Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Государственное управление как вид социального управления.
2. Исполнительная власть: понятие, сущность и место в системе разделения властей.
...
72. Обращения граждан

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по административному праву.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Заботу о социально-правовой защите служащих, их экономическом обеспечении можно рассматривать как еще одно средство повышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. Защита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы.

        Реализация этого принципа означает  прежде всего создание необходимых  условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществлению служебных обязанностей. Государственный служащий не должен нести юридической ответственности перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы.

За имущественный  вред, причиненный служебными действиями, ответственность несет казна. Меры уголовной, административной, дисциплинарной ответственности налагаются государственными органами.

В науке различают четыре вида ориентации служащих:

  • на характер работы;
  • на ее условия;
  • на вознаграждение;
  • на карьеру.

Социальная  и правовая защищенность служащих предполагает:

  • повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принадлежностью к категории «государственных слуг»;
  • достаточно высокую, регулярно выплачиваемую заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, снижением реальной стоимости рубля, развитием экономики;

• создание  нормальных  условий  труда: обеспечение хорошо отапливаемыми, освещенными, спланированными помещениями, транспортом, современными средствами связи,  правильная

организация труда;

• государственное страхование, гарантированное высокое пенсионное обеспечение;

•обеспечение служебной перспективы.

Во время  коренных реформ политических, экономических и других основ государственного строя России очень важное значение приобрел принцип противодействия коррупции. Его правовой основой является Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных органов. Понятие коррупции дается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г.     № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

         Противодействие коррупции —  это деятельность государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц:

  • по предупреждению коррупции, выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

25. Государственная служба как  правовой институт. Источники правового  института государственной службы.

 

Государственная служба как правовой институт регулирует организацию  и деятельность всех государственных служащих, которые на профессиональном уровне выполняют задания и функции государства и введены (назначенные, избранные) в структуру государственного органа или его аппарата на уровне государства, на региональном уровне, на уровне органов местного самоуправления. 
Обычно институт государственной службы должен регулировать отношения государства со служащими, которые работают в сферах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокурорского надзора.

С правовой точки зрения государственная служба представляет собой особый правовой институт. В теории права термин «институт» означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, пронизаны внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующей сферы. Главная функция правового института состоит в обеспечении целостного, законченного регулирования правоотношений в рамках конкретной сферы общественных отношений. Государственная служба отражает проявления множества управленческих отношений и связей, которые нужно урегулировать при помощи норм государственно-служебного характера. Это комплекс управленческих отношений, который включает в себя: 
отношения организационно-управленческого характера; отношения, которые связаны с процессом организации и функционирования государственного аппарата в целом; отношения, возникающие между различными звеньями исполнительной власти, а также между органами местного самоуправления. Эти отношения регулируются в правовой форме, так как управленческая деятельность государства выражается именно в правовой форме. Система правовых норм, регулирующий с целью реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, которые складываются в сфере деятельности государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями, их органами внешних юридически-властных полномочий, является отраслью административного права. Одним из предметов административного права является широкий комплекс общественных отношений, возникающих в связи с реализацией функций государственного управления, которые практически осуществляют государственные служащие, поэтому в юридической науке правовое регулирование этих отношений относят к правового института административного права. Это обусловлено также тем, что в нормах государственной службы проявляются особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, которые выражаются в методах правового регулирования государственной службы.

Государственная служба как институт административного  права

Комплекс правовых отношений  государственной службы составляет в своей совокупности крупный  правовой институт. В настоящее время  он включается в предмет административного права. Профессора Ю.П.Орловский, Ю.Н.Старилов, предлагали выделять его в самостоятельную область законодательства, науки и практики. Но особенностью административного права как СССР, так и в настоящее время Российской Федерации является то, что государственная служба является институтом административного права, а не самостоятельной отраслью права. Таким образом, в административном праве Российской Федерации существуют два вида правовой ответственности: административная и дисциплинарная, в то время как ряд иных отраслей права не имеют и одной формы ответственности (например, земельное право не имеет земельной ответственности, там применяется административная ответственность).

Определение государственной  службы, закрепленное в статье 2 Федерального закона РФ от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", гласит, что под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - п.1. Однако, одновременно "К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В"". Противоречие данного положения проявляется, например, в том, что министры, как лица, относящиеся к категории "А", выполняют обязанности по исполнению полномочий государственных органов.

Государственная служба включает в себя: 1) федеральную государственную  службу, находящуюся в ведении  Российской Федерации; 2) государственную  службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Источники правового  регулирования государственной  службы

 

 Отношения государственной службы регулируются всем комплексом источников права: законом, подзаконными актами государственных  органов, локальными актами.

Основным документом в настоящее время является Федеральный  закон РФ № 119-ФЗ, подписанный Президентом  РФ 31 июля 1995 г. "Об основах государственной  службы Российской Федерации". Статья 4 этого Закона определяет, что законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ст. 11 Трудового кодекса РФ, принятого федеральным законом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ предусматривает, что "Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. ... Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Действует ряд подзаконных  актов, например, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37.

На порядок ведения  трудовых книжек рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и  организациях, все ещё распространяется Постановление Совмина СССР и  ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 и Инструкция, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. N 162.

Источником правового  регулирования государственной  службы являются также: административный прецедент во Франции, административный договор. Советская социалистическая система права не признает правового значения судебного или административного прецедента.

 

26. Виды государственной службы. Классификация государственных  служащих.

В  соответствии  с  действующим  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы»,  основанном  на  конституционно-правовом  принципе  федерализма  выделяются:

1) федеральная  государственная  служба,  находящаяся  в  ведении  РФ; 

2)  государственная  служба  субъектов  РФ  находящихся  в  их  ведении.

В  положении  о  федеральной  государственной  службе,  утверждённом   Указом  Президента  РФ  22  декабря  1993 г.,  понятие  федеральной  государственной  службы  не  формулируется.  Однако  из  текста  следует,  что  под  федеральной  государственной  подразумевается  деятельность  государственных  служащих  по  реализации  своего государственно-правового  статуса  и принадлежащих  им  полномочий,  а  также  компетенции  федеральных  государственных  органов  в  соответствии  с  положениями  Конституции  РФ  и  федеральными  законами.  

 Федеральная  государственная  служба  осуществляется  на  должностях  в  аппарате  федеральных  органов  представительной,  исполнительной  и  судебной  власти. Согласно  п.  1  Положения  о  федеральной  службе  таковыми  органами  являются:  Администрация  Президента  РФ,  Аппарат  Правительства РФ,  аппарат  палат  Федерального  собрания  РФ,  Конституционного  Суда  РФ,  Верховного  Суда  РФ,  Высшего  Арбитражного  Суда  РФ,  Центральной  избирательной  комиссии  РФ,  Счётной  палаты  РФ,  федеральные  государственные  органы,  подведомственные  Президенту  РФ  и  Правительству  РФ,  а  также  иные  должности  устанавливаемые  в  соответствии   с  законодательством  РФ. Государственная  служба  субъектов  РФ  устанавливается  законами,  принимаемые  органами  законодательной  власти  каждого  субъекта  РФ.  Поэтому  для  выяснения  правового  положения  государственной  службы  каждого  субъекта  РФ  следует  изучать   и  анализировать  соответствующие  законы  субъектов Федерации.

Данная  в  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы»  классификация  видов  государственной  службы  не единственная.  Существуют  и  другие  классификации  видов  государственной  службы.  Каждый  вид  государственной  службы  имеет  своё  правовое  оформление,  характеризуется  особыми  признаками  и  специальным правовым  статусом.  Содержание  каждого  вида  государственной  службы  установлено  соответствующими  нормативными  актами,  закрепляющими  его  правовое  положение.

В  соответствии  с  конституционно-правовым  принципом  разделения  властей  государственная  служба  может  быть  подразделена  на  службу  в  органах  представительной,  исполнительной  и  судебной  власти.  За  этими  рамками  остаётся  служба  как  профессиональная  деятельность  в  органах  прокуратуры,  которая  также  должна  быть  государственной. В  специальной  литературе  общепризнанно подразделение  государственной  службы  в  зависимости  от  характера  деятельности  государственных  органов,  на гражданскую  и  милитаризованную. Гражданская  служба  может  быть:  обще функциональной  -  это  осуществление  общих  традиционных  для  всякой  сферы  деятельности  государственно-служебных  функций,  не  отличающихся  отраслевой  спецификой  (например:  деятельность  персонала  в  администрации  края,  её  отделах  и  департаментах,  в  министерствах, государственных  комитетах  и  т.д.

Гражданская  служба  регулируется  только  ФЗ  РФ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  и  рядом  подзаконных  актов. Милитаризованная  государственная  служба  -  это  государственная  служба  на  должностях  в  органах  государственного,  управления,  в  вооружённых  силах,  в  органах  внутренних  дел  в  органах  государственной  безопасности,  в  органах  налоговой  полиции  и  налоговой  инспекции,  в  органах  федерального  агентства  правительственной  связи  и  информации,  в  органах  федеральной  пограничной  службы,  т.е.  всех  силовых  милитаризованных  ведомствах. Милитаризованная  служба  имеет  множество  отличительных  от  гражданкой  службы  признаков,  устанавливающих  правовое  положение  этих  видов  государственной  службы  и  соответствующих  государственных  служащих. Такими  признаками,  по  мнению  Бахраха  Д.Н.,  являются:  1)  наличие  специальных  особых  дисциплинарных  уставов,  положений  о  дисциплине;  2)  эти  служащие  имеют  особые  условия  поступления  на  службу,  её прохождения,  присвоения,  специальных  званий,  проведения  аттестации  и  прекращение  службы;  особый  порядок  привлечения  к  правовой  ответственности;  и  др. В  качестве  примера  милитаризованной  государственной  службы  можно  привести  службу  в  милиции.  Служба  в  милиции,  кроме  Конституции  РФ  и  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  регулируется  специальным  законом  РСФСР  «О  милиции»  от  18  апреля  1991  г.: «Задачами  милиции  являются: -  обеспечение  личной  безопасности  граждан; -  предупреждение  и  пресечение  преступлений  и  административных  правонарушений; -  раскрытие  преступлений; -  охрана  общественного  порядка  и  обеспечение  общественной  безопасности; -  оказание  помощи  в  пределах,  установленных  настоящим  Законом,  гражданам,  должностным  лицам,  предприятиям,  учреждениям,  организациям  и  общественным  объединениям  в  осуществлении  их  законных  прав  и  интересов».[3] «Милиция  имеет  право  применять  физическую  силу,  специальные  средства  и  огнестрельное  оружие…»[4] «Сотрудники  милиции  обязаны  проходить  специальную  подготовку,  а  также  периодическую  проверку  на  пригодность  к  действиям  в  условиях,  связанных  с  применением  физической  силы,  специальных  средств  и  огнестрельного  оружия…».

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"