Формы семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследовать формы семьи и брака.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи, а именно наиболее детально и подробно рассмотреть:
- понятие и правовую природу брака;
- исторические формы семьи и брачных отношений;
- современные формы брака;
- правовые основы заключения брака.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1.Три составляющие стратегического видения…………………………..4
1.1 Задача первая- формирование стратегического видения……………4
1.2 Задача вторая - постановка целей…………………………………….13
1.3 Задача третья - разработка стратегии………………………………...20
2.Теоретические основы концептуального моделирования стратегического видения, миссии и философии организации……………………………..28
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………...…39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - формы семьи и брака.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Личные отношения между  супругами во многом зависели от формы  брака. При похищении невесты  она становилась собственностью своего мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера.

С принятием  христианства происходит рецепция византийского  брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать  Номоканон – собрание византийского семейного права, состоящего из канонических правил и светских постановлений византийских императоров.  В последующем Номоканон был дополнен и постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги. Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение византийским законодательством обычного семейного права происходило медленно. Церковное венчание, веденное в 11 веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитком язычества. Особенно был распространен обряд заключения брака «у воды». Церковь постоянно боролась с этими обычаями за ведение канонической формы брака.

 Согласно установлениям Кормчей книги венчанию предшествовало обручение  - сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом.  Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка – заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании. Обручение связывала жениха и невесту почти так же, как брак, нарушение верности жениху рассматривалась в качестве прелюбодеяния. Был установлен возраст вступления в брак – 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был предусмотрен, но священникам предписывалась отказываться венчать престарелых лиц. Обращалось внимание и на то, что между вступающими в брак не должно быть «великой разницы в летах». Запрещались браки с близкими родственниками; между лицами, состоящими в духовном родстве, основанного на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступать в брак   при наличии другого нерасторгнутого брака. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Однако в действительности в тот период согласие невесты практически никогда не спрашивалось.  Запрещалось вступление в четвертый брак. В своде канонического права 1551 года приводятся по этому поводу слова Григория Великого: «Первый брак  - закон, второй – прощение, третий законнопреступление, четвертый  - нечестие, свинское есть житие»9.

Не позднее чем за две недели до венчания три раза в подряд в праздничные дни  в приходе жениха и невесты  оглашалась имена лиц, вступающих в  брак. При этом всем, знающим о  препятствиях к браку, предлагалось заявить о них. Прежде всем венчать, священнику предписывалась также производить «обыск» - выяснения у родственников жениха и невесты и других лиц, нет ли препятствий к браку.

Венчание производилось  только священником, обозначенным в  венчальной записи не менее двух свидетелей.

Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняется. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак признавался таинством, совершаемым на небесах, направленное на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. Однако духовная сторона христианского брака не получает существенного развития в России того периода. Она рассматривалась  достаточно примитивно и формально: только как общность религиозной жизни. С этим связан и запрет на вступление в брак  с нехристианами. До московского периода замужние женщины пользовалась относительной свободой, затем наступила так называемая «эпоха терема», когда женщины из верхним слоев общества не общались практически ни с кем , кроме ближайших родственников.  За убийство жены муж подвергался легкому наказанию, а жена, убившая мужа, живой закапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога10.

 Реформа Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполнения пробелов в каноническом праве.

Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. По указу Петра I, действовавшему, правда,  непродолжительное время, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Это положение затем получило закрепление в Своде законов Российской Империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно совершен без добровольности и непринужденного согласия сочетающихся лиц».

 Указом 1714 года Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка не увенчалась успехом. Указом 1722 года было запрещено женить «дураков, которые не в науку, ни в службу не годятся».

При  Петре I обручение становиться расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке на случай, если брак не состоится. Затем это положение получило дальнейшее развитие в Своде законов. Часть 2 статьи 12 Законов гражданских гласит, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, и поэтому обещание вступить в брак может быть свободно невыполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 году обручение сливается во времени с венчанием.

В 1721 году православные христиане  впервые получили в России возможность  вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны со шведами Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по законам того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим было установлено правило (просуществовавшее вплоть до Октябрьской революции) о том, что христианин другой конфессии вправе вступать в брак с православным, дав подписку, что он не будет совращать православного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в православии.

В 1810 году Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Согласно каноническим правилам запрещались  браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. До такой же степени запрещались и браки между свойственниками. Светской законодательство распространило ограничение только до четвертой степени бокового родства и свойства.  Препятствием к браку по-прежнему оставалось и духовное родство.

В 1744 году указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен, - гласит указ, - для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно»11. В 1810 году повышается возраст для вступления в брак  до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для вступления в брак необходимо было согласие родителей  независимо от возраста жениха и невесты (статья 6 Законов гражданских). Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее не признавался недействительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства (статья 9 Законов гражданских). За брак, заключенных без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию. Законодательство того периода знает и случаи ограничения брачной правоспособности в судебном порядке. Приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности к брачной жизни.

 Заключение брака  с 1775 года могло производиться  только в приходской церкви  одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты.  Исключения делались лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.

 Дореволюционная Россия  так и не дошла до создания  единого для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство, и светское и каноническое, всегда строились на основании религиозных правил. Поэтому лиц разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие  различных законов в зависимости от предписаний своей религии. С одной стороны, это было свидетельство веротерпимости, с другой стороны, на рубеже XIX – XX веков начала настоятельно осуществляться потребность в хотя бы альтернативном едином светском законодательстве, допускающем браки между лицами разных религий, развод по взаимному согласию в светском органе и т.д.

Мусульманам разрешалось  заключать полигамные браки. Развод между мусульманами регулировался  законами Шариата, которые предусматривали  развод  по взаимному согласию и  по воле мужа в одностороннем порядке.

Брак между католиками был не расторжимым, дозволялось  только сепарация – судебное разлучение от стола и ложа. Вступить в новый  брак супруги, получившие решение о  сепарации, не могли.

Протестантская церковь  допускала большую свободу разводов, в том числе и при «отвращении супруга к брачной жизни».

По иудейским религиозным  законам муж мог развестись  со своей женой при наличии  любой серьезной причины. Жена же имела право требовать развода  только в строго определенных случаях.

Почти сразу же после Октябрьской революции 1917 года были проведены две важнейшая реформа семейного законодательства. 18 декабря 1917 года вышел декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Согласно этому декрету единственной Фомой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака  в органах ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет для женщин и  18 лет для мужчин – и взаимного согласия будущих супругов. Препятствием к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие другого не расторгнутого брака.

В 1923 году началась разработка нового семейного кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 году его вынесли на всенародное обсуждение.

Наиболее существенным нововведением этого кодекса  было придание правового значения фактическим  брачным отношениям. Последовательное проведение светской концепции брака как договора заставляет придавать  решающее значение не факту  регистрации брака, а взаимному соглашению сторон. Поэтому в ходе дискуссии были выдвинуты многочисленные предложения по упразднить регистрацию брака вообще.  На принятие решения оказали и модные в то время в социалистических кругах теории об отмирании брака. Введение в 1917 году гражданской формы брака многие считали не более, чем антирелигиозным приемом, направленным на борьбу с церковной формой брака. Считалось, что в 1926 году большевикам удалось в значительной мере искоренить «религиозные предрассудки» населения и опасность возрождения церковной  формы брака больше не представлялась им серьезной. Еще одним доводом в пользу придания правового значения фактическим брачным отношениям были статистические данные, свидетельствовавшие о том, что в незарегистрированных браках, как правило, состояли женщины из наиболее  обеспеченных слоев населения, особенно нуждающихся в правовой защите. Часто такие женщины, брошенные фактическим супругом, оставались без средств к существованию, поскольку ни права на имущество, ни права на взыскание алиментов по закону они не имели.

Признание силы законного  брака за фактическими брачными отношениями  привело к изменением в трактовке  самого значения регистрации брака. Например, С.И. Раевич писал, что регистрация по кодексу 1926 года не является уже моментом совершения брака. Брак, по его мнению, не совершается, а оформляется регистрацией. Брак по сути своей превратился, как в Древнем Риме, в частную неформальную сделку. Придание ему частноправового характера, безусловно, стало прогрессивным явлением. Деформализация брака, наоборот,  сыграла отрицательную роль. Параллельное существование фактического и зарегистрированного брака ни к чему, кроме правовой неопределенности, путанице и подрыву принципа моногамии  привести не могла12.

Были внесены существенные измения и в регулирование  брака. Многие участники обсуждения Кодекса высказывались за повышение  брачного возраста для женщин. Отмечалось, что ранние браки препятствуют завершению женщиной образования и ее профессиональному росту. В результате в КЗоБСО был установлен единый брачный возраст для женщин и мужчин – 18 лет.

Кодекс закрепил веденное еще в 1924 году право супругов при  вступлении в брак по своему выбору сохранять добрачную фамилию или именоваться общей.

Расторжение брака в  суде было отменено совсем. Брак расторгался  в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода. 

Указом от 15 февраля 1947 года были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами. 

 

3.1. Современные  формы брака

Семейное право и  законодательство признают в качестве единственной, защищаемой государством формы брака — брак, заключенный и зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (в загсе). Особый порядок заключения и регистрации браков предусматривается законом для лиц, находящихся в лечебных учреждениях, в местах лишения свободы, на кораблях, в иных неординарных ситуациях. Оформление брачных отношений супругов должно строго следовать предписанию семейного закона — Семейного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем сама процедура заключения брака с  точки зрения ее оформления в органах загса субъектов Российской Федерации может быть весьма различной, следуя местным традициям и обычаям, поскольку семейное законодательство находится в совместной компетенции Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Законным на территории Российской Федерации признается только брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния. Акт гражданского состояния — это утвержденный от имени Российской Федерации факт, имеющий значение для определения правового статуса гражданина и являющийся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей гражданина, в том числе и семейных. Регистрация брака служит именно этим целям. Государственная регистрация брака исключает тем самым иные способы заключения брака, а также правовые последствия, которые могли бы при этом возникнуть. Женщина и мужчина, совместно проживающие просто без оформления брака, либо оформив его по религиозным или иным обрядам, либо заключив его не в целях, предусмотренных Семейным кодексом, не могут претендовать на какие-либо права, исполнение обязанностей, связанных с такого рода нелегитимным браком. Юридически существующим признается только брак, официально зарегистрированный в органах загса.

Информация о работе Формы семьи и брака