Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:15, шпаргалка
1. Гражд анское право как частное право: понятие и система
Частное право — это система норм, регламентирующих отношения между отдельными (частными) гражданами и их объединениями. В систему частного права России входят: гражданское право, семейное право и международное частное право. Гражданское право в континентальном европейском праве включает в себя в качестве составных частей и семейное, и международное частное право, и в этой связи полностью сливается с частным правом.
Реорганизация
в форме выделения, разделения, слияния
и преобразования считается завершенной
с момента государственной
43.Гарантии
прав кредиторов при
Основные гарантии прав кредиторов реорганизуемого
юридического лица установлены статьей
60 ГК РФ.В своем нынешнем виде данная статья
изложена в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2008 года № 315-ФЗ. В
отличие от прежней редакции действующая
норма не только закрепляет данные гарантии
в общем виде, но и содержит детально регламентированные
процедуры их реализации.
Прежняя редакция части 1 статьи 60 ГК РФ
возлагала на учредителей (участников)
юридического лица или орган, принявший
решение о реорганизации, обязанность
письменно уведомить об этом кредиторов.
В соответствии с действующей нормой адресатом
такого уведомления является орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических
лиц, то есть соответствующую инспекцию
ФНС, которая вносит в единый государственный
реестр юридических лиц запись о том, что
юридическое лицо находится в процессе
реорганизации.
Данное уведомление должно содержать
информацию:
- о форме реорганизации;
- о порядке и условиях предъявления кредиторами
требований к реорганизуемому юридическому
лицу;
- об участвующих в реорганизации юридических
лицах (если их более одного), в том числе
о вновь возникших и продолжающих деятельность
в результате реорганизации.
Кроме того, уведомление о реорганизации
подлежит ежемесячному размещению в средствах
массовой информации, публикующих сведения
о государственной регистрации юридических
лиц, причем не менее двух раз.
В случае, если в реорганизации участвует
несколько юридических лиц, обязанность
по отправке уведомления в ИФНC и размещению
его в СМИ возлагается на то юридическое
лицо, которое приняло решение о реорганизации
последним.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года
№ 315-ФЗ скорректировал подходы реализации
прав кредиторов реорганизуемого юридического
лица на досрочное исполнение и прекращение
обязательств и возмещение убытков. Ранее
действовавшая редакция части 2 статьи
60 ГК РФ предоставляла кредитору реорганизуемого
юридического лица право потребовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательства, должником по которому
является реорганизуемое юридическое
лицо, и возмещения убытков.
Действующая редакция части 2 статьи 60
в качестве основной юридической гарантии
по обязательствам реорганизуемого юридического
лица рассматривает право кредитора на
досрочное исполнение данных обязательств,
а право требовать прекращения обязательства
и возмещения убытков возникает, если
иное не предусмотрено законом, лишь в
случае невозможности досрочного исполнения.
При этом любое из указанных прав может
возникнуть у кредитора только в отношении
обязательства, существовавшего до опубликования
сведений о реорганизации юридического
лица.
Далее, предусмотрены некоторые особенности
реализации прав кредиторов по обязательствам
открытого акционерного общества, реорганизуемого
в форме слияния, присоединения или преобразования.
Право на прекращение обязательства и
возмещение убытков возникает у них в
том случае, если данное акционерное общество,
его акционеры или третье лицо не предоставили
достаточного обеспечения данного обязательства.
При отсутствии указанного условия кредиторы
могут в судебном порядке требовать досрочного
исполнения обязательства, причем срок
для заявления данного требования не может
превышать 30 дней с даты официального
опубликования уведомления о реорганизации.
Гарантии прав кредиторов открытого акционерного
общества, в отношении которого осуществляется
реорганизация в форме выделения или разделения
реализуются в общем порядке. В качестве
обязанного выступает общество, являющееся
правопреемником лица, принявшего соответствующее
обязательство.
В любом случае факт предъявления кредитором
требований о досрочном исполнении обязательств
или их прекращении и возмещении убытков
не препятствует реорганизации юридического
лица, в отношении которого заявлены такие
требования.
Еще одним новшеством действующей редакции
статьи 60 ГК РФ стало установление солидарной
ответственности юридических лиц, возникших
либо продолживших деятельность в результате
реорганизации, по обязательствам, требование
о досрочном исполнении или прекращении
которых исполняется после завершения
реорганизации. Данная норм является дополнительной
гарантией, позволяющей избежать использования
реорганизации как способа уклонения
от исполнения обязательств.
Часть 5 статьи 60 ГК РФ устанавливает правило,
в силу которого кредиторы реорганизуемого
юридического лица по обязательствам,
обеспеченным залогом, лишены права требовать
дополнительного обеспечения этих обязательств.
Рассмотренные выше правила не применяются
к отношениям, связанным с реорганизацией
кредитных организаций. Особенности обеспечения
кредиторов реорганизуемых кредитных
организаций подлежат урегулированию
в рамках специального закона.
44.Прекращение
юридического лица путем
основания ликвидации; порядок ликвидации
Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения
его деятельности при отсутствии универсального
преемства в его правах и обязанностях
(п. 1 ст. 61 ГК). Этим она принципиально отличается
от реорганизации, в ходе которой весь
комплекс прав и обязанностей прекращаемого юридического лица
переходит к его правопреемнику (правопреемникам).
В ходе ликвидации возможно
лишь частичное (сингулярное) правопреемство:
отдельные права прекращаемого юридического лица
переходят к его кредиторам в ходе расчетов
с ними, а после их удовлетворения - к участникам
(учредителям), собственнику имущества
ликвидируемого унитарного предприятия
или учреждения либо к иным юридическим лицам,
указанным в законе и (или) уставе ликвидируемой
организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности
(долги) могут возлагаться на лиц, несущих
дополнительную (субсидиарную) ответственность
по долгам ликвидируемого юридического лица
(ср. п. 6 ст. 63 ГК).
Поскольку весь комплекс прав и обязанностей
ликвидируемого юридического лица
не переходит к правопреемникам, задача
обеспечения прав и интересов кредиторов
(других участников имущественного оборота)
приобретает здесь еще большую важность,
чем в случаях реорганизации. Поэтому
закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического
лица.
Ликвидация может осуществляться добровольно,
по решению учредителей либо уполномоченного
на то органа юридического лица,
в частности по истечении срока или с достижением
целей, для которых оно создавалось (например,
дирекция строящегося предприятия прекращает
свою деятельность после сдачи готового
объекта в эксплуатацию). Решение о добровольной ликвидации в
связи с банкротством юридическое
лицо может принять только совместно со
своими кредиторами (п. 2 ст. 65 ГК). В отношении
благотворительных и иных фондов добровольная ликвидация не
допускается (п. 2 ст. 119 ГК, п. 2 ст. 18 Закона
о некоммерческих организациях) для предотвращения
возможных злоупотреблений в использовании
собранного ими имущества.
Возможна и принудительная ликвидация в
соответствии с судебным решением (п. 2
ст. 61 ГК). Основаниями для нее является
осуществление юридическим
лицом своей деятельности без надлежащего
разрешения (лицензии) либо с неоднократным
или грубым нарушением закона или иных
правовых актов, а также противоречие
этой деятельности законодательным запретам
(в том числе при систематическом нарушении
своей специальной правоспособности некоммерческой
организацией). Случаи принудительной ликвидации юридического
лица могут предусматриваться только
Гражданским кодексом. К ним относится
также признание судом недействительной
регистрации юридического лица
из-за допущенных при его создании неустранимых
нарушений законодательства, поскольку
в этом случае добровольная по форме ликвидация юридического
лица по сути носит вынужденный (принудительный)
характер.
В последние годы выявилось весьма значительное
количество зарегистрированных юридических
лиц, фактически прекративших всякую деятельность,
причем их руководители (органы) в месте
регистрации обычно отсутствуют и установить
место их нахождения не представляется
возможным. Такие отсутствующие должники
при наличии у них любой задолженности
перед кредиторами по решению арбитражного
суда могут быть объявлены банкротами
в упрощенном порядке (ст. ст. 227 - 230 Федерального
закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)") <1>, что также приведет
к их ликвидации.
Ликвидация юридического лица
представляет собой достаточно длительный
процесс, основное содержание которого
сводится к выявлению и удовлетворению
имеющихся у кредиторов требований. При
этом юридическое
лицо продолжает свою деятельность (до
момента исключения его из государственного
реестра). Поэтому как имеющиеся, так и
возможные контрагенты должны быть осведомлены,
предупреждены о том, что данное юридическое
лицо находится в процессе ликвидации и
осуществляет расчеты со своими кредиторами,
имея решение (или будучи обязанным) прекратить
свою деятельность. С этой целью лица или органы,
принявшие решение о ликвидации юридического
лица, должны незамедлительно письменно
сообщить об этом регистрирующему органу
для внесения соответствующих сведений
в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК).
С момента внесения данных сведений к
наименованию (фирменному наименованию) юридического лица
обязательно добавляются слова "в ликвидации".
Урегулированная императивными правилами
закона процедура ликвидации рассчитана
прежде всего на защиту интересов кредиторов.
Ведь учредители или участники юридического лица
при его ликвидации обычно
заинтересованы в сохранении максимально
возможного остатка имущества после завершения
всех расчетов, поскольку он обычно поступает
в их собственность. Поэтому ликвидация должна
проходить под независимым от них контролем
органа, осуществившего государственную
регистрацию юридического лица.
Ликвидация начинается с назначения лицами или органом,
принявшими решение о ликвидации юридического
лица, специальной ликвидационной
комиссии (ликвидкома) или единоличного
ликвидатора, к которым и переходят все
полномочия по управлению делами юридического лица,
включая выступление в суде от его имени
(п. п. 2 и 3 ст. 62 ГК). В период их работы лишь
они выступают от имени юридического лица,
лишая аналогичной возможности его органы.
Такая комиссия (или единоличный ликвидатор)
назначается по обязательному согласованию
с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК).
Перечисленные действия составляют первый
этап процесса ликвидации.
Главной задачей ликвидкома является
выявление всех долгов юридического лица
и осуществление расчетов с его кредиторами.
Поэтому на втором этапе ликвидком обязан
опубликовать извещение о ликвидации юридического
лица, а также о порядке и сроке заявления
требований его кредиторами (причем такой
срок не может быть менее двух месяцев
с момента данной публикации) и письменно
уведомить о ликвидации всех
известных ему кредиторов. Помимо этого
ликвидком принимает все другие возможные
меры по выявлению кредиторов, а также
по получению задолженности с должников
ликвидируемого юридического лица
(дебиторской задолженности).
По истечении срока для предъявления требований
кредиторами ликвидком должен составить
промежуточный ликвидационный
баланс, в котором отражаются сведения
о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица,
перечне заявленных кредиторами требований
и результатах их рассмотрения (возможности
удовлетворения или отклонения). Данный
баланс утверждается лицами или органами,
принявшими решение о ликвидации, также
по согласованию с регистрирующим органом
(п. 2 ст. 63 ГК). Последний должен, следовательно,
контролировать правильность и обоснованность
данных баланса. Названными действиями
завершается вторая стадия ликвидации.
Если по данным промежуточного баланса
у ликвидируемого юридического лица
недостаточно денежных средств для удовлетворения
заявленных кредиторами требований, ликвидком
продает с публичных торгов иное его имущество
(с тем чтобы выручить за него максимально
возможные суммы). При недостатке и этого
имущества в некоторых случаях возможно
обращение с иском об удовлетворении оставшейся
части требований за счет имущества лиц,
несущих в соответствии с законом дополнительную
(субсидиарную) ответственность по долгам
ликвидируемого юридического лица
(например, собственника имущества казенного
предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК)).
В таком случае кредитор не связан сроками
утверждения ликвидационного
баланса и работы ликвидационной
комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.
Если же при принятии решения о ликвидации юридического
лица или утверждении промежуточного
баланса обнаружится недостаточность
его имущества для удовлетворения требований
его кредиторов (несмотря на возможное
принятие вышеназванных мер), ликвидация должна
производиться только в порядке, предусмотренном
законодательством о несостоятельности
(банкротстве) (абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65
ГК, ст. 224 Закона о банкротстве). В этом
случае ликвидком обязан обратиться с
заявлением о признании ликвидируемого юридического лица
банкротом в арбитражный суд, который
открывает конкурсное производство, причем
без применения предварительных процедур
наблюдения, финансового оздоровления
и внешнего управления <1>.
<1> Закон в этих случаях не исключает
возможности обращения с требованием
о погашении долгов к лицам, несущим
в соответствии с законом дополнительную
(субсидиарную) ответственность по долгам
ликвидируемого юридического лица
(например, к полным товарищам, участникам
обществ с дополнительной ответственностью
или членам производственных кооперативов).
В связи с наличием такой ответственности
казенные предприятия и учреждения вообще
не могут быть объявлены банкротами. Как
уже отмечалось, при добровольной ликвидации юридического
лица допускается также добровольное
объявление его банкротом по решению,
принятому им совместно со всеми его кредиторами
(п. 2 ст. 65 ГК).
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного
баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица,
составляющие четвертый этап его ликвидации. Они
производятся в порядке очередности, установленной
ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены
четыре последовательно удовлетворяемых
очереди привилегированных кредиторов,
требования которых удовлетворяются преимущественно
перед другими кредиторами. Имеется также
пятая очередь, куда включены требования
всех остальных (непривилегированных)
кредиторов, выплаты которым начинаются
лишь по истечении месяца со дня утверждения
промежуточного ликвидационного
баланса. При этом требования каждой последующей
очереди удовлетворяются только после
полного удовлетворения требований предыдущей
очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при
недостатке или отсутствии необходимого
имущества требования последующих очередей
могут остаться неудовлетворенными (даже
в случае ликвидации юридического
лица с применением процедуры банкротства).
Между кредиторами одной очереди имущество
ликвидируемого юридического лица
при его недостатке распределяется пропорционально
суммам их требований. Например, если требования
соответствующей очереди составляют 500000
руб., а оставшееся после удовлетворения
требований предшествующих очередей имущество
стоит 100000 руб., то это означает, что каждый
из кредиторов данной очереди получит
за рубль долга только 20 коп.
В первую очередь включены требования
граждан к ликвидируемому юридическому
лицу по возмещению вреда, причиненного
их жизни или здоровью (при ликвидации банков
или других кредитных учреждений, привлекающих
средства граждан, в соответствии с п.
1 ст. 64 ГК в первую очередь подлежат удовлетворению
любые требования граждан, являющихся
их кредиторами, в том числе и требования
их вкладчиков). Во вторую очередь входят
требования граждан по оплате труда и
вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования
залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица,
обеспеченным залогом его имущества).
В четвертую очередь удовлетворяются
требования по обязательным платежам
в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды
(пенсионный и т.п.). Все остальные требования
относятся к пятой очереди.
При отказе ликвидкома в удовлетворении
конкретного требования кредитора последний
вправе обратиться с соответствующим
иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного
баланса). В этот же период еще возможно
обращение с требованием к ликвидкому,
несмотря на пропуск установленного им
для этих целей срока. В обеих ситуациях
требования кредиторов могут быть удовлетворены
из остатка имущества, если таковой имеется.
При отсутствии такого остатка требования
кредиторов считаются погашенными. Также
погашаются требования кредиторов, отклоненные
ликвидкомом и не предъявленные затем
в суде, либо требования, в удовлетворении
которых кредитору отказано судебным
решением (п. п. 4 - 6 ст. 64 ГК).
Последний, пятый этап ликвидации начинается
после завершения всех расчетов с кредиторами.
Ликвидком составляет окончательный ликвидационный
баланс, который утверждается лицами или органом,
принявшими решение о ликвидации юридического
лица, по согласованию с регистрирующим
органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества
передается учредителям или участникам юридического лица,
а при ликвидации некоторых
некоммерческих организаций используется
на цели, предусмотренные законодательством
и их учредительными документами. Ликвидация
считается завершенной, а юридическое
лицо - прекратившим существование с момента
внесения записи об этом в государственный
реестр (п. 8 ст. 63 ГК) в соответствии с правилами
Закона о регистрации юридических
лиц.
45.Обязанности
учредителя (участника) юридического
лица при его
ликвидации
------------------------
46.Удовлетворение
требований кредиторов при ликвидации
юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Законом установлена
очередность и порядок
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. В этих целях юридическое лицо обязано капитализировать суммы, необходимые для выплаты возмещения вреда в будущем, и внести их в органы государственного страхования.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Вследствие ликвидации юридического лица эти категории физических лиц находятся в более уязвимом положении по сравнению с другими кредиторами. Во-первых, потому, что доход, предоставляемый им юридическим лицом, является по общему правилу основным, а зачастую - единственным источником средств существования. Во-вторых, лица наемного труда и приравниваемые к ним категории лиц на практике в определенном смысле авансируют своим трудом юридическое лицо, - заработная плата, к примеру, выплачивается лишь после завершения работы; но в отличие от других кредиторов эти лица лишены каких-либо гарантий своего кредита. В-третьих, названные категории физических лиц являются, как правило, кредиторами единственного должника и, следовательно, при его ликвидации теряют все, включая рабочее место, тогда как прочие кредиторы имеют многих должников и рискуют потерять разве что одно требование из многих имеющихся.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. С учетом того, что требования предыдущих групп кредиторов удовлетворяются в полной мере, институт залога, имеющий целью облегчение получения кредита, может утратить значительную часть своей эффективности. Организации с большим количеством занятых могут столкнуться с трудностями в получении кредитов, поскольку именно они имеют самую большую задолженность по заработной плате.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Как правило, государство является самым крупным кредитором ликвидируемого юридического лица. И если бы его требования пользовались более высоким приоритетом, то после расчетов по ним вероятность удовлетворения требований других кредиторов была бы достаточно малой.
В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. В этом случае речь идет главным образом об обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.
При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в число кредиторов, имеющих право на удовлетворение требований в первую очередь, наряду с лицами, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, включаются также граждане, являющиеся кредиторами названных банков или кредитных учреждений.
Выплаты кредиторам первых четырех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного. При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными.
Требования
кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности имущества
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности.
Перед продажей
имущества ликвидационная комиссия
сама оценивает его по рыночной стоимости
или привлекает независимого оценщика.
Затем оно реализуется
Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее право совершать сделки с недвижимостью.
Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства.
Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности.
Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.
47. Прекращение
юридического лица путем
Понятие «банкротство» определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127-ФЗ):
«несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)».
В соответствии со статьей 65 ГК РФ:
«Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».
Основания признания
судом юридического лица несостоятельным
(банкротом), порядок ликвидации такого
юридического лица, а также очередность
удовлетворения требований кредиторов
устанавливается Законом №127-
Закон №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица, за исключением:
Ø казенных предприятий;
Ø учреждений;
Ø политических партий;
Ø религиозных организаций.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила проведения процедуры банкротства чем те, которые предусмотрены Законом №127-ФЗ, применяются правила международного договора. В частности, к регулируемым Законом №127-ФЗ отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункты 4-5 статьи 1 Закона №127-ФЗ).