Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Государственное управление как вид социального управления.
2. Исполнительная власть: понятие, сущность и место в системе разделения властей.
...
72. Обращения граждан

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по административному праву.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

 В субъектах Федерации  контрольными полномочиями наделены  их администрация, а также соответствующие  министерства, комитеты, управления  и другие органы исполнительной  власти.    

 Органы исполнительной  власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления.

 

№69.Судебный контроль в сфере исполнительной власти.

Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другую функцию, в частности — функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий ОИВ, их д/л. Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений ОИВ, их д/л, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности. Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Важная роль в обеспечении законности в сфере управления принадлежит Конст. Суду РФ. Его правовой статус определен К. РФ (ст. 125), ФЗ "О Конст. Суде РФ". Конст. Суд РФ, являясь судебным органом конст. контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Он разрешает дела о соответствии К. РФ ФЗ, нормативных актов П. РФ, обеих палат Федерального Собрания, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной'власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ и др. Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам. Судебный контроль в сфере управления осуществляют арбитражные суды. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ, ФЗ "Об арбитражных судах в РФ", Арбитражным процессуальным кодексом РФ2, принятым 27 июля 2002 г., арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Разрешая дела, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействуя тем самым укреплению законности и предупреждению правонарушений в указанной сфере. Разрешая перечисленные споры, арбитражные суды вправе истребовать у соответствующих органов и должностных лиц необходимые документы, в том числе и правовые акты, для их изучения и проведения экспертизы, поскольку они могут быть письменными доказательствами при разрешении спора. Тем самым они контролируют правомерность и законность актов и действий органов исполнительной власти, Их должностных лиц, то есть ответчиков. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, либо издание его с превышением полномочий, арбитражный суд принимает решение в соответствии с законом.

 

70. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ –

система специальных судебных и квазисудебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также (в более узком смысле) особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления - с другой. В последнем значении представляет разновидность судебной деятельности, поскольку осуществляется с соблюдением основных элементов судебного разбирательства. В ряде зарубежных стран система А.Ю. сложилась еще во второй половине XIX в. В настоящее время ее органами являются либо специальные административные суды (Франция, ФРГ, Швейцария и др.), либо общие в сочетании с ведомственными административными судами (США, Великобритания и др.). Иногда реализуется особыми структурными подразделениями в рамках органов исполнительной власти или судов общей юрисдикции.

 

71. Прокурорский надзор за исполнительной властью

Государство, особенно в  условиях осуществления правовой и  экономической реформы, нуждается  в создании эффективно действующей  системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.

В последние годы в  сфере применения и исполнения законов  отмечаются серьезные недостатки. При  этом трудности в реализации законов  порождены не только дефектами юридического свойства, но и негативными явлениями  в социально-экономических, политических и национальных отношениях. Нормальной реализации законов препятствуют как объективные, так и субъективные факторы: правовая нестабильность в сочетании с правовым нигилизмом. Для ликвидации этих факторов необходимо усилить работу правоохранительных органов, которые входят в механизм гарантий законности.

Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и  соблюдением прав и свобод человека и гражданина - общий надзор.

Прокуратура в России была задумана и утверждена Петром1 прежде всего как надзорный орган. Не случайно, прообразом российской прокуратуры для него послужила французская прокуратура, выполнявшая наряду с государственным преследованием преступлений обязанности наблюдения за законностью действий органов власти. Функция надзора сохранила свою жизнеспособность вплоть до наших дней, а ее возможности и сейчас далеко не исчерпаны.

Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры. Отсюда следует вывод о необходимости не просто сохранения, но и усиления надзорной функции прокуратуры. Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры.

Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере - обеспечения законности. Основывающаяся на верховенстве закона, его точном и неукоснительном соблюдении защита интересов личности, общества ,государства составляет главную и основную цель органов прокуратуры.

Но, несмотря на то, что  надзорная функция является определяющей для характеристики сущности деятельности органов прокуратуры, в последние  годы  культивировалась  мысль о том, что по мере развития рыночных отношений будут сужаться пределы надзорной деятельности прокуратуры. С таким подходом нельзя согласиться, потому что подобные рассуждения могут свидетельствовать лишь о непонимании сложных процессов становления и формирования рыночных отношений. В условиях правового нигилизма, неисполнения законов органами исполнительной власти и хозяйствующими структурами только прокуратура как орган, осуществляющий от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, в состоянии обеспечить согласованность законодательства и многочисленных право исполнителей в сфере хозяйственной деятельности государства. Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни. 

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры  разрешаются заявления, жалобы и  иные обращения, содержащие сведения о нарушениях закона.

Свои обращения вы можете направлять в прокуратуру  области, городские, районные и специализированные прокуратуры, в компетенцию которых  входит рассмотрение поставленных вопросов.

 

72. Обращения граждан

В соответствии с требованиями Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказа Генерального прокурора РФ № 200 от 17.12.2007 года «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина, представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными.

Письменное обращение  гражданина, должностного и иного  лица должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

По обращению, не содержащему  сведений о лице, направившем его (фамилию и почтовый адрес), ответ  не дается.

При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, за исключением преступлений, совершенных работниками органов прокуратуры, они направляются в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Обращения, в которых  отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.), возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. При устранении причин, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, и последующем поступлении обращения в органы прокуратуры, оно рассматривается как первичное.

Заявление гражданина о  прекращении рассмотрения его обращения  дает право прокурору прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

В случае, если текст письменного  обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в соответствующие органы, о чем сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором  содержатся нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу  должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Обращение может быть оставлено без разрешения, если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

С заявителем может быть прекращена переписка, если повторное  обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось и на него даны ответы.

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется  возможность ознакомиться с документами  и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Обращения граждан, должностных  и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней.

Если по обращению (запросу) принесен протест, внесено представление, предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.

В аппарате прокуратуры  области, решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан  принимает начальник управления и отдела. При повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований –заместитель прокурора области, прокурор или лицо, его замещающее. Они же подписывают ответы заявителям.

В прокуратурах городов, районов, и специализированных прокуратурах, решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лицо, его замещающее.

В каждой прокуратуре  в доступном для заявителей месте  установлен ящик «Для обращений и  заявлений», корреспонденция из которого ежедневно вынимается, регистрируется и передается на рассмотрение.

В прокуратуре области, прокуратурах городов, районов и  иных специализированных прокуратурах прием граждан проводится ежедневно, согласно графику.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"