Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:15, шпаргалка
1. Гражд анское право как частное право: понятие и система
Частное право — это система норм, регламентирующих отношения между отдельными (частными) гражданами и их объединениями. В систему частного права России входят: гражданское право, семейное право и международное частное право. Гражданское право в континентальном европейском праве включает в себя в качестве составных частей и семейное, и международное частное право, и в этой связи полностью сливается с частным правом.
Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при отсутствии которых решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности (пункт 6 статьи 1 Закона №127-ФЗ).
Дела о банкротстве
рассматриваются арбитражным
Признаки банкротства
Общие признаки
банкротства организаций
Для определения
наличия признаков банкротства
должника могут учитываться
Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Обратите внимание!
Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде, и могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику (юридическому лицу) в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.
В случае возникновения
признаков банкротства, руководитель
организации -должника обязан направить
учредителям (участникам) должника сведения
о наличии признаков
Учредители (участники) должника в свою очередь могут принять своевременные меры, по восстановлению платежеспособности организации и не допустить ее банкротства.
Например, учредители (участники) должника могут использовать досудебную санацию, предусмотренную статьей 31 Закона №127-ФЗ:
«1. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).
2. Предоставление
финансовой помощи может
Обратите внимание, что статья 31 Закона №127-ФЗ предусматривает право на процедуру досудебной санации, а не обязанность учредителей (участников) организации-должника/
48.Основные
процедуры банкротства,
К процедурам банкротства, применяемым арбитражным судом
при рассмотрении дела о банкротстве
юридического лица, относятся не только
конкурсное производство, завершающееся
ликвидацией должника, и мировое соглашение,
исключающее такую ликвидацию, но и наблюдение,
финансовое оздоровление и внешнее управление
(п. 1 ст. 27 Закона о банкротстве).
Эти три процедуры могут
завершиться восстановлением платежеспособности
должника и тем самым - снятием угрозы
его ликвидации, а потому считаются реабилитационными процедурами.
Наблюдение за деятельностью должника
вводится арбитражным судом после проверки
обоснованности требований заявителя
(кредитора) к должнику либо после принятия
к производству заявления самого должника
об объявлении его банкротом. Для его осуществления
суд утверждает временного управляющего,
который, однако, не заменяет руководителя
и другие органы должника при выполнении
их функций (но вправе ходатайствовать
перед судом об отстранении руководителя
должника от его должности). В этот период
приостанавливается производство и исполнение
по всем делам, связанным с обращением
взыскания на имущество должника, а денежные
требования к нему могут предъявляться
лишь в конкурсном порядке. Кроме того,
должнику запрещается удовлетворение
требований своих участников о выделе
им доли в его имуществе или выплате ее
стоимости в связи с их выходом из состава
участников, а также выплата дивидендов
и иных платежей по эмиссионным ценным
бумагам (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Цель этих мер очевидна - сохранение имущества
должника для соразмерного удовлетворения
требований всех кредиторов. Поэтому в
период наблюдения органы управления
должника не вправе совершать ряд сделок
без письменного согласия временного
управляющего, а также не могут принимать
решения о реорганизации или ликвидации
должника, его участии в иных юридических
лицах, выплате дивидендов и размещении
эмиссионных ценных бумаг, так как это
также может ущемить интересы кредиторов.
Лишь акционерное общество - должник вправе
в этот период увеличить свой уставной
капитал путем размещения по закрытой
подписке дополнительных обыкновенных
(голосующих) акций за счет вкладов своих
участников или третьих лиц, поскольку
это способствует улучшению его имущественного
положения.
Временный управляющий обязан опубликовать
сообщение о введении наблюдения за деятельностью
юридического лица и особо уведомить об
этом кредиторов должника, а руководитель
должника должен уведомить о введении
наблюдения работников и учредителей
(участников) юридического лица. Временный
управляющий в этот период принимает меры
по обеспечению сохранности имущества
должника, проводит анализ его финансового
состояния, выявляет и информирует всех
его кредиторов, а также созывает и проводит
их первое общее собрание. На нем кредиторы
с учетом имеющихся сведений, в том числе
результатов проведенного временным управляющим
анализа финансового состояния должника,
принимают решение о его дальнейшей судьбе.
Если должнику удалось восстановить платежеспособность
и ликвидировать просроченную задолженность,
возможно решение кредиторов об обращении
в суд с предложением об отказе в признании
должника банкротом <1>. Допустимо также
принятие решения о заключении мирового
соглашения кредиторов с должником. Если
этого не произошло, кредиторы обращаются
в арбитражный суд с ходатайством о применении
других (кроме наблюдения) процедур банкротства:
введении финансового оздоровления или
внешнего управления либо признании должника
банкротом и открытии конкурсного производства.
С даты применения по решению суда одной
из названных процедур наблюдение
прекращается.
Финансовое оздоровление представляет
собой новую реабилитационную процедуру, ранее
неизвестную не только отечественному,
но и зарубежному праву <1>. Она вводится
арбитражным судом на основании решения
собрания кредиторов на срок не более
двух лет при наличии утверждаемого судом
графика погашения задолженности. При
предоставлении лицами, ходатайствующими
о введении финансового оздоровления
должника (например, его учредителями
или участниками), дополнительного обеспечения
требований кредиторов в виде банковской
гарантии, суд может ввести его и независимо
от решения собрания кредиторов (п. п. 2
и 3 ст. 75 Закона о банкротстве).
Существо финансового оздоровления сводится
к тому, что должник производит расчеты
с кредиторами в соответствии с графиком
погашения задолженности, при нарушении
которого лица, предоставившие дополнительное
обеспечение кредиторам, должны за его
счет удовлетворить их требования в упрощенном
порядке (ст. 89 Закона о банкротстве),
что значительно повышает шансы кредиторов
на удовлетворение их требований.
Суд также утверждает административного
управляющего, который и контролирует
выполнение плана финансового оздоровления
и графика погашения задолженности, рассматривает
отчеты должника по этим вопросам и предоставляет
свои заключения об этом общему собранию
кредиторов, а также ведет реестр требований
кредиторов и созывает их общие собрания.
Органы управления должника продолжают
осуществлять свои функции (если только
арбитражный суд не отстраняет руководителя
должника от должности), но ряд сделок
они не вправе совершать от имени должника
без согласия собрания (или комитета) кредиторов
либо без согласия административного
управляющего (п. п. 3 и 4 ст. 82 Закона о банкротстве).
После решения арбитражного суда о введении
финансового оздоровления требования
кредиторов по денежным обязательствам
могут быть предъявлены к должнику только
в конкурсном порядке; отменяются меры
по обеспечению требований кредиторов;
приостанавливается исполнение исполнительных
документов по имущественным взысканиям;
запрещается удовлетворение требований
участников о выделе им доли в имуществе
должника или выплате ее стоимости в связи
с их выходом из состава участников, а
также выплата дивидендов и иных платежей
по эмиссионным ценным бумагам (п. 1 ст.
81 Закона о банкротстве).
Финансовое оздоровление может завершаться
досрочно как в случае досрочного погашения
должником всех требований кредиторов
(что влечет прекращение судом производства
по делу о банкротстве),
так и в случае неоднократного или существенного
нарушения сроков удовлетворения требований
кредиторов (что может повлечь принятие
судом по ходатайству собрания кредиторов
решения о введении внешнего управления
или об открытии конкурсного производства).
По окончании срока финансового оздоровления
арбитражный суд по ходатайству собрания
кредиторов рассматривает его результаты
и принимает решение либо о прекращении
производства по делу о банкротстве
(при полном погашении задолженности и
отсутствии или необоснованности жалоб
кредиторов), либо о введении внешнего
управления или об открытии конкурсного
производства (п. 6 ст. 88 Закона о банкротстве).
Внешнее управление вводится арбитражным
судом на срок не более 18 месяцев, но может
быть продлено еще не более чем на 6 месяцев
(а по ходатайству собрания кредиторов
или внешнего управляющего этот срок может
быть сокращен). На период внешнего управления
вводится мораторий - отсрочка удовлетворения
требований кредиторов по денежным обязательствам
и обязательным платежам. Одновременно
судом утверждается внешний управляющий,
который управляет делами должника, поскольку
к нему переходят полномочия руководителя
и других органов должника (последние
сохраняют лишь право принимать решения
об увеличении уставного капитала должника,
в том числе путем размещения дополнительных
акций, а также о замещении его активов
или о продаже предприятия должника как
имущественного комплекса) (ст. 94 Закона
о банкротстве).
Внешний управляющий разрабатывает план
внешнего управления и представляет его
на утверждение собранию кредиторов. План
должен предусматривать меры по восстановлению
платежеспособности должника, в частности
перепрофилирование производства и закрытие
нерентабельных производств, продажу
части имущества или предприятия должника,
увеличение его уставного капитала, замещение
активов должника путем создания на базе
его имущества открытого акционерного
общества и др. Внешний управляющий управляет
и распоряжается имуществом должника
в соответствии с указанным планом, реализует
предусмотренные им меры и информирует
о результатах собрание кредиторов. При
этом крупные и некоторые другие сделки
внешний управляющий вправе заключать
лишь с предварительного согласия собрания
(комитета) кредиторов. Он вправе отказаться
от исполнения должником некоторых заключенных
сделок, препятствующих восстановлению
его платежеспособности или носящих заведомо
убыточный характер (п. 2 ст. 102 Закона о банкротстве).
По результатам своей деятельности внешний
управляющий предоставляет отчет собранию
кредиторов. В зависимости от этих результатов
кредиторы принимают решение об обращении
в арбитражный суд с ходатайством: либо
о прекращении внешнего управления в связи
с восстановлением платежеспособности
должника (в этом случае внешний управляющий
будет производить последующие расчеты
с кредиторами определенной очереди),
либо о прекращении производства по делу
о банкротстве
(в связи с удовлетворением всех требований
кредиторов), либо о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства.
Возможно и заключение мирового соглашения
кредиторов с должником. После этого внешнее
управление считается завершенным. При
прекращении производства по делу о банкротстве
или при открытии конкурсного производства
полномочия внешнего управляющего прекращаются.
Конкурсное производство открывается
с момента судебного признания должника
банкротом и вводится сроком на один год
с возможностью продления не более чем
на 6 месяцев (п. п. 1 и 2 ст. 124 Закона о банкротстве).
Оно, в отличие от рассмотренных выше реабилитационных процедур банкротства,
относится к ликвидационным процедурам, влекущим
прекращение деятельности юридического
лица - банкрота. С этого момента считается
наступившим срок исполнения всех денежных
обязательств должника (что уравнивает
требования всех кредиторов независимо
от сроков их возникновения) и одновременно
прекращается начисление пени (неустоек)
и процентов по всем видам его задолженности.
Совершение сделок с имуществом должника,
предъявление требований отдельными кредиторами
и исполнение в их пользу теперь допускаются
только в порядке конкурса (конкурсный
иммунитет) (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).
Все полномочия по управлению делами должника
и распоряжению его имуществом переходят
к конкурсному управляющему (а полномочия
органов управления и собственника имущества
должника соответственно прекращаются).
Он вправе требовать признания недействительными
совершенных должником сделок и расторжения
заключенных им договоров, направленных
на уменьшение его имущества; он может
предъявлять иски об истребовании имущества
должника у третьих лиц, а также принимать
иные меры по возврату имущества должника
(п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве).
В некоторых правопорядках для этого устанавливается
специальный срок - период подозрительности.
Конкурсный управляющий обязан опубликовать
сведения об открытии конкурсного производства
в отношении должника, провести инвентаризацию
имущества должника и привлечь для его
оценки независимого оценщика <1>, принять
все меры по обеспечению сохранности имущества
должника и анализировать его финансовое
состояние. При наличии достаточных оснований
он обязан также предложить собранию кредиторов
обсудить вопрос о переходе к реабилитационной процедуре внешнего
управления и о прекращении конкурсного
производства.
После проведения инвентаризации и оценки
имущества должника конкурсный управляющий
представляет собранию (комитету) кредиторов
предложения о порядке, сроках и условиях
продажи этого имущества, а затем приступает
к его продаже на открытых торгах. Имущество
должника, которое предназначено для удовлетворения
требований кредиторов, составляет конкурсную
массу. В нее не включается только имущество,
изъятое из оборота, и имущественные права,
связанные с личностью должника (ст. 131
Закона о банкротстве).
Из вырученных от продажи сумм производятся
расчеты с кредиторами в соответствии
с очередностью их требований (ст. ст. 134
- 138 Закона о банкротстве).
Вне очереди покрываются судебные расходы,
вознаграждение арбитражному управляющему,
текущие коммунальные и эксплуатационные
платежи, а также требования, возникшие
в периоды проведения реабилитационных процедур и расходы,
связанные с проведением конкурсного
производства. В первую очередь удовлетворяются
требования по возмещению вреда, причиненного
жизни и здоровью граждан, а также по компенсации
морального вреда. Во вторую очередь удовлетворяются
требования граждан по оплате труда и
вознаграждений по авторским договорам.
Расчеты с остальными кредиторами производятся
в третью очередь. В этой очереди в преимущественном
порядке удовлетворяются требования кредиторов,
обеспеченные залогом имущества должника
(за счет стоимости предмета залога). При
этом требования кредиторов каждой очереди
удовлетворяются после полного удовлетворения
требований кредиторов предыдущей очереди,
а между кредиторами одной очереди имущество
должника при его недостаточности распределяется
пропорционально суммам их требований
(п. п. 2 и 3 ст. 142 Закона о банкротстве).
Требования кредиторов, не удовлетворенные
из-за недостаточности имущества должника,
а также не признанные конкурсным управляющим
или признанные необоснованными арбитражным
судом, считаются погашенными.
Действия конкурсного управляющего контролируются
кредиторами и арбитражным судом (ст. 143
Закона о банкротстве).
По завершении расчетов с кредиторами
конкурсный управляющий представляет
суду отчет с приложением реестра требований
кредиторов (с указанием размера погашенных
требований) и документов, подтверждающих
продажу имущества и погашение требований
кредиторов. После рассмотрения отчета
управляющего арбитражный суд выносит
определение о завершении конкурсного
производства, которое является основанием
для внесения в Единый государственный
реестр юридических лиц записи о ликвидации
юридического лица - должника. С момента
внесения такой записи в указанный реестр
(т.е. государственной регистрации) конкурсное
производство считается завершенным,
а юридическое лицо - ликвидированным.
Банкротство отдельных видов юридических
лиц обладает некоторыми особенностями,
предусмотренными законодательством.
Так, при банкротстве
градообразующих организаций допускается
введение внешнего управления под поручительство
публично-правового образования по обязательствам
должника (ст. 171 Закона о банкротстве);
при банкротстве
сельскохозяйственных организаций другие
сельскохозяйственные организации и крестьянские
(фермерские) хозяйства могут получать
преимущественное право приобретения
объектов недвижимости, используемых
для сельскохозяйственного производства
(п. 3 ст. 177 Закона о банкротстве)
и т.д. Определенные особенности имеются
также при банкротстве
банков, страховых компаний и иных финансовых
организаций (ст. ст. 180 - 189 Закона о банкротстве)
<1>, стратегических предприятий и организаций
(ст. ст. 190 - 196 Закона о банкротстве),
субъектов естественных монополий (ст.
ст. 197 - 201 Закона о банкротстве).
49.Удовлетворение
требований кредиторов в
----------------------------
50.
ответственность лица, уполномоченного
выступать от имени
1. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или устава юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, возместить убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Указанное лицо отвечает, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
2. Ответственность, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, несут также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.
3. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные им юридическому лицу по его вине.
4. В случае
совместного причинения
5. Соглашение
об устранении или ограничении
ответственности лиц,
Соглашение
об устранении или ограничении
51. лица
контролирующие юридическое
----------------------
52.
наименование и место
Наименование юридических лиц служит необходимым средством их индивидуализации, позволяя тем самым отличить одно из них от другого.
ГК (ст. 54) устанавливает два требования к наименованию. Первое общее:
в наименовании
должна быть предусмотрена
лица (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество определенного
вида, унитарное предприятие, учреждение, фонд и т.п.). Другое относится только
к организациям, на которые распространяется принцип специальной правоспособности,
необходимо определить характер деятельности организации.
Наименование юридического
называется фирмой (фирменным наименованием). Фирменное наименование юридического
лица составляет объект особого права - права на фирму. Право на определенное
фирменное наименование возникает с момента его регистрации.
Регистрация фирменного
регистрацией самого юридического лица путем внесения данных о фирме в единый
государственный реестр юридических лиц.
Право на фирму относится к категории исключительных прав и защищается
от нарушений. Пункт 4 ст. 54 ГК устанавливает, что лицо, которое неправомерно
использует чужое зарегистрированное фирменное наименование, обязано по требованию
организации, обладающей соответствующим правом, прекратить пользование им.
Кроме того, потерпевшему предоставляется в таких случаях возможность требовать
возмещения
причиненных убытков (например, в
связи с потерей части
Конкретизация содержащихся в ст. 54 общих указаний относительно содержания
фирменного наименования включена применительно к отдельным видам юридических
лиц в отдельные статьи ГК: п. 3 ст. 69 (полное товарищество), п. 4 ст. 82
(товарищество на вере), п. 2 ст. 87 (общество с ограниченной ответственностью),
п. 2 ст. 95 (общество с дополнительной ответственностью), п. 3 ст. 107 (производственный
кооператив), п. 3 ст. 116 (потребительский кооператив).
Юридическое лицо может
если оно уже не используется кем-либо иным. Однако приведенное правило знает
определенные исключения. Прежде всего это относится к наименованиям "Россия",
"Российская
Федерация" и образованным
на их основе словам и
в названиях государственных предприятий, учреждений и организаций. Все такие
образования (за исключением профессиональных союзов и религиозных объединений)
могут использовать указанные словосочетания только с согласия Правительства
РФ и в установленном порядке<82>.
Некоторыми названиями могут
пользоваться только
организации. Так, Закон о товарных биржах предусматривает, что предприятия,
учреждения и организации, не отвечающие требованиям, предъявляемым к "биржам"
и "товарным биржам", а также филиалы и другие обособленные подразделения указанных
предприятий, учреждений, организаций не вправе использовать в своем названии
слова "биржа" или "товарная биржа". Соответственно не допускается их государственная
регистрация под наименованием, которое включает указанные слова в любом словосочетании.
Закон о банках установил, что термин "банк" может содержаться в фирменном
наименовании лишь таких юридических лиц, которые имеют лицензию на право совершения
банковской деятельности. Словосочетание "финансово-промышленная группа" можно
включать в наименование только такого юридического лица, которое выбрано участниками
группы в качестве представителя ее интересов после внесения в установленном
порядке этого словосочетания в ее учредительные документы<83>.
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении
ряда
вопросов материального и
в котором должно быть исполнено обязательство, в зависимости от характера
последнего признается место нахождения кредитора или место жительства должника
(ст. 316 ГК).
Место нахождения юридического лица определяет, какой именно суд вправе
разрешать конкретный спор (общее правило о подсудности гражданских дел состоит
в том, что споры разрешаются по месту нахождения юридического лица-ответчика),
какое именно законодательство должно применяться к возникшему спору в случаях,
когда отношения спорящих сторон "осложнены иностранным элементом", что должно
считаться местом заключения договора (ст. 444 ГК) или местом исполнения обязательств
(ст. 316 ГК) и др.
ГК отказался от закрепленной в ст. 30 Гражданского кодекса 1964 года
нормы о способе определения места нахождения юридического лица. Если ранее
местом нахождения юридического лица считалось место нахождения его постоянно
действующего органа - дирекции, правления и т. п., то теперь им признается
место регистрации юридического лица. Указанная норма должна вступить в силу
с момента принятия закона о регистрации юридических лиц. Есть и еще одна особенность
нового ГК: в то время как ст. 30 ГК 1964 года носила исключительный характер,
ст. 54 допускает отступление от нее - в учредительных документах в соответствии
с законом может быть указано иное место нахождения.
И наименование и место