Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:15, шпаргалка
1. Гражд анское право как частное право: понятие и система
Частное право — это система норм, регламентирующих отношения между отдельными (частными) гражданами и их объединениями. В систему частного права России входят: гражданское право, семейное право и международное частное право. Гражданское право в континентальном европейском праве включает в себя в качестве составных частей и семейное, и международное частное право, и в этой связи полностью сливается с частным правом.
Права и обязанности опекунов и попечителей.
В целях учета интересов подопечных закон устанавливает ряд общих требований к опекунам и попечителям. Согласно п. 2 ст. 35 ГК опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние и дееспособные граждане. По прямому указанию ГК РФ не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. Кроме того, Семейный кодекс РФ устанавливает, что не назначаются опекунами и попечителями лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); лица, ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 и п. 1 ст. 127 СК РФ).
При назначении опекуна и попечителя учитываются отношения между ним и лицом, нуждающимся в опеке и попечительстве, а если это возможно, то и желание подопечного. Опекунами и попечителями назначаются, как правило, родственники. При их отсутствии опекун (попечитель) назначается по выбору органов опеки и попечительства.
Опекуном
или попечителем гражданин
Специально
регламентируется законом опека
и попечительство над лицами, находящимися
или помещенными в соответствую
Главной обязанностью опекунов и попечителей является обязанность заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, а в отношении несовершеннолетних подопечных - также и об их обучении и воспитании.
Опекун, являясь законным представителем подопечного, полностью заменяет его в имущественных отношениях и в соответствии с этим вправе совершать от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения интересов подопечного и целей опеки. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечным. Однако права опекуна и попечителя в данной сфере существенно ограничены в интересах подопечных. Это выражается в том, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение следующих сделок:
В целях предупреждения возможных злоупотреблений опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечным. Исключение сделано для передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование.
Некоторые особые обязанности предусмотрены для опекунов и попечителей несовершеннолетних. В частности, они обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании, об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (ч. 2 п. 3 ст. 36 ГК, п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ).
Законом допускается освобождение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей и отстранение от их исполнения. Освобождение происходит в силу определенных объективных обстоятельств. Освобождение происходит, во-первых, если несовершеннолетний возвращается родителям или кто-либо его усыновил и, во-вторых, если подопечный помещен для постоянного пребывания в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение. В указанных случаях отпадают основания для продолжения опеки или попечительства. Освобождение от выполнения обязанностей опекуна или попечителя возможно по их просьбе. Однако для удовлетворения такой просьбы необходимо доказать, что она обоснована уважительными причинами: болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение места жительства и т.п. Решение об освобождении принимает орган опеки и попечительства.
Наряду с освобождением законом (ст. 39 ГК) допускается отстранение опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей и замена его другим лицом. Отстранение применяется при ненадлежащем выполнении опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. При этом органы опеки и попечительства могут принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в том числе уголовной.
Опека
или попечительство прекращаются и
по другим основаниям. Так, опека над
совершеннолетним гражданином, который
ранее был признан
30.Прекращение опеки и попечительства
Время нахождения
гражданина под опекой или попечительством зависит от обстоятельств,
связанных с личностью подопечного и личностью
опекуна (попечителя), а также от некоторых
других обстоятельств, указанных в законе.
Законом допускается освобождение опекуна
или попечителя от исполнения ими своих
обязанностей и отстранение от их исполнения.
Освобождение происходит в силу определенных
объективных обстоятельств, при отсутствии
у органов опеки и попечительства
каких-либо претензий к деятельности опекуна
или попечителя. Освобождение происходит:
- если несовершеннолетний возвращается
родителям или кто-либо его усыновил;
- если подопечный помещен для постоянного
пребывания в соответствующее воспитательное,
лечебное учреждение, учреждение социальной
защиты населения или другое аналогичное
учреждение.
В указанных случаях отпадают основания
для продолжения опеки или попечительства.
Освобождение от выполнения обязанностей
опекуна или попечителя возможно по их
просьбе. Однако для удовлетворения такой
просьбы необходимо доказать, что она
обоснована уважительными причинами:
болезнь, изменение имущественного положения,
отсутствие взаимопонимания с подопечным,
изменение места жительства и т.п. Решение
об освобождении принимает орган опеки и попечительства.
Наряду с освобождением законом (ст. 39
ГК) допускается отстранение опекуна или
попечителя от исполнения им своих обязанностей
и замена его другим лицом. Отстранение
применяется при ненадлежащем выполнении
опекуном или попечителем лежащих на нем
обязанностей, в том числе при использовании
им опеки или попечительства
в корыстных целях или при оставлении
подопечного без надзора и необходимой
помощи. При этом органы опеки и попечительства
могут принять необходимые меры для привлечения
виновного гражданина к установленной
законом ответственности, в том числе
уголовной. Возможно отстранение опекуна
или попечителя от выполнения им своих
обязанностей и при отсутствии его вины,
например если недостатки в его деятельности
обусловлены отсутствием опыта, навыков,
педагогических знаний и т.д.
Помимо освобождения опекуна или попечителя
от выполнения им своих обязанностей или
отстранения от их выполнения, опека или попечительство
прекращаются и по другим основаниям.
Так, опека над совершеннолетним гражданином,
который ранее был признан недееспособным,
прекращается, если судом вынесено решение
о признании подопечного дееспособным.
Равным образом и попечительство
прекращается, если в отношении гражданина,
ранее ограниченного в дееспособности,
судом будет отменено это ограничение.
Опека прекращается также по достижении
малолетним подопечным 14 лет. В этом случае
гражданин, выполняющий обязанности опекуна,
становится попечителем несовершеннолетнего
без дополнительного решения об этом.
По достижении несовершеннолетним 18 лет
прекращается и попечительство
над ним, причем без особого решения, в
силу самого факта достижения совершеннолетия.
Если несовершеннолетний приобрел полную
дееспособность до достижения 18 лет (п.
2 ст. 21 и ст. 27 ГК), то попечительство
над ним также прекращается.
31.Патронаж над дееспособными гражданами
В ст.41 ГК РФ закреплена особая форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, - патронаж. Имеются в виду больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, престарелые и т.п., при отсутствии лиц, обязанных осуществлять уход за ними. Орган опеки и попечительства с согласия такого гражданина может назначить ему попечителя (помощника), который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь.
Поскольку
отношения патронажа
32.Безвестное
отсутствие гражданина: понятие,
условия и последствия
признания безвестно отсутствующим, отмена
решения о признании
гражданина безвестно отсутствующим
Понятие, условия
Длительное отсутствие гражданина
в месте жительства, если неизвестно место
его пребывания, небезразлично для организаций
и граждан, с которыми он находился в правовых
отношениях. Например, если гражданин был
должником, то кредиторы не имеют возможности
потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные
лица, которые были на иждивении гражданина, перестают
получать от него содержание, но не могут
обратиться за пенсией, поскольку считаются
имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина
может быть причинен ущерб его имуществу,
оставшемуся в месте жительства без надзора.
С целью устранения юридической неопределенности,
вызванной длительным отсутствием гражданина,
и предотвращения указанных неблагоприятных
последствий для его имущества закон предусматривает
создание особого юридического состояния
для такого гражданина, а
именно признание его безвестно отсутствующим.
Безвестное отсутствие -
удостоверенный в судебном порядке факт
длительного отсутствия гражданина
в месте его жительства, если не удалось
установить место его пребывания.
Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может
быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим,
если в течение года в месте его жительства
нет сведений о месте его пребывания. Таким
образом, обращение в суд именуется в данном
случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается
в порядке особого производства (глава
30 ГПК РФ). Определение понятия "заинтересованные
лица" в законе не дается. По смыслу
закона к их числу относятся супруг, поскольку
он может быть заинтересован в расторжении
брака в упрощенном порядке; лица, состоящие
на иждивении отсутствующего,
поскольку они в случае признания его безвестно отсутствующим
приобретают в соответствии с пенсионным
законодательством право на пенсию по
случаю потери кормильца. Заинтересованными
в признании гражданина
безвестно отсутствующим могут быть
и другие лица, если это необходимо им
для защиты нарушенного или оспариваемого
права или охраняемого законом интереса
(например, кредиторы отсутствующего,
налоговые органы и т.п.), а также прокурор,
органы государственной власти, органы
местного самоуправления, организации
и отдельные граждане, если они по закону
вправе обращаться в суд за защитой прав
и интересов других лиц.
Непременным условием признания
гражданина безвестно отсутствующим
является отсутствие в
месте его жительства сведений о месте
его пребывания в течение не менее одного
года. День получения последних известий
может быть подтвержден предъявлением
последнего письма отсутствующего гражданина
или иным способом (например, показаниями
свидетелей). При невозможности установить
день получения последних известий началом безвестного отсутствия
считается первое число месяца, следующего
за тем, в котором были получены последние
известия, а при невозможности установить
этот месяц - первое января следующего
года (абз. 2 ст. 42 ГК).
Признание гражданина безвестно
отсутствующим допустимо при условии, что
невозможно установить место его пребывания,
поэтому до рассмотрения дела в соответствующие
организации по последнему известному
месту пребывания гражданина, месту
работы, месту рождения и т.п. посылаются
запросы об имеющихся о нем сведениях,
опрашиваются его родственники, друзья,
иные лица, с которыми он общался.
Последствия и отмена решения
Основные юридические последств
Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если
необходимо постоянное управление им,
передается в доверительное управление.
В соответствии с решением суда о передаче
имущества в доверительное управление
орган опеки и попечительства назначает
управляющего и заключает с ним договор
о доверительном управлении. Из этого
имущества выдается содержание гражданам,
которых безвестно отсутствующий
обязан содержать, и погашается задолженность
по иным обязательствам безвестно отсутствующего.
Законом допускается назначение управляющего
имуществом отсутствующего гражданина
и до истечения года со дня получения сведений
о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего
в таком случае назначает орган опеки
и попечительства своим решением, без
обращения в суд. Управляющий выделяет
средства гражданам, которых безвестно отсутствующий
по закону обязан содержать (несовершеннолетние
дети, нетрудоспособные родители и др.),
а также погашает его задолженность по
другим обязательствам.
По заявлению заинтересованных лиц орган
опеки и попечительства может назначить
опекуна для охраны имущества гражданина, если
он отсутствует
меньше года и не признан безвестно
отсутствующим. Однако по смыслу закона
в этом случае опекун назначается только
для охраны имущества и не может производить
из него какие-либо выплаты.
Во-вторых, в случае признания гражданина
безвестно отсутствующим у нетрудоспособных
членов семьи, состоящих на его иждивении,
возникает право на пенсию по случаю потери
кормильца согласно правилам пенсионного
законодательства.
В-третьих, согласно ст. 188 ГК прекращается
действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего,
а также выданной им самим.
В-четвертых, супруг гражданина, признанного
безвестно отсутствующим, имеет право
на расторжение брака в упрощенном порядке
через орган загса (п. 2 ст. 19 Семейного
кодекса РФ).
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного
безвестно отсутствующим, суд отменяет
решение о признании его безвестно отсутствующим
(ст. 44 ГК). На основании решения суда отменяется
доверительное управление имуществом гражданина и
прекращаются другие юридические отношения,
возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.
33.Объявление
гражданина умершим: условия и юридические
последствия объявления умершим; последствия
явки гражданина, объявленного умершим
Условия и юридические последствия
Признание гражданина безвестно отсутствующим не
ликвидирует возникшую юридическую неопределенность,
поскольку он остается участником ряда
правоотношений. Между тем при длительном
отсутствии гражданина, если
невозможно установить место его пребывания,
есть основания предполагать, что он умер.
Однако с таким предположением нельзя
связывать юридические последствия, пока
факты, его порождающие, не будут установлены
в официальном порядке, ибо ошибка в решении
этого вопроса может повлечь серьезные
нарушения прав и интересов личности.
Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может
быть объявлен судом умершим. При
этом не требуется, чтобы предварительно
он был признан безвестно отсутствующим.
Условиями объявления умершим
являются:
- отсутствие гражданина в
месте постоянного жительства в течение
пяти лет, считая со дня получения последних
сведений о нем, а в определенных случаях,
указанных в законе, - шести месяцев;
- неполучение в течение указанных сроков
сведений о месте пребывания гражданина и
невозможность, несмотря на принятые меры,
установить, жив ли он.
Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражданина
умершим применяется, как сказано
в законе, если гражданин пропал
без вести при обстоятельствах, угрожавших
смертью или дающих основание предполагать
его гибель от определенного несчастного
случая. Например, если известно, что гражданин был
пассажиром или членом экипажа затонувшего
морского судна либо потерпевшего катастрофу
самолета, то для объявления его умершим требуется
шесть месяцев, поскольку предположение
о его гибели при таких условиях весьма
основательно. Однако суд признает в данном
случае не факт смерти гражданина, а
объявляет его умершим на основании
презумпции смерти во время несчастного
случая. Особо закон определяет условия объявления умершим
гражданина, пропавшего во время военных
действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим
не ранее чем по истечении двух лет со
дня окончания военных действий (п. 2 ст.
45 ГК).
На основании решения суда об объявлении гражданина
умершим органы загса выдают заинтересованным
лицам свидетельство о его смерти. Днем
смерти гражданина, объявленного
решением суда умершим, считается
день вступления в законную силу этого
решения. В случае объявления умершим
гражданина, пропавшего без вести
при обстоятельствах, угрожающих смертью
или дающих основание предполагать его
гибель от определенного несчастного
случая, суд может признать днем смерти гражданина день
его предполагаемой гибели (например,
день гибели пассажирского самолета, день
землетрясения или иного стихийного бедствия
и т.п.).
Юридическим последствием объявления гражданина
умершим является прекращение или
переход к наследникам всех прав и обязанностей,
которые принадлежали ему как субъекту
права, т.е. фактически это такие же последствия,
которые влечет смерть человека.