Шпаргалка по "Римское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:17, шпаргалка

Краткое описание

1 Понятие и периодизация римского права, его деление на публичное и частное
2 Системы римского частного права
3 Обычай и закон как источники римского права
4 Законы XII таблиц как первый источник писаного римского права
5 Эдикты магистратов как источник римского права
6 Значение преторского права в развитии римской правовой системы

Вложенные файлы: 1 файл

Римское прааво.docx

— 231.16 Кб (Скачать файл)

 Однако путем фидеикомисса  можно было возложить на наследника  обязанность выдать другому лицу  также все наследство или определенную  долю его. Первоначально и такой  fideicomrnissum hereditatis приводил только  к сингулярному преемству, а  ответственность по обязательствам, входившим в состав наследства, лежала на наследнике (хотя он  и передавал все имущество  лицу, которому такой фидеикомисс  оставлен). Естественно, что при  таком положении охотников принимать  подобного рода наследство найти  было нелегко, и распоряжение  наследодателя оставалось без  исполнения. Поэтому был внесен  ряд поправок в регламентацию  таких фидеикомиссов, конечным  результатом которых было признание,  что в случае назначения fideicommissum hereditatis наследник все же мог  одну четверть наследства сохранить  за собой, и что лицо, получившее  в качестве фидеикомисса не  отдельное право, а определенную  долю наследства, в соответствующей  доле несет и ответственность  за долги наследства, т. е. такой  фидеико­мисс получил значение универсального преемства.

 В праве Юстиниана  fideicomrnissum hereditatis, как форма универсального  преемства, сохранил значение. Другие  фидеикомиссы (т. е. устанавливавшие  не универсальное, а сингулярное  преемство) были полностью уравнены  с легатами (per omnia exaequata sunt).

 Порядок приобретения легатов

 В процессе приобретения легатарием его права различаются два момента: dies legati cedens и dies legati veniens. Dies legati cedit, как правило, в момент смерти завещателя, но если легат оставлен под условием, то dies cedens  есть момент наступления условия.  Юридическое значение dies cedens заключается в том, что если легатарий переживет этот момент, его право на получение легата само становится способным переходить по наследству. Следовательно, если .потом легатарий умрет, не получив легата, право на легат переходит к его наследнику.

Dies legati venit это— момент  вступления наследника в наследство. G этого момента легагарий или  его наследники получают право  требовать осуществления их права  на легат: при легате per vindicationem легатарий может предъявлять  виндикационный иск против всякого,  у кого находится отказанная  вещь, при легате ргг damnationem —  обязательственный иск против  наследника об исполнении легата.

 Ограничения  легатов

 Легаты получили в  Риме широкое распространение.  При этом нередко завещатели  назначали столько легатов, что  наследникам не оставалось почти  ничего; вследствие этого у них  не было стимула принимать  наследство. В интересах наследников  были введены ограничения легатов:  сначала установили, что нельзя  назначать легаты свыше 1000 ассов  каждый, и что ни один легатарий  не должен получить больше, чем  наименее получивший наследник.  Этих мер оказалось недостаточно, так как можно было, назначив  много мелких легатов, все-таки исчерпать все наследство.

Поэтому законом Фальцидия (приблизительно за полвека до н. э.) было установлено более радикальное  ограничение: наследник не обязан выдавать в качестве легатов больше трех четвертей  наследства; четверть наследства (оставшегося  после погашения долгов наследодателя) должна поступить наследнику (так  называемая фальцидиева четверть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 77. Цивильное и преторское наследование по закону

При отсутствии завещания имущество умершего переходило к наследникам по закону, обозначенным в XII таблицах. Со времени преторского  права к ним относились и лица, указанные в эдиктах как законные наследники.

   В  наследовании по закону основными  являются правила, устанавливавшие  круг законных наследников и  размер наследственной доли каждого  из них.

   По  цивильному праву круг законных  наследников соответствовал сущности  агнатского родства и составлял  три очереди. 

   К  первой очереди относились лица, являвшиеся членами семьи насле­дователя, так называемые свои наследники, и в результате его смерти  ставшие юридически самостоятельными, например, сын, приобретавший положение  патерфамилиас. Внуки, освободившиеся  от бремени подвластности, наследовали  лишь в том случае, если ко  времени вступления в наследство  умер или был эманципирован  их отец, который в противном  случае сам был бы призван  к наследованию. В таких ситуациях  внуки наследодателя как бы  представ­ляли своего умершего  или эманципированного отца и  наследовали не на общих основаниях, а по праву представления.      

   Во  вторую очередь входили— ближайшие  агнаты умершего (агнаты второй  степени), призывавшиеся к наследованию  при отсутствии «своих наследников», т.е. наследников первой очереди.  К ближайшим агнатам относились  лица, связанные в прошлом с  наследодателем отношениями подвластности  и имевшие общего патерфамилиас:  братья, сестры и мать умершего. Ближайшие агнаты (агнаты второй  степени) устраняли от наследования, агнатов отдаленных степеней, т.  е. таких, которые в кровном  отношении были дальше от умершего; (сын вытеснял внука и т.  п.). Таким образом, агнаты более  отдаленной (в кровном отношении)  степени призывались к наследованию  при отсутствии агнатов предыдущей  степени.

   К  третьей очереди законных наследников  принадлежали когнаты — кровные  родственники умершего. При этом  не имела значения степень  кровнородственной близости. Но  и здесь ближайший когнат вытеснял  более отдаленного, а в случае; отказа от своих прав его  не мог заменить другой когнат  очередной степени родства. В  таких обстоятельствах наследств  во признавалось выморочным, а  в древнейший период — бесхозяйным.

   Юридический  смысл изложенной очередности  наследников состоит в том,  что каждая следующая очередь  призывалась к наследованию лишь  при отсутствии всех наследников  предыдущих очередей. Данное положение  вытекает из XII таблиц. Преторское  право в регулировании наследственных  отношений отразило тенденцию  преобладающего значения когнатического  родства над агнастическим, явившейся  следствием распада патриархальной  римской семьи.

   Преторский  эдикт установил четыре очереди  законных наследников.

   В  первую очередь претор, помимо  своих наследников по цивильному  праву, включил детей наследодателя  как эманципированных, так и кем-то  усыновленных.

   Вторую  очередь составили все агнаты  с устранением от наследования  ближайшим из них более отдаленных.

   В  третью очередь вошли все кровные  родственники умершего, вплоть до  шестой степени родства (включая  детей троюродных братьев и  сестер). Ближайшая степень родства  исключала более отдаленную, родственники  одной степени делили наследство  поровну. 

   К  четвертой очереди претор отнес  пережившего супруга, состоявшего  в браке, не устанавливавшего  отношений подвластности. Если  же умерший состоял в браке,  устанавливающем подвластные отношения,  то правила наследования подчинялись  принципу подвластности.

   Процесс  вытеснения агнатического родства  когнатическим в качестве основания  наследования был завершен новеллами  Юстиниана, которые вовсе не  упоминают агнатов и говорят  лишь о когнатах.

 

 

 

78вопрос: Понятие наследования включает в себя категорию универ­сального преемства, ибо для возникновения права наследова­ния (у одного или нескольких лиц) недостаточно факта смерти наследодателя, но и необходимо, чтобы на наследника перехо­дили все права и обязанности умершего (но не отдельное, правоотношение). Таким образом, наследование в римском частном праве (и в современном) характеризуется как универ­сальное преемство, т. е. преемство всего комплекса имущест­венных прав и обязанностей наследодателя.

Наследование по праву  представления — это право внуков полу­чить ту долю наследства, которая бы досталась их родителям, если бы те пережили наследодателя. Такое наследование необ­ходимо отличать от наследственной трансмиссии.

Наследственная трансмиссия — это ситуация, при которой на­следник пережил наследодателя, то есть наследство открылось, но не успевал его принять, так как умер сам. В таком случае на: следовали его наследники, поэтому дети в данном случае счита­лись не наследниками деда (наследодателя), а наследниками своего отца, так как тот умер уже после открытия наследства.Римское право сперва не допускало наследственной трансмиссии, так как право наследника рассматривалось как сугубо личное и оттого непередаваемое.В дальнейшем трансмиссия была разрешена, но ограничена одним годом со дня извещения первоначального наследника об открытии ему наследства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

79. Наследование  по новеллам Юстиниана.

Новеллой 118 (543 г.) и несколько изменившей ее новеллой 127 (548 г.) Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве. По системе Юстиниана к наследованию призываются четыре разряда наследников.

(1) Первый разряд составляют нисходящие умершего: сыновья и дочери, внуки от ранее умерших детей и т.д. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою.

(2) Второй разряд, призываемый к наследованию при отсутствии первого, состоит из ближайших по степени восходящих родственников умершего (отец, мать, дед, бабка), а также его полнородных братьев и сестер и детей ранее умерших полнородных братьев и сестер.

Наследники этого  разряда делят наследство поровну, однако, дети ранее умерших братьев  и сестер получают долю, которая  причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in lineas, одна половина идет восходящим с отцовской стороны, другая - восходящим с материнской  стороны.

(3) Третий разряд, призываемый к наследованию при отсутствии двух первых, - это неполнородные братья и сестры, т.е. происходящие от одного с умершим отца, но от разных матерей или от одной матери, но от разных отцов, а также дети неполнородных братьев и сестер, получающие долю, которая причиталась бы их родителю.

(4) Если нет никого из перечисленных родных, наследство получают остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения ad infinitum.

Ближайшая степень  устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita. О наследовании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторского права. При  введенной Юстинианом системе это  означало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии каких бы то ни было, даже самых отдаленных боковых  родственников. Но для неимущей вдовы (uxor indotata) Юстиниан установил правило: вдова, не имевшая ни dos, ни paraphema, наследовала  одновременно с любым из наследников, получая 1/4 наследства, и во всяком случае не более 100 фунтов золотом. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умершим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте.

При отсутствии каких  бы то ни было наследников, имущество  умершего признавалось выморочным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам  и т.п.

 

 

 

 

 

80 вопрос

Легаты (завещательные отказы) — это такие распоряжение в завещании, по которым предоставлялись какие-либо выгоды другим людям за счет наследства. Эти люди стали называться легатариями. Легатарий мог рассчитывать лишь на часть активов наследства, а не на какую-нибудь долю наследства. Легатарий виндикационным иском требовал право на конкретную вещь или же предъявлял отдельный иск об исполнении воли завещателя и требовал что-либо от наследника. Если легатарий умирает, не получив легата, то он переходит к наследникам легатария.

Виды легатов:

— legatum per vindicationem устанавливал собственность  легатария на определенную вещь в  составе наследственной массы. Этот легат защищался виндикационным иском;

— legatum per praeceptionem чаще всего считается  разновидностью вин дикационного легата. По нему можно было отказывать только имущество наследодателя;

— legatum per damnationem обязывал наследника передать легатарию определенную вещь, но никаких вещных прав на полученную вещь у него не возникало. Вещь могла  быть истребована легатарием при  помощи actio ex testamento;

— разновидностью этого легата был legatum sinendi modo, предметом которого могли  быть вещи как наследодателя, так  и наследника и даже третьих лиц.

Приобретение легата происходило  в два этапа:

1) в момент смерти наследодателя  происходило закрепление легата  за легатарием;

2) с момента вступления наследника  в права наследства легатарий  мог требовать получения оговоренной  в завещании вещи через виндикационный (собственнический) иск и иск об  исполнении его права требования.

Легат мог быть отозван как вследствие отзыва завещания, так и вследствие отзыва самого легата (ademptio legati). Первоначально (по цивильному праву) считалось, что  отзыв должен происходить формально, путем устного заявления об отзыве, в дальнейшем также стал признаваться неформальный отзыв (например, отчуждение завещателем вещи, что несовместимо с ее последующим оставлением  легатарию).

Легат признавался ничтожным по Катонову правилу (regula Catoniana), согласно которому легат считался ничтожным, если был таковым в момент составления  завещания, даже если к открытию наследства причина ничтожности уже не существует.

Ограничения на легаты были введены  уже в период принципата, до этого  никаких ограничений не было. Для  того чтобы защитить наследников  от легатов, в начале было введено  суммовое ограничение в 250 сестерциев а позднее наследник при наличии  легатов оставлял себе четверть наследуемого имущества (фальцидиева четверть).

Фидеикомиссы (в переводе «порученное совести») — это устные или письменные просьбы или рекомендации по выполнению какого-либо поручения или предоставление какому-либо лицу части наследства, с которыми наследодатель обращался к наследнику. Такие просьбы нередко делались в завещании, составленном без соблюдения должной формы, или в обычном завещании, но адресованные наследникам по закону. Следует заметить, что в отличие от обычного легата, по которому передавалась определенная вещь, по фидеикомиссу передавалась часть наследства.

Информация о работе Шпаргалка по "Римское право"