № 24 от 9 апреля 1996 г. "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур".
2.4. Транспортная прокуратура
Генеральный прокурор РФ возложил на
транспортных прокуроров осуществление
надзора за законностью правовых
актов и исполнением законов
Государственным таможенным комитетом,
Министерством путей сообщения
РФ, Министерством транспорта РФ (за
исключением вопросов автомобильно-дорожной
службы), Федеральной авиационной
службой России, Федеральной службой
речного флота России и входящими
в их систему государственными предприятиями,
учреждениями, организациями и
Транспортным прокурорам подследственные дела о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах системы Министерства путей сообщения и Министерства транспорта РФ, а также о преступлениях, совершенных по службе работниками государственных предприятий, учреждений и организаций системы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта РФ (за изъятием автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, органов внутренних дел на транспорте, Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Они также расследуют дела о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств и дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства. Возглавляет систему транспортных прокуратур Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В нее также входят: транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог - транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры.
2.5. Природоохранная прокуратура
В 1980-1990 гг. практически во всех субъектах РФ были образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.
Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, совершенных преимущественно на поднадзорных природоохранным прокурорам предприятиях.
В целях усиления влияния на состояние
законности при исполнении уголовного
наказания в виде лишения свободы
и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом, были образованы
прокуратуры по надзору за законностью
исполнения уголовных наказаний. Они
имеют статус районных прокуратур и
подчиняются соответствующим
На прокуроров по надзору за соблюдением
законов в ИТУ возложены
2.6. Научные и образовательные учреждения
В систему органов прокуратуры
входят также научные и
В настоящее время в системе органов прокуратуры РФ имеются один научный, три института повышения квалификации работников органов прокуратуры, учебный институт. Это Научно – исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ (Москва), Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ (Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, образованы еще три учебных института прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральному прокурору РФ дано право на образование, реорганизацию и ликвидацию органов и учреждений прокуратуры. В соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры РФ, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры РФ N 2 от 15 января 2003 г. принимается решение и порядок об образовании или реорганизации органов и учреждений прокуратуры, одновременно определяет их статус.
3. Деятельность прокуратуры
Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.
Прокурорский надзор осуществляется
от имени государства – Российской
Федерации. В этом его главное
отличие от других видов надзора,
осуществляемого иными
Прокурорский надзор не включает граждан
в качестве субъектов, на которых
он распространяется. При обнаружении
в действиях граждан признаков
преступления прокурор осуществляет функцию
уголовного преследования. При осуществлении
прокурорского надзора прокурор
не вмешивается в хозяйственную,
управленческую и оперативную деятельность
предприятий, организаций и учреждений.
Прокурор не обладает административными
полномочиями, не управляет поднадзорными
предприятиями и организациями,
не вправе применять санкции
В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурорского надзора:
1) надзор за исполнением законов
федеральными министерствами и
ведомствами,
Информация о работе Формирование и деятельность российской прокуратуры на современном этапе