Формы семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследовать формы семьи и брака.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи, а именно наиболее детально и подробно рассмотреть:
- понятие и правовую природу брака;
- исторические формы семьи и брачных отношений;
- современные формы брака;
- правовые основы заключения брака.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1.Три составляющие стратегического видения…………………………..4
1.1 Задача первая- формирование стратегического видения……………4
1.2 Задача вторая - постановка целей…………………………………….13
1.3 Задача третья - разработка стратегии………………………………...20
2.Теоретические основы концептуального моделирования стратегического видения, миссии и философии организации……………………………..28
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………...…39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - формы семьи и брака.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Эволюция становления брачных  отношений…………………………5

 1.1. Понятие и правовая природа брака……………………………………………5

1.2.Исторические формы  семьи и  брачных отношений…………………………10

3.1. Современные  формы брака……………………………………………………. ..18

Глава 2. Правовые основы  заключения брака…………………………………25

2.1. Условия заключения  брака………………………………………………………..25

2.2. Порядок  заключения брака………………………………………………………..30

2.3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака…………………….37

Заключение………………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Семья – первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходит социализация и воспитания детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как заботы о престарелых. На семью ложиться организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.   

В настоящее  время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества.  В  1999 году число браков на 1000 населения составило 6,3 брака, разводов — 3,7. Быстро увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый родившийся — внебрачный ребенок1.

Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 70-е годы. Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на 38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало превышать число родившихся, и начался процесс естественного снижения численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьдесят лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция является результатом не только обвального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по продолжительности жизни (для мужчин  — 73,4, для женщин  — 78,3 года), наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет2.

Именно поэтому  эта тема наиболее актуальна в  нашей стране на данном этапе ее развития. Ведь именно будущее страны -  это дети, воспитанные в нормальной социально, экономически и психологически стабильной семье.

Целью данной работы является исследовать формы семьи и брака.

 Для достижения  поставленной цели, необходимо выполнить  следующие задачи, а именно наиболее детально и подробно рассмотреть:

- понятие и  правовую  природу брака;

- исторические  формы семьи и  брачных отношений;

- современные  формы брака;

- правовые  основы заключения брака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эволюция становления брачных отношений

 

1.1. Понятие и  правовая природа брака

 Существует  несколько правовых теорий, объединяющих  правовую природу брака.  В  наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был связан, прежде всего, с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственное и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права3.

В дальнейшем канонические нормы придают институту  брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становиться представление о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой»4. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака.

В тот период когда  семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был  в полнее оправдан, но с заменой  канонических норм светскими установления он изживает себя. Советское право  в отличии от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, эстетической сфере.

 В браке  можно условно выделить разные  группы отношений: духовную, физическую  и материальную. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые, однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз получило признание не сразу.

 Историческое  развитие представлений о браке  происходило таким образом, что  на место религиозных представлений о браке, а иногда и в месте с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью, но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак снова попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое отношение  брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считал, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения о том, что концепция договора неприменима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоящих в брачном общении.

 Недостатком этой  теории является перенесение  этических представлений о браке  в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии  с этическими представлениями  своей эпохи. Но право не  может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений  о браке. Поэтому право, обосновываясь  на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правому регулированию, во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же прибивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. « Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, - пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, - брак по духовной своей стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контакта и на нем основанное, брак есть гражданский институт»5.

 Данное определение  соответствует и современной  ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, - это гражданско-правовые отношения.  В своей другой части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или как средство достижения определенных выгод – все это лежит за гранями права.

Этическая оценка своего брака – сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философических и этических представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак.

 Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения.  Все это небезразлично для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

Концепция брака как  института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его  как договорное. 

 Г.Ф. Шершеневич считал, что основание возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличие брака от обязательства он видит в том же, что и И.Кант: «Когда договор направлен на  исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание»6.

Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий  брачное правоотношение, договором, отношение возникающее на его  основе, он тоже относил к институтам особого рода.

 Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором, основные их доводы можно свести к следующему: во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т.д. Вторым доводом служит то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений. 

Например, О.С. Иоффе отмечал, что брак возникает  на основании юридического факта  совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на корыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак  О.С. Иоффе назвал желание получить государственного признания созданного союза, «основа которого – взаимная любовь и уважение  - не входит в его юридическое содержание». Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках7.

 Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и не правовых. Прежде всего они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов.  

 Когда мы говорим,  что брак – наиболее полное  общение супругов: материальное, духовное и физическое, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат внеправовой сфере.  Поэтому невозможно сказать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производиться не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов брачных договоров и других соглашений между супругами.

Все вышесказанное  позволяет сделать вывод о  том, что соглашение о заключении брака по правовой природе не отличается от гражданского договора. В той  части, в какой оно регулируется  правом и порождает правовые последствия, оно является договором. 

 Признание этого  факта не принижает этического  значения брака. Безусловно, это  соглашение играет и внеправовую  роль, и в этой части рассматривается  вступающими в брак по-разному.  В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед Богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит внеправовой сфере.

 

1.2.Исторические  формы семьи и  брачных отношений

 Сведения о семейном укладе нардов, населяющих территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны.

 Летописи говорят о том, что у полян уже сложились моногамная семья, у других же славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей – еще сохраняется полигамия. Семейные отношения в этот период регулируются обычным правом. В различных источниках содержаться указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней.  Славяне, как описывается в летописи, имели обычай похищать себе на игрищах тех невест, с которыми они сговорились.  Существуют и многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и еще один способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласия невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой. Брак заключается по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером  в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое8.

Информация о работе Формы семьи и брака