Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Государственное управление как вид социального управления.
2. Исполнительная власть: понятие, сущность и место в системе разделения властей.
...
72. Обращения граждан

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по административному праву.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Дополнение  по дисциплине

Дисциплинарно-правовое принуждение — один из видов государственного, и ему присущи все общие признаки этого метода осуществления исполнительной власти. В то же время оно обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет его качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельн

1.  Меры дисциплинарно-правового  принуждения применяются чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но могут быть использованы и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями (студентов, следователей, например).

2.   Дисциплинарно-правовое  принуждение является внесудебным,  оно — разновидность исполнительно-распорядительной деятельности

3. Дисциплинарно-правовое  принуждение осуществляют все  работодатели, а значит, и органы  негосударственных (муниципальных  и частных) организаций в отношении  работающих в них граждан.. Они  делают это на основе норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям. Процесс разгосударствления увеличил объем дисциплинарного принуждения, осуществляемого негосударственными органами и их должностными лицами.

4.  Важнейший признак— оно может осуществляться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, служащих, военнослужащих, студентов, заключенных и т. д.). для которого характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).

6. Дисциплинарно-правовое  принуждение осуществляется субъектами  дисциплинарной власти. Обычно ее  имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. Исключения -военнослужащих начальнику и  коменданту гарнизона, а также и некоторыми другими актами, действующими на транспорте.

А в целом носителями дисциплинарной власти являются очень  многие субъекты, право осуществлять дисциплинарное принуждение предоставлено  большому кругу органов и должностных  лиц.

7.   Дисциплинарное принуждение  регламентировано  многими отраслями права: трудовым, административным, кооперативным, уголовно-исполнительным. В основном оно регулируется законодательными актами, но в ряде случаев — правительственными постановлениями и даже ведомственными актами.

8.   Если средства гражданско-правового и административного принуждения могут применяться как к индивидуальным, так и коллективным субъектам права, то меры дисциплинарного и уголовного воздействия применяются только к физическим лицам. Дисциплинарное принуждение персонифицировано.

К тому же в его рамках существует множество санкций и  процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить особые санкции, применяемые к солдатам и офицерам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарно-правовое принуждение — это применение на основе юридических норм в процессе исполнительно-распорядительной деятельности субъектами дисциплинарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специальными нормами случаях и иных) правонарушений.

Дисциплинарно-правовое принуждение делится на виды в  зависимости от того, какой отраслью права оно регламентировано.

Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов — членов административных коллективов:

•       милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных  работников милиции);

•       обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

•       лиц,  свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники).

Нормативной основой  дисциплинарного принуждения в  отношении военнослужащих и аттестованных  работников органов внутренних дел являются дисциплинарные уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел и Закон о материальной ответственности военнослужащих. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п. 9 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По способу воздействия, непосредственной цели применения среди мер дисциплинарного принуждения можно различать взыскания, восстановительные и иные меры. Когда используются первые, наступает дисциплинарная ответственность; применение восстановительной меры — взыскания ущерба — есть не что иное, как материальная ответственность.К иным следует отнести все меры дисциплинарного воздействия, которые законодатель не включил в число дисциплинарных взысканий и которые не связаны с возмещением ущерба. (напр недопуск студента сокращение отпуска и др)

Приведенные выше примеры  свидетельствуют о том, что в  числе иных много мер дисциплинарного  пресечения.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но достаточно самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

1)  дисциплинарная  ответственность наступает, как  правило, за дисциплинарный проступок,  но может наступить и за  совершение иных 

2)  она состоит в  применении карательных санкций •— дисциплинарных взысканий;

У) право на ее осуществление  принадлежит субъектам линейной власти;

4) основания и порядок  наступления дисциплинарной ответственности  регулируются различными отраслями  права. по трудовому и административному  праву.

Дисциплинарная ответственность  по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных  Сил, таможенной службы и рядом других административно-правовых документов.

Как правило, рассматриваемая  ответственность наступает за дисциплинарный проступок.. За него на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Виды и размер этой разновидности карательных санкций  устанавливаются нормативными актамиПоскольку  дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД — это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижении в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Дисциплинарное производство — это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Или на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.

Нормы о дисциплинарном производстве — это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности. Это — составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.

Исходя из анализа  действующих правовых норм, можно  различить 4 стадии:

1)  служебное разбирательство  (расследование);

2)  рассмотрение дисциплинарного дела;

3)  пересмотр дела;

4)  исполнение наложенного  взыскания.

На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, На второй стадии на основе собранной  информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать; в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и не отмененные взыскания должны быть исполнены.

Рассмотрев материалы  дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

•       вообще не реагировать на деяние, признав  это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

•       ограничиться напоминанием о необходимости выполнять  обязанности, предупреждением, строгим  указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

•       направить  материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и т. д.);

•       наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

•       если руководитель, командир считает предоставленную  ему дисциплинарную власть недостаточной, направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (например, декан — ректору);

•       при  наличии в действиях виновного  признаков преступления направить  материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности.

Служебная дисциплина — обязательное соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и со служебным контрактом.

 

 Билет 66   Контроль в сфере исполнительной власти: понятие и виды

Действует особая система  государственных органов и общест-венных организаций, на которые возложена  обязанность по поддержанию и  укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполни-тельной власти.

Способы обеспечения  законности – это применяемые ими различ-ные правовые и организационные формы и методы деятельности, практи-ческие приемы, операции

Это- 
- контроль

- надзор

- обжалование

 В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор — это суженный. контроль.

Сущность контроля заключается:

1) в наблюдении за  функционированием соотв. под.  контр. Объекта

2) в получении объективной  и достоверной информации о  состоя-нии законности и дисциплины

3) в принятии мер  по предотвращению и устранению  нарушений законности и дисциплины

4) в выявлении причин и условий, способствующих правонаруше-нию

5) в принятии мер  по привлечению к ответственности  лиц, винов-ных в нарушении  законности и дисциплины.

Признаки контроля:

1. между контролируемым  органом и подконтрольным объектом  существуют отношения подконтрольности.

2. объектом контроля  является как законность, так  и целесообраз-ность деятельности  контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий часто  наделяется правом отменять решения  контролируемого.

4. контролирующий вправе  применять меры воздействия к  контро-лируемому за допущенные  правонарушения. Контроль подразделяется:

а) по видам - на общий и специальный. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Специальный контроль состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по определенному вопросу.

б) по стадиям проведения - предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния законности и дисциплины, вынесения оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

в) в зависимости  от субъекта и характера полномочий - на контроль Президента РФ. органов законодательной власти, органов исполнительной власти и органов судебной власти.

 

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специаль-ными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную дея-тельность подконтрольного не допускается.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"