Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:15, шпаргалка
1. Гражд анское право как частное право: понятие и система
Частное право — это система норм, регламентирующих отношения между отдельными (частными) гражданами и их объединениями. В систему частного права России входят: гражданское право, семейное право и международное частное право. Гражданское право в континентальном европейском праве включает в себя в качестве составных частей и семейное, и международное частное право, и в этой связи полностью сливается с частным правом.
1) общественные организации;
2) общественные движения;
3) общественные фонды;
4) общественные учреждения;
5) органы общественной самодеятельности;
6) политические партии.
Учредителями общественных объединений выступают граждане (не менее трех человек). Наряду с физическими лицами в состав учредителей могут входить юридические лица - общественные объединения. Закон об общественных объединениях четко разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Правовой основой любого общественного объединения является его устав.
Особенностью
наименования общественного объединения явля
3. Религиозные организации.
Объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками, называется религиозной организацией. Религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: монастыри, братства, миссии и т.п. Деятельность религиозных организаций регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
4. Фонды.
Фонд - это некоммерческая
организация, не имеющая членства, основанная
для достижения общественно полезных
целей путем использования
Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого фонд действует самостоятельно, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему в уставе, и положениями законодательства. Возможна даже такая ситуация, когда устав фонда не предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить прочной гарантией того, что имущество учредителей будет использовано должным образом, даже когда они перестанут его контролировать. В этом случае внесение каких-либо изменений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.
Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах.
Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммерческие организации, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе путем создания или участия в хозяйственных обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов.
5. Учреждения.
Учреждение - это
некоммерческая организация, созданная
собственником для
Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Правовое положение автономных учреждений определяется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное
учреждение отвечает по своим обязательствам
всем закрепленным за ним имуществом,
за исключением недвижимого
Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: "Частный музей А.М. Гатина".
6. Некоммерческие партнерства.
Некоммерческое партнерство - это некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности (ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Некоммерческие партнерства базируются на принципе членства. Данные организации играют лишь роль вспомогательного инструмента в достижении каких-либо целей. Кроме того, члены общественных организаций по общему правилу не имеют никаких прав в отношении имущества этих организаций. Тогда как в некоммерческом партнерстве объем имущественных прав участников весьма велик. В частности, в случаях выхода, исключения из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано членами в собственность некоммерческого партнерства.
Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.
7. Автономные некоммерческие организации.
Автономная некоммерческая организация - это учреждение на основе добровольных имущественных взносов, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
В области управления автономными некоммерческими организациями закон содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном высшем органе управления) и тем самым предоставляет учредителям максимальную свободу выбора. Очевидно, что любая схема управления, избранная учредителями и не оперирующая понятием членства, будет удовлетворять нормам закона.
Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Учредительным документом такой организации является ее устав, учредители вправе также заключить учредительный договор.
8. Объединения юридических лиц.
Объединения юридических лиц (ассоциации или союзы) - это некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для представления и защиты их общих интересов. Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство. Объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе.
В ГК РФ отсутствуют специальные нормы, посвященные образованию имущества объединений, поскольку в них главную роль играет элемент личного участия.
Учредительными
документами объединений
Законодатель
предоставляет учредителям ассо
Наименование объединения юридических лиц должно включать в себя указание на предмет деятельности его членов и слова "ассоциация" или "союз".
Участники не обладают какими-либо имущественными правами в отношении своих объединений, поэтому передача вклада участника другим лицам, равно как и требование выдела доли при выходе из объединения, невозможны.
Ответственность участников ассоциации по ее обязательствам является субсидиарной и продолжается даже в случае выхода из нее участника в течение двух лет с момента выхода. По общему правилу новое лицо, вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательствам ассоциации, возникшим до момента его вступления, однако учредительными документами может быть установлено иное правило.
9. Государственные корпорации.
Государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Учредителем государственной корпорации может быть только Российская Федерация. Она создается на основании специального федерального закона, в котором определяется порядок управления ее деятельностью, реорганизации и ликвидации. Государственная корпорация обладает правом собственности на переданное ей имущество, Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации (ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
77. некомерческая корпорация: понятие и виды, правовой режим имущества, имущественная ответственность по обязательствам
Государственная
корпорация представляет собой новую организационно-
Государственная корпорация создается
и функционирует на основании отдельного
федерального закона. Учредительных документов
для создания государственной корпорации
не требуется. В законе, предусматривающем
ее создание, должны определяться наименование
государственной корпорации, цели ее деятельности,
место нахождения, порядок управления
государственной корпорацией, а также
порядок ее реорганизации,
ликвидации и использования имущества,
оставшегося после ликвидации (п. 3 ст.
7.1 Закона "О некоммерческих организациях").
В настоящее время функционирует единственная
государственная корпорация "Агентство
по реструктуризации кредитных организаций",
учрежденная Федеральным законом от 8
июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации
кредитных организаций"
<*>. Создание данного Агентства в организационно-правовой
форме государственной корпорации подчеркивает
осуществление им отдельных государственных
функций в области реструктуризации кредитных организаций.
------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477; 2002. N 12. Ст. 1093.
Учредителем государственной корпорации
является исключительно Российская Федерация.
Имущество государственной корпорации
формируется за счет передачи в ее собственность
имущества, находящегося в собственности
РФ, а также за счет доходов, полученных
от осуществляемой в соответствии с законом
предпринимательской деятельности. Представляется,
что положение о закреплении за корпорацией
имущества на праве собственности противоречит
п. 2 ст. 209 ГК, закрепляющему принцип полноты
прав собственника на принадлежащее ему
имущество. Действительно, государственная
корпорация вправе использовать доходы
от осуществляемой ею предпринимательской
деятельности исключительно в целях, определенных
федеральным законом, на основании которого
она создана. Кроме того, государственная
корпорация не вправе самостоятельно
решать вопросы собственной ликвидации
(реорганизации),
а также определять судьбу имущества корпорации
на случай ее ликвидации (реорганизации).
В связи с этим представляется, что из
предусмотренного ГК перечня вещных прав
к правовому режиму имущества государственной
корпорации наиболее близко право оперативного
управления.
Закон, предусматривающий создание государственной
корпорации, может установить ответственность
учредителя по обязательствам государственной
корпорации, равно как и ответственность
государственной корпорации по обязательствам
учредителя. Целевое использование имущества
государственной корпорации гарантируется
требованием о ежегодной публикации ее
отчетов об использовании имущества (п.
2 ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях").
78. некоммерческие унитарные юридические лица: понятие и виды, правовой режим имущества, имущественная ответственность по обязательствам
----------------
79. учреждение: понятие, виды и типы, порядок создания, правоспособность, правовой режим имущества
Понятие
Учреждением признается не
имеющая членства организация, созданная
и финансируемая собственником в качестве
субъекта ограниченного вещного права
под его дополнительную ответственность
для осуществления управленческих, социально-культурных
и иных некоммерческих функций (п. 1 ст.
120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих
организациях).
Подобно фондам, учреждения
не относятся к числу корпораций, поскольку
не имеют строго фиксированного участия.
Это единственная разновидность некоммерческих
организаций, которым имущество принадлежит
не на праве собственности, а на праве
оперативного управления (ст. 296 ГК). Они
полностью или частично финансируются
их учредителями-собственниками, имеют
строго целевую правоспособность, в силу
чего обладают весьма ограниченными возможностями
самостоятельного участия в гражданских
правоотношениях.
Как и унитарные предприятия,
учреждения не свойственны развитому
товарному обороту, а представляют собой
остатки прежней социалистической системы.
Однако опасность их участия в обороте
для третьих лиц значительно смягчается
правилом о неограниченной дополнительной
ответственности собственника-учредителя
по долгам созданного им учреждения. Поэтому
закон сохранил данную конструкцию не
только для публичных, но и для частных
собственников.
Вместе с тем государство испытывает
известные трудности в связи с необходимостью
нести субсидиарную ответственность по
долгам своих учреждений, тем более в условиях
постоянного недостатка их бюджетного
финансирования. В связи с этим имеются
проекты определенного расширения возможностей
госбюджетных учреждений по получению
дополнительных доходов от собственной
деятельности и установления их самостоятельной
имущественной ответственности по собственным
долгам (при исключении субсидиарной ответственности
учредителя и одновременном запрете обращения
взыскания кредиторов на находящееся
у учреждений недвижимое и иное ценное
имущество собственника).
Правоспособность учреждений
носит узко специальный характер, в рамках
которого законом или учредительными
документами учреждению может быть разрешено
осуществление некоторых видов приносящей
доходы, т.е. предпринимательской деятельности.
Как правило, речь идет о предоставлении
платных услуг, связанных с основной (уставной)
деятельностью учреждения в сфере образования,
воспитания, медицины, спорта, организации
досуга, проведения научных исследований
и пр. Учреждение не вправе самостоятельно
создавать другие юридические лица, ибо
это означало бы незаконное распоряжение
имуществом собственника, если только
речь не идет о доходах от разрешенной
учреждению предпринимательской деятельности
и приобретенном за счет этого имуществе,
получающем особый правовой режим (п. 2
ст. 298 ГК).
Учреждениями являются органы
государственной и муниципальной власти
и управления, а также организации образования,
просвещения и науки, здравоохранения,
культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные
институты, больницы, музеи, библиотеки
и т.п.), особенности правового положения
которых во многих случаях устанавливаются
специальным законодательством.
В зависимости от состава учредителей
можно выделить публичные (государственные
и муниципальные) учреждения, учредителями
и собственниками имущества которых являются
соответствующие публично-правовые образования:
Российская Федерация, субъекты РФ либо
муниципальные образования. Иные виды
учреждений являются частными, поскольку
создаются одним или несколькими физическими
и (или) юридическими лицами.
Строго говоря, частным является
также общественное учреждение, которое
Закон определяет как не имеющее членства
общественное объединение, ставящее своей
целью оказание конкретного рода услуг,
отвечающих интересам участников и соответствующих
уставным целям данного объединения (ст.
11 Закона об общественных объединениях).
Согласно ст. 6 данного Закона участниками
общественного учреждения признаются
физические лица и юридические лица - общественные
объединения, выразившие поддержку целям
данного учреждения и (или) его конкретным
акциям, принимающие участие в его деятельности
без оформления условий своего участия.
Очевидно, что такие участники ни при каких
обстоятельствах не могут являться членами
общественного учреждения, поскольку
оно вообще не имеет членства.
Виды и типы
Государственное или муниципальное
учреждение может быть автономным, бюджетным
или казенным учреждением.
Частное учреждение полностью
или частично финансируется собственником
его имущества. Порядок финансового обеспечения
деятельности государственных и муниципальных
учреждений определяется законом.
Частное или казенное учреждение
отвечает по своим обязательствам находящимися
в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности указанных денежных
средств субсидиарную ответственность
по обязательствам такого учреждения
несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает
по своим обязательствам всем находящимся
у него на праве оперативного управления
имуществом, за исключением недвижимого
имущества и особо ценного движимого имущества,
закрепленных за автономным учреждением
собственником этого имущества или приобретенных
автономным учреждением за счет выделенных
таким собственником средств. Собственник
имущества автономного учреждения не
несет ответственность по обязательствам
автономного учреждения.
Бюджетное учреждение отвечает
по своим обязательствам всем находящимся
у него на праве оперативного управления
имуществом, как закрепленным за бюджетным
учреждением собственником имущества,
так и приобретенным за счет доходов, полученных
от приносящей доход деятельности, за
исключением особо ценного движимого
имущества, закрепленного за бюджетным
учреждением собственником этого имущества
или приобретенного бюджетным учреждением
за счет выделенных собственником имущества
бюджетного учреждения средств, а также
недвижимого имущества. Собственник имущества
бюджетного учреждения не несет ответственности
по обязательствам бюджетного учреждения.